Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

8.10. Психологическое  воздействие в правоохранительной  деятельности

 Проблема психологического  воздействия имеет важное и  специфическое значение в правоохранительной  деятельности. Много написано о  воздействиях оперативного работника  или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших. С развитием в нашей стране демократических принципов общественного устройства стали появляться публикации, касающиеся защиты прав личности при возникновении правоотношений с органами правопорядка и их сотрудниками, носящие преимущественно пуб-1 лицистический характер.2

Понятия «психического воздействия»3 и «психологического воздействия»4, имея свои семантические оттенки, в  литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В  частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.5

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат  которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие  — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого  человека в отличие от психического, которое может происходить и  без выраженного желания воздействующего  субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании »). Оно проивольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия  надо представлять, какие изменения  в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать  необходимые изменения, каковы возможности  применяемых им воздействий, как  они соотносятся с его правами  и правами гражданина. Чтобы так  поступать, сотруднику нужна незаурядная  профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие  может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые  сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Типология психологических  воздействий. Психологические воздействия  классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают  простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По направленности воздействия  оно может быть индивидуальным или  социально-психологическим.1 Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное — на группу людей.2 Например, работа так называемых «пиарщиков»3, пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение  непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.) Комбинированная форма  сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует  высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста  из психологической службы.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия  и инструментальные. Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Существуют также методы психологического воздействия,1 основными  из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим  состоянием партнера по общению.2

Принципы воздействия. Они  обычно связываются с допустимостью  использования психологического воздействия  в уголовном процессе, а число  их, выделяемых разными авторами, колеблется от 103 до четырех.4 Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое  воздействие соответствовало Конституции  Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и  документам. Сотрудник, оказывающий  воздействие, должен осознавать, что  он несет полную ответственность  за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия  на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую  подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию  человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Правомерное и неправомерное  воздействие. Одной из важнейших  характеристик психолбгического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе оперативной разработки, дознания, предварительного следствия? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы  при производстве оперативно-розыскных  и следственных действий, хотя в  самом Уголовном кодексе нет  терминов «психическое» либо «психологическое»  воздействие.

Другие средства принуждения  процессуальных участников содействовать  раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это  — задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и  свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д. Теоретически каждое из них может вызвать нарушения  физического и психического здоровья, но эти меры допускаются законом.

К неправомерным способам получения доказательств относятся  такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение  фактов их применения однозначно вынудит  поставить вопрос об уголовной ответственности  самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как  правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения  доказательств по делу. Уже описаны  процессуально допустимые возможности  использования полиграфа2 и гипноза,3 есть свидетельства об иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработках.

§ 2.    Система методов  психологического воздействия на личность  в оперативно-розыскной деятельности

Основными методами психологического воздействия являются — метод  передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.

Метод передачу информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации —  обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен  ею. В то же время создание предварительных  условий при передаче информации, соответствующий подбор ее способны значительно увеличить силу ее воздействия  на личность, выработать специальный  метод воздействия — передачу целенаправленной информации.93 При разработке этого метода учитывались не только знания психических закономерностей, но и элементы теории информации: особенности передачи и получения информации, ее переработка и т. д.

В условиях оперативно-розыскной  деятельности метод передачи информации помогает определенному изменению  и направлению мыслительных процессов  лица, на которое оказывается воздействие.

Сущность метода заключается  в том, что заранее собранная  и в определенном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает лицо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланированной  цели воздействия. Данный метод применяется  для разнообразных целей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить установку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное состояние. Во всех случаях передача информации повышает психическую активность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность.

При воздействии методом  передачи информации должны учитываться  следующие факторы.

1. Условия передачи информации  должны обеспечивать концентрацию  внимания именно на предъявляемой  информации. В противном случае  сила воздействия этой информации  будет существенно снижена. Условия  могут усиливать эмоциональное  воздействие — становиться его  дополнительным элементом.

2. Способы передачи информации  довольно разнообразны: устная и  письменная речь, документы и  т. д. Может применяться и  закодированная информация, если  код ее хорошо известен данному  лицу (схемы, графики, чертежи  и т. д.). Следует различать непосредственную  передачу информации (демонстрация  предметов, объектов) и опосредованную, логическую передачу информации  — передачу представлений не  об определенном объекте, а  о другом, связанном с ним, где  сведения о первом объекте  будут выводиться логически.

Из изложенного видно, что информация может восприниматься разными органами чувств (зрение, слух) раздельно или одновременно.

Информация, рассчитанная на зрительное восприятие, в свою очередь  может предъявляться субъекту различно. В одних случаях возможно, прямое обращение внимания на определенный объект («посмотрите на грузовую таможенную декларацию»), в других — создаются  условия, которые обеспечивают зрительное восприятие объекта без подобного  обращения, как бы случайно. Такая  информация может воздействовать на мыслительные процессы и направлять их не менее сильно.

Способ передачи информации избирается в зависимости от цели воздействия, психологических, профессиональных особенностей личности (привычек, навыков), предполагаемого интереса к предъявляемой  информации и т. д.

Специфическим способом передачи информации является демонстрация действия объектов субъектам. Здесь еще больше увеличиваются возможности воздействия  информацией: человек наглядно убеждается в определенных процессах, наступающих  результатах. Эксперимент, опыт облегчают  процесс познания взаимоотношений, связей, взаимозависимостей между фактами  и таким образом усиливают  процесс воздействия информацией, облегчают усвоение значимости этой информации лицом, на которое оказывается  воздействие.

3. Форма передачи информации  в речи. Информация может быть  передана в речи в любой  грамматической форме: вопросительной, утвердительной и отрицательной.  Форма передачи информации по-разному  возбуждает процессы мыслительной  деятельности, по разному может быть использована для такого воздействия. При применении различных форм передачи информации следует учитывать и состояние человека в момент общения.

Информация может быть рассчитана как на немедленную реакцию, так и на более или менее  длительное продумывание полученных сведений. Такое различие в назначении информации требует применения различных форм ее передачи. Информация, рассчитанная на период продумывания и осмысления, чаще всего требует повествовательной  формы изложения; рассчитанная на немедленную  реакцию, требует, как правило, восклицательной  формы и т. д. Различают прямую и косвенную форму передачи информации. В первом случае прямо сообщается об определенных фактах, а во втором — сведения о наличии факта  должны быть выведены лицом, получающим информацию, путем проведения соответствующих  мыслительных операций. Косвенная информация воспринимается сложнее, требует большего напряжения, повышенной активности психической  деятельности, поэтому при передаче ее всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека, его интересы, состояние в данный момент, профессиональные навыки, уровень интеллекта, возможную  направленность мыслительных процессов  с учетом содержания всей предыдущей беседы.

4. Порядок, скорость и  последовательность передачи информации  также имеют значение. Сила воздействия  информации определяется ее логической  связанностью, неожиданностью предъявления, ролью в мыслительных процессах  данного лица, отношением к ней.  Подбор информации, определение  порядка ее передачи, способ передачи  должны способствовать активизации  мыслительных процессов и их  направленности. Бессистемность в  передаче информации не только  не приведет к возбуждению  мыслительной деятельности, а наоборот  может привести к обратным  результатам.

Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности