Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат
Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.
Если объект воздействия
не проявляет признаков
Диапазон сокровенных
чувств очень широк. В зависимости
от индивидуальных особенностей он может
включать различные аспекты духовной
и материальной жизни людей. Сам
процесс активизации
Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса — мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.
Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.
Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей с использованием этого метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.
Сознание конфликтное
в общении усиливает
Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопросительные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.
Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение, противоположное смыслу, заключенному в вопросе. Например, вопросы: «Неужели он не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой, иронией, убежденностью и т. д.
В оперативно-розыскной
При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению и действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют, Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.
В оперативно-розыскной
Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекает.
При этом под рефлексивным управлением понимают навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему логически выстраиваемых оснований, с учетом которых он логически формирует "свое" решение, предопределенное управляющим. Любые "обманные" движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) предопределяют реализацию рефлексивного управления .
9.7. Психотехника рефлексивного мышления
Понятие рефлексии. Рефлексия (в переводе с лат. — обращение назад, на себя) — обращение сознания на себя, мысль о мысли. Рефлексивный феномен весьма многозначен, в самом общем виде различают три основных значения понятия. Во-первых, это философско-методологическая рефлексия — осознание, осмысление наукой самое себя, своего предмета и метода. Концепцию рефлексии разрабатывали Декарт, Локк, Кант и другие классики философии. Их идеи легли в основу понимания рефлексивного феномена в психологии. Всплеск интереса к рефлексии в современной отечественной науке связан с именем Г.П. Щедровицкого и деятельностью, начиная с середины 50-х годов, Московского методологического кружка, которые оказали заметное влияние на соответствующие разработки в психологии, в том числе и юридической.
Во-вторых, это индивидуально-
В-третьих, это социально-психологическая
рефлексия — постановка себя на
место другого человека и размышление
за другое лицо. Именно в этом значении
понятие рефлексии и
Понятие рефлексии в юридическую психологию, отправляясь от первых работ Лефевра, ввел А.Р. Ратинов.2 Ему принадлежит специальная работа по рефлексии в юридической психологии.3 Сложность рефлексивного феномена, к сожалению, ограничила его дальнейшее исследование в юридической психологии. В последующих работах (А.В. Дулов, 1975; В.Е. Коновалова, 1978; Н.Л. Гранат, А.Р. Ратинов, 1978 и др.) рефлексия используется в основном для раскрытия психологической природы мышления следователя, допроса, обыска и других следственных действий. При этом конфликтное взаимодействие следователя с подследственным рассматривается в рамках познавательной деятельности, рефлексивной игры и рефлексивного управления. В последние годы рефлексия активно используется в практической юридической психологии для интерпретации профессионального общения.4
Рефлексивное мышление в
деятельности юриста. Рефлексивное мышление
является умственным профессионально-
Следователь предпринимает розыск преступника, скрывшегося с места совершения убийства. Наиболее вероятно, что он мог уйти двумя путями: один из них — «А» — удобный для движения, но более людный и опасный, другой — «В» — труднее, но не связан с таким риском. Преследуемый рассуждает так: «Пусть «В» лучше «А», по- J этому я выбираю путь «В». Следователь, оценивая обстановку, должен воспроизвести ход рассуждения преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: «Убийца знает, что путь «В» для него лучше, чем путь «А», и поэтому выбирает «В», значит, я должен его преследовать по этому пути». Однако, если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: «Следователь, полагая, будто я, зная, что путь «В» лучше «А», двинусь по второму пути, станет преследовать меня по пути «В», поэтому я выбираю путь «А». Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии,, должен воссоздать мысленно ход его рассуждении и их результат, после чего, приняв соответствующее решение, захватить разыскиваемого, если только тот не
переиграл следователя в этом соревновании умов, более точно и на более высоком уровне имитируя рассуждения и решения своего противника. На этом принципе строятся и более сложные расчеты, хотя в реальных человеческих конфликтах имитация рассуждений партнера редко превышает вторую-третью ступень.
Рефлексивное мышление используется не только при раскрытии и расследовании преступлений. В более широком плане использование рефлексии дает возможность, как отмечает А.В. Дулов:1
• построения мысленной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события;
• планирования собственной познавательной деятельности;
• прогнозирования поведения участников процесса в ходе предполагаемых процессуальных действий;
• разработки системы воздействия
на отдельных участников, являющихся
источниками получения
• разработки системы воздействия в целях перевоспитания лиц, совершивших правонарушения.
Практическое использование
рефлексивного мышления в деятельности
юриста с учетом определенной сложности
этого профессионально-
Техника рефлексивного мышления. Она включает в себя три основных приема: выход в рефлексивную позицию, рефлексивное отображение ситуации и рефлексивное обоснование деятельности.
Прием выхода в рефлексивную позицию. Суть приема - в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации, в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить ее. Рефлексия — весьма «тонкая» организация мышления и, чтобы овладеть приемом рефлексивного выхода, юристу важно понимать три момента: зачем и откуда «выходить», куда «выходить» и как зафиксировать «выход».
Осознание затруднения в деятельности и фиксация ситуации, в которой оно возникло. Если все течет гладко, то в рефлексии нет нужды. Но как только в деятельности возникло затруднение, оно осознается и юрист дает себе отчет, что «что-то не так». Осознание затруднения и есть исходный момент рефлексии. При этом важно обозначить границы ситуации, в которой возникло затруднение. Например: «Не понимаю, что же неясно собеседнику в этом вопросе» или «Каким способом действовать дальше». Рефлексивный выход необходим для того, чтобы найти способ преодолеть затруднение в деятельности, а для этого нужно мысленно выйти за пределы возникшей ситуации.
Выбор рефлексивной позиции. Рефлексивная позиция — это угол, точка зрения на рассматриваемую ситуацию. Для юриста это может быть позиция конкретного партнера по взаимодействию (собеседника, клиента, пострадавшего, преступника и т.д.), иная профессионально-должностная позиция коллеги-юриста (судьи, прокурора, адвоката, следователя, оперативного работника и т.п.) и даже любая другая позиция, отличная от исходной. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. При этом такая позиция может быть конкретизирована: «посмотреть на ситуацию глазами незаинтересованного свидетеля», «а как бы поступил здесь более опытный коллега-профессионал» и т.п. Каждая позиция задает свой способ «видения» ситуации и отношения к ней. Потенциальный набор позиций и ролей юриста весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления.
Самоопределение и рефлексивная настройка. Для фиксации рефлексивного выхода юристу важно самоопределиться в выбранной позиции. Например, «с этой позиции оценивая данную ситуацию, нужно учесть следующее ». Самоопределяясь в ситуации, юрист осваивает выбранную позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих данный угол зрения на ситуацию. При этом важно рефлексивно настроиться на рациональное осмысление ситуации с новой позиции, проконтролировав отстройку от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание исходного затруднения.
Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности