Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

Владение широким репертуаром  профессионально-юридических позиций, умение рефлексивно выходить на эти  позиции позволяют развивать  «позиционное» мышление юриста, способность  юридически мыслить с различных  точек зрения, что во многом обеспечивает эффективность его действий.

Прием рефлексивного отображения  ситуации. Бывает, что удачно найденная  позиция, точка зрения на ситуацию как  бы автоматически формирует соответствующий  образ, представление, «видение» причин возникшего затруднения. Однако чаще рефлексивного  выхода самого по себе недостаточно и  требуется еще > рефлексивно организовать отображение ситуации в сознании юриста. ; Один из способов здесь — рефлексивные рассуждения юриста при осмыслении ситуации и причин затруднения, т.е. рассуждения с четкой фиксацией позиции, с  которой они производятся. Для этого используются соответствующие речевые! формулы, построенные, в частности, по схеме мысленного эксперимента («Если, то...»): «Если бы я был на месте преступника, то я бы...». При этом очень важно учитывать правило «вложения», когда извлеченная из ситуации информация строго связывается с определенной позицией (например, по принципу вложенных одна в другую матрешек).

Иллюстрацией здесь может  быть известная загадка о колпаках, надетых на мудрецов. Наиболее простой  ее вариант таков: есть три колпака  — два белых и один красный. В игре принимают участие двое. Ведущий объясняет им, что у  него есть три колпака, и показывает их. Далее он говорит: «Я вам сейчас надену каждому белый или красный  колпак так, что вы не будете знать, какой именно. Но постарайтесь ответить, какой колпак на вас надет». На обоих  надеваются белые колпаки. Один рассуждает: «На нем белый, значит, на мне может  быть белый или красный». Другой тоже видит белый и рассуждает точно так же. В данный момент времени ни один, ни другой ничего о своем колпаке сказать не могут и молчат. Дальше любой из них может рассуждать так «Если другой молчит, значит, он видит на мне не красный колпак. А раз так, то он на мне видит белый». В рассуждении здесь присутствует первый уровень глубины рефлексии.1 Юрист, конечно, рассуждает не о колпаках, но принцип тот же.

Рефлексивные рассуждения  при осмыслении ситуации обычно непросто удержать в сознании. Отсюда необходимость  схематизации, построения схемы ситуации, организующей с определенной позиции  ее основные элементы. Схемой будем  называть структурно организованное единство элементов или структуру элементов, если элементы принадлежали другой целостности, из которой они были извлечены  для схемообразования.1 Без схематизации обычно трудно разобраться в запутанной юридической ситуации. Принято считать, что схема — это нечто упрощенное и примитивное. Это не так. Схема действительно упрощает, но одновременно и обобщает. Использование же нескольких схем, подготовленных с разных позиций, позволяет глубже осмыслить самую сложную юридическую ситуацию и разобраться в причинах возникших затруднений. Для этого важна объективизация схем и их проработка. Обычно это делается графически на доске или бумаге. В области методологии (О.А. Анисимов) в этих целях разработан специальный язык схематизированных изображений.

Итак, суть приема рефлексивного  отображения ситуации — в организации  осмысления возникших трудностей посредством  рефлексивных рассуждений и схематизации. «Схемное» мышление — мощный интеллектуальный ресурс юриста.

Прием рефлексивного обоснования  деятельности. Рефлексия дает не только объективированное представление  о ситуации и причинах затруднений, но и основание для деятельности, исправляющей положение. Суть приема —  именно в трансформации рефлексивной картины ситуации в основание  для такой деятельности. Обычно это  связано с рефлексивным управлением. Рефлексивным управлением В.А. Лефевр называет процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому.2 Это управление осуществляется не в результате прямого навязывания другому своей воли, а путем передачи ему «оснований», из которых тот как бы дедуктивно выводит предопределенное таким основанием решение.

Чтобы картина ситуации могла  быть принята в качестве основания  для принятия решения, она должна стать приемлемой, «нормальной» для  лица, принимающего решение. Необходима выработка представления о нормах, которым должна подчиняться деятельность для достижения успеха, нужно соответствующее  нормирование и перенормирование деятельности для разрешения ситуации и преодоления трудностей. Это прежде всего правовые и этические нормы. Норма — это предписание к деятельности, она состоит из представлений о будущей деятельности и предписывающего статуса этих представлений. О.С. Анисимов выделяет следующие типы норм: цель, план, технология, программа, проект, метод, методика, подход, принцип.3 Широкое толкование норм в современной методологии открывает дополнительные возможности рефлексивного обоснования деятельности.

Рефлексивное обоснование  деятельности также связано с  выработкой сценария игрового поведения. Ведь играть роль — это проводить  обычное рефлексивное управление.4 Гибкое использование различных  норм и разнообразных сценариев  повышает эффективность рефлексивного  управления.


Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности