Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

Если объект воздействия  не проявляет признаков расслабления или напряженности, то необходимое  для внушения фоновое состояние  у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация  с объектом воздействия облегчается  в том случае, если внушающий: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) от носится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) выбивает у него положительные эмоции. А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Этого можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

Диапазон сокровенных  чувств очень широк. В зависимости  от индивидуальных особенностей он может  включать различные аспекты духовной и материальной жизни людей. Сам  процесс активизации воздействия  всегда связан с заинтересованностью  объекта, то есть с возникновением у  него интереса и к внушаемому (оперативному сотруднику), и к проблеме беседы.

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие  может иметь место в виде постановки вопроса — мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления  мыслительных процессов лиц, на которых  оказывается воздействие.

Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов  в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении  поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для  достижения целей с использованием этого метода необходимо тщательно  изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при  их постановке.

Сознание конфликтное  в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и  значимость каждого вопроса. За ним  всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается  постановкой вопроса. Это усиливает  воздействие самого вопроса, существенно  активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить  вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные  вопросительные частицы; 2) виды речевой  интонации; 3) сочетание формы вопроса  с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы  могут выражать сомнение, недоверие  или даже убеждение, противоположное  смыслу, заключенному в вопросе. Например, вопросы: «Неужели он не говорил Вам  об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?»  и т. д. Значимость вопроса очень  часто усиливается интонацией. Кроме  интонации, этот вопрос может существенно  усиливаться и мимикой, иронией, убежденностью и т. д.

В оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов при  помощи этого метода реализуется  и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы — мыслительные задачи на оживление памяти.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа  своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения  отношения к своему поведению  и действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или  только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое  воздействуют, Эту роль и выполняет  метод постановки мыслительных задач.

В оперативно-розыскной деятельности этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего  заведомо ложные показания, обязательно  имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель — передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи — вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели — только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных — наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой  мыслительной задачи в ряде случаев  объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в  ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к  выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса  это прямо и не вытекает.

При этом под рефлексивным управлением понимают навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему логически выстраиваемых оснований, с учетом которых он логически формирует "свое" решение, предопределенное управляющим. Любые "обманные" движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) предопределяют реализацию рефлексивного управления .

9.7. Психотехника  рефлексивного мышления

Понятие рефлексии. Рефлексия (в переводе с лат. — обращение назад, на себя) — обращение сознания на себя, мысль о мысли. Рефлексивный феномен весьма многозначен, в самом общем виде различают три основных значения понятия. Во-первых, это философско-методологическая рефлексия — осознание, осмысление наукой самое себя, своего предмета и метода. Концепцию рефлексии разрабатывали Декарт, Локк, Кант и другие классики философии. Их идеи легли в основу понимания рефлексивного феномена в психологии. Всплеск интереса к рефлексии в современной отечественной науке связан с именем Г.П. Щедровицкого и деятельностью, начиная с середины 50-х годов, Московского методологического кружка, которые оказали заметное влияние на соответствующие разработки в психологии, в том числе и юридической.

Во-вторых, это индивидуально-психологическая  рефлексия — самопознание, самосознание человека. Хорошо известно, что самое  трудное — познать самого себя. Традиционно это одна из актуальных тем психологии и одно из важнейших  направлений ее практического приложения, в том числе и к юридической  сфере. Высокая профессиональная ответственность юриста предполагает повышенный самоконтроль, продуманное принятие решений, понимание своих личных возможностей, четкую самоорганизованность, а значит, и владение рефлексией.

В-третьих, это социально-психологическая  рефлексия — постановка себя на место другого человека и размышление  за другое лицо. Именно в этом значении понятие рефлексии и употребляется прежде всего в юридической психологии. Отправной точкой для развернувшихся впоследствии социально-психологических исследований рефлексии послужила известная работа методолога В.А. Лефевра,1 который впервые ввел и разработал понятие рефлексии в этом значении. Рефлексивная модель оказалась весьма продуктивной при; изучении конфликта, кооперации, общения.

Понятие рефлексии в юридическую  психологию, отправляясь от первых работ Лефевра, ввел А.Р. Ратинов.2 Ему принадлежит специальная работа по рефлексии в юридической психологии.3 Сложность рефлексивного феномена, к сожалению, ограничила его дальнейшее исследование в юридической психологии. В последующих работах (А.В. Дулов, 1975; В.Е. Коновалова, 1978; Н.Л. Гранат, А.Р. Ратинов, 1978 и др.) рефлексия используется в основном для раскрытия психологической природы мышления следователя, допроса, обыска и других следственных действий. При этом конфликтное взаимодействие следователя с подследственным рассматривается в рамках познавательной деятельности, рефлексивной игры и рефлексивного управления. В последние годы рефлексия активно используется в практической юридической психологии для интерпретации профессионального общения.4

Рефлексивное мышление в  деятельности юриста. Рефлексивное мышление является умственным профессионально-психологическим  действием юриста, обеспечивающим решение  наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач. Специфика рефлексивного режима мышления заметно отличается от обычных  логических рассуждений и наиболее характерно представлена в формуле «Я думаю, что он думает, что я думаю». Схематический, ставший уже классическим, пример этого рода, наглядно раскрывающий существо рефлексивного мышления, приводит А.Р. Ратинов:5

Следователь предпринимает  розыск преступника, скрывшегося с  места совершения убийства. Наиболее вероятно, что он мог уйти двумя  путями: один из них — «А» —  удобный для движения, но более  людный и опасный, другой — «В»  — труднее, но не связан с таким  риском. Преследуемый рассуждает так: «Пусть «В» лучше «А», по- J этому я выбираю путь «В». Следователь, оценивая обстановку, должен воспроизвести ход рассуждения преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: «Убийца знает, что путь «В» для него лучше, чем путь «А», и поэтому выбирает «В», значит, я должен его преследовать по этому пути». Однако, если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: «Следователь, полагая, будто я, зная, что путь «В» лучше «А», двинусь по второму пути, станет преследовать меня по пути «В», поэтому я выбираю путь «А». Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии,, должен воссоздать мысленно ход его рассуждении и их результат, после чего, приняв соответствующее решение, захватить разыскиваемого, если только тот не

переиграл следователя в  этом соревновании умов, более точно  и на более высоком уровне имитируя рассуждения и решения своего противника. На этом принципе строятся и более сложные расчеты, хотя в реальных человеческих конфликтах имитация рассуждений партнера редко  превышает вторую-третью ступень.

Рефлексивное мышление используется не только при раскрытии и расследовании  преступлений. В более широком  плане использование рефлексии  дает возможность, как отмечает А.В. Дулов:1

• построения мысленной  модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события;

• планирования собственной  познавательной деятельности;

• прогнозирования поведения  участников процесса в ходе предполагаемых процессуальных действий;

• разработки системы воздействия  на отдельных участников, являющихся источниками получения необходимой  информации;

• разработки системы воздействия  в целях перевоспитания лиц, совершивших  правонарушения.

Практическое использование  рефлексивного мышления в деятельности юриста с учетом определенной сложности  этого профессионально-психологического действия предполагает владение техникой, соответствующими приемами.

Техника рефлексивного мышления. Она включает в себя три основных приема: выход в рефлексивную позицию, рефлексивное отображение ситуации и рефлексивное обоснование деятельности.

Прием выхода в рефлексивную позицию. Суть приема - в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации, в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить ее. Рефлексия — весьма «тонкая» организация мышления и, чтобы овладеть приемом рефлексивного выхода, юристу важно понимать три момента: зачем и откуда «выходить», куда «выходить» и как зафиксировать «выход».

Осознание затруднения в  деятельности и фиксация ситуации, в которой оно возникло. Если все  течет гладко, то в рефлексии нет  нужды. Но как только в деятельности возникло затруднение, оно осознается и юрист дает себе отчет, что «что-то не так». Осознание затруднения и  есть исходный момент рефлексии. При  этом важно обозначить границы ситуации, в которой возникло затруднение. Например: «Не понимаю, что же неясно собеседнику в этом вопросе» или «Каким способом действовать дальше». Рефлексивный выход необходим для того, чтобы найти способ преодолеть затруднение в деятельности, а для этого нужно мысленно выйти за пределы возникшей ситуации.

Выбор рефлексивной позиции. Рефлексивная позиция — это угол, точка зрения на рассматриваемую  ситуацию. Для юриста это может быть позиция конкретного партнера по взаимодействию (собеседника, клиента, пострадавшего, преступника и т.д.), иная профессионально-должностная позиция коллеги-юриста (судьи, прокурора, адвоката, следователя, оперативного работника и т.п.) и даже любая другая позиция, отличная от исходной. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. При этом такая позиция может быть конкретизирована: «посмотреть на ситуацию глазами незаинтересованного свидетеля», «а как бы поступил здесь более опытный коллега-профессионал» и т.п. Каждая позиция задает свой способ «видения» ситуации и отношения к ней. Потенциальный набор позиций и ролей юриста весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления.

Самоопределение и рефлексивная настройка. Для фиксации рефлексивного  выхода юристу важно самоопределиться в выбранной позиции. Например, «с этой позиции оценивая данную ситуацию, нужно учесть следующее ». Самоопределяясь  в ситуации, юрист осваивает выбранную  позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих данный угол зрения на ситуацию. При этом важно  рефлексивно настроиться на рациональное осмысление ситуации с новой позиции, проконтролировав отстройку от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание  исходного затруднения.

Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности