Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

Достижение целей убеждения  возможно только при наличии со стороны  убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется  положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение  обязательно должно удовлетворять  следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться  с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и  доказательным; 3) возбуждать психическую  активность убеждаемого; 4) содержать  как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.

В процессе оперативно-розыскной  деятельности применение метода убеждения  зависит также от снятия предубеждения  лица, на которое предполагается воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение  достигло цели, надо, чтобы человек  не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения может быть разной. Как правило, эффективность  убеждающего воздействия зависит  от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета  при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоционального состояния  убеждающего в момент их взаимоотношений 94. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и  к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей  природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях оперативно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость 95. Сотрудник должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивого страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает  главным образом в результате словесного воздействия. Отсюда следует, что чувство страха тесно связано  с сознанием человека. Отечественные  психологи говорят и о заметном обратном влиянии 96. Наблюдения, которые  велись ими за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили  сделать вывод о том, что чувство  страха возникает у человека в  результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки  зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и  суждением о ней.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному  лицу, нужно мысленно встать на его  точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного  лица, скажем, после предъявления ему  компрометирующих материалов чувство  страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет  в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно. Если же объект не усмотрит в этой обстановке опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет  бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает  непосредственное участие в переживании  ситуации. Но поскольку все люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному  они будут относиться к одним  и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные или застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения  у интересующего нас лица чувства  страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение  сработает в нужном для сотрудника направлении.

В деятельности правоохранительных органов основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения  и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения  сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и  может быть эффективным только в  том случае, когда сотрудник имеет  большой авторитет у объекта 97. В других случаях этот прием может  оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно  является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти  взаимоотношения характеризуются  взаимным доверием, то с его применением  они приобретают окраску доминирования  со стороны сотрудника. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник  вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе — желание предотвратить  негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя  объекта к состоянию сильнейшего  переживания, порождающего чувство  страха. Для того чтобы применить  угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству  страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В  целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод  внушения.

Метод внушения — одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу  для внушения. Отсюда понятно, что  овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для сотрудника.

Слово «внушение» имеет ряд  значений. Мы будем рассматривать  внушение как специфическое воздействие  на человека в состоянии бодрствования. Оперативный сотрудник в своей  практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность — это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие  основано на специфическом качестве человеческой психики — внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых  людей и определять состояние  их максимальной внушаемости!

Степень внушаемости зависит  главным образом от характера  выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как  правило, создает благоприятные  условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет  к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении  к своим поступкам.

Сотрудник, если он тщательно  наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у  этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод  о том, у кого из группы наблюдаемых  этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор  метода воздействия. Однако здесь следует  принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует  отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть не ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что  на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым  лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой  уравновешенности и подвижности  основных корковых процессов 98. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительного  органа, пользуясь доступными ему  методами изучения личности, имеет  возможность сделать заключение о внушаемости интересующего  объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта  к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее  время доказано, что, несмотря на теоретическую  возможность перевода психики объекта  в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически  невозможно. Несмотря на чрезвычайно  повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое  реализуется 99. Эту мысль доказывает и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах  гипноза испытуемого практически  невозможно заставить с помощью  внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки 100. Следует, однако отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Согласно И.П. Павлову, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при  условии заторможенности других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного  сознания и снижения критичности  со стороны объекта. Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно  «поместить» внушаемого в специфическое  фоновое состояние, в котором  бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в  фоновое состояние является его  расслабление, о высокой степени  которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие  глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу  и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость» 101.

Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности