Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат
Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.
Достижение целей убеждения
возможно только при наличии со стороны
убеждаемого желания
Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.
В процессе оперативно-розыскной
деятельности применение метода убеждения
зависит также от снятия предубеждения
лица, на которое предполагается воздействовать;
от способности этого лица воспринимать
доводы. Для того чтобы убеждение
достигло цели, надо, чтобы человек
не только понял доводы, но и согласился
с ними. В практической деятельности
степень убеждения может быть
разной. Как правило, эффективность
убеждающего воздействия
Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Отметим, что по своей
природе принуждение
Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия. Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии 96. Наблюдения, которые велись ими за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у человека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.
Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно. Если же объект не усмотрит в этой обстановке опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.
Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку все люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные или застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.
Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение сработает в нужном для сотрудника направлении.
В деятельности правоохранительных органов основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.
Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта 97. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.
Предупреждение, как правило,
знаменует начало нового этапа во
взаимоотношениях сотрудника с объектом
воздействия. Если до предупреждения эти
взаимоотношения
Угроза венчает иерархию
психологического принуждения, подводя
объекта к состоянию
Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.
Метод внушения — одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.
Оперативно-розыскная
Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.
Следует отметить, что внушение
как метод влияния на личность
— это психологическое
Степень внушаемости зависит
главным образом от характера
выполняемой индивидом
Сотрудник, если он тщательно
наблюдает за интересующим его лицом,
всегда может с уверенностью сказать,
повысился или понизился у
этого лица уровень внушаемости.
Сравнивая социальную значимость ролей,
сотрудник способен сделать вывод
о том, у кого из группы наблюдаемых
этот уровень выше, а у кого ниже.
Это, безусловно, обеспечивает ему выбор
метода воздействия. Однако здесь следует
принять во внимание ряд обстоятельств.
В частности, чем старше человек,
тем тяжелее он поддается внушению.
Уменьшение внушаемости происходит
постепенно, в процессе воспитания,
социального общения и
Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов 98. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.
Это указывает на тот факт,
что сотрудник
Исследованиями в последнее
время доказано, что, несмотря на теоретическую
возможность перевода психики объекта
в состояние пониженной критичности,
быстро внушить ему идею, противоречащую
его нравственным установкам, практически
невозможно. Несмотря на чрезвычайно
повышенную внушаемость, пишет К.И.
Платонов, далеко не все внушаемое
реализуется 99. Эту мысль доказывает
и тот факт, что в бодрствующем
состоянии и в легких фазах
гипноза испытуемого
Согласно И.П. Павлову, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.
Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость» 101.
Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности