Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:11, реферат

Описание

Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 ных, свидетелей и потерпевших.

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

Передаваемая информация должна отвечать требованиям доказательности  и убежденности; она должна подвергаться анализу, синтезу и сопоставлению  с другими фактами. Именно этот анализ, синтез и сопоставление призваны обеспечивать активизацию мыслительных процессов лица, на которое оказывается  воздействие. Необходимо также постоянно  контролировать воздействие информации. Для этого важно убедиться, что  человек понял, что ему сказали, внимательно наблюдать за его  реакцией, за словесным выражением ее. Все эти факторы следует  учитывать при планировании воздействия  данным методом.

Метод передачи информации во всех случаях рассчитан на предоставление лицу, на которое оказывается воздействие, самостоятельности в усвоении, переработке, осмыслении переданной информации, в  принятии определенного решения. Отсюда обязательной предпосылкой применения метода передачи информации является способность лица, на которое предполагается воздействие, активно воспринимать информацию, мысленно перерабатывать и использовать ее для принятия определенных решений. Имеются определенные особенности  и в передаче информации в зависимости  от цели воздействия.

5. Применение метода передачи  информации для восстановления  в памяти забытого. Например, если  свидетель забыл какие-либо факты,  для оказания ему помощи чаще  всего используется передача  определенной информации. Воздействие  производится не прямым сообщением  фактов, находящихся в определенных  ассоциативных связях с вспоминаемым  событием. Отсюда в целях получения  более объективных результатов  целесообразно также, чтобы дополнительно  передаваемая информация более  полно восстанавливала уже то, что человек казалось бы, и сам прекрасно помнит, а не подсказывала ему непосредственно ответ на задаваемый вопрос.

Следует иметь в виду, что лучше всего вспоминаются факты, детали, находящиеся в непосредственной связи с привычными, повторяющимися каждый день событиями и действиями. Поэтому важно установить, в каких  именно пунктах интересующее нас  событие соприкасается с привычными действиями данного лица. При восстановлении в памяти забытого чаще всего может применяться передача информации в вопросительной форме, что помогает опрашиваемому лицу, свидетелю мысленно концентрировать свое внимание на определенной группе объектов, на определенном участке пути, на каком-то выделенном действии и т. д. Для оживления процессов воспоминании всегда должна передаваться только часть той информации, которую должен вспомнить данный человек. Воспроизведение им остальной информации (которую в тому же нельзя вывести логически) будет свидетельствовать о том, что здесь отсутствует элемент внушения, а после восстановления в памяти воспроизводятся действительно имевшие место факты.

Передача дополнительной информации используется и в тех  случаях, когда необходимо опровергнуть чьи-либо неправильные выводы, основанные на неполноте информации. Такая передача имеет целью возбудить активную мыслительную деятельность субъекта на пересмотр его вывода или решения.

Активно используется метод  передачи информации и для изменения  отношения человека к своему поведению  и к сообщаемым им фактам. Воздействие  информацией способно изменять волевые  решения человека, помогает ему пересмотреть ранее избранную линию поведения. В связи с этим она должна широко использоваться в оперативно-розыскной  деятельности в ситуациях, когда  опрашиваемое лицо или подозреваемый сообщает ложные факты или скрывает их.

Метод передачи информации применяется и в тех случаях, когда необходимо резко изменить эмоциональное состояние определенного  лица. Логические доводы могут воздействовать в очень незначительной степени, если человек находится в состоянии  сильного торможения или возбуждения, при котором получаемая информация совершенно не воспринимается. Нужен  какой-то способ, чтобы вывести его  из подобного состояния. Передача дополнительной информации помогает и здесь. Она  может быть использована для снятия торможения (возбуждения) путем резкого  возбуждения новых сильных эмоций или путем постепенного переключения внимания интересующего лица от фактов, на которые раньше была сконцентрирована вся его мыслительная деятельность, на другие факты.

Правильное применение и  использование передачи информации с целью изменения направленности мыслительных процессов или изменения  эмоционального состояния возможны только в том случае, если предварительно будут определены границы возбуждения, установлено, какие факты, обстоятельства, события находятся в сфере  возбуждения, а какие, судя по имеющимся  материалам, могли сюда не войти. Правильное определение очагов возбуждения  является обязательным условием применения не только методы передачи информации, но и всех методов воздействия  на личность с целью изменения  ее отношения к своему поведению, к сообщаемым ей фактам.

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение — это главный  метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью  формирования у нее одних качеств  и избавление от других, а с другой — побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется  в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения  являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а  также беседа.

 

В побуждении человека к  деятельности важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это  стоит и можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту  фактов и выводов, необходимых для  побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный  путь, то есть рассматривать последовательно  факты, явления, события и потом  делать обобщения; можно избрать  дедуктивный путь, то есть сначала  высказать общие положения и  потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического  ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

В первом случае интересующему  лицу придется ждать, когда сотрудник  в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот; сразу  видна главная мысль.

Анализируя разъяснения  как один из компонентов убеждения, можно выделить наиболее типичные его  виды; схематическое, повествующее, рассуждающее, проблемное.

Схематическое разъяснение  уместно при инструктировании, когда  объект должен усвоить, точнее запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Для сотрудника, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических  основах, большое значение приобретают  приемы рассуждающего и проблемного разъяснения

Суть рассуждающего разъяснения  состоит в том, что мы ставим перед  собеседником вопросы, заставляя его  задуматься над ними, и сами же путем  ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сотрудник ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на правильный вывод.

Следует учитывать здесь  элементы доказательства, которые строятся по законам логики и свидетельствуют  о том, что доказательство будет  весьма эффективным, если оно опирается  на такие факты, которые или правильны  по своей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений  между тезисом и аргументом: тезис  — это положение, истинность или  логичность которого должна быть выяснена; аргумент — это положение, из которого следует истинность доказываемого  тезиса.

Доказательство будет  тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся  достоверные факты, определения  основных понятий конкретной области  знания: положения, истинность которых  была доказана ранее. Наиболее важными  для практической деятельности сотрудников  правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий  настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Следует отметить, что с  точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну идею, сотрудник  тем самым опровергает другие. В психологическом же плане здесь  имеется разница. Она связана  с тем, что опровержение имеет  дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением  старых и формированием новых  установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с  тактикой собеседования. От того, как  строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс  убеждения.

 

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может  быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики  человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Для того чтобы метод убеждения  дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы  она привела убеждаемого к  тем самым выводам, в которых  его хотят убедить. Необходимо также  прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в  связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждаемого  могут быть использованы различные  средства. Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись или отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

Убеждение предполагает и  использование стимулирования в  процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке  хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях  есть процесс, включающий всегда следующие  основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов  с учетом возражений; 5) повторение отдельных  доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного  воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием  опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему  возможных путей анализа и  синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые  можно сделать из сообщенных доводов  и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам  убеждаемый в противовес логическому  и этическому решению, предложенному  в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору  всех препятствий, которые могут  возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

При осуществлении убеждения  следует учитывать все положительные  черты и свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать  на них внимание, используя также  и противопоставление их свойствам  и установкам других объектов. Очень  важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения  предполагает обязательное выяснение  доводов и возражений со стороны  убеждаемого. Он может соглашаться  с доводами, сомневаться в них  или высказывать отрицательное  к ним отношение. Если имеются  сомнения или высказывается отрицание  в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить  процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением  доводов в ином плане, что может  способствовать изменению отношения  к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения  является полное словесное воспроизведение  имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что  известна вся совокупность фактов. Лицо, занимающееся оперативно-розыскной  деятельностью, в некоторых случаях  может развить через подозреваемых  представляемый им ход событий, с  тем чтобы во время опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием допустим только в том случае, если имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изучением отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логическим осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет цели: 1) возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют; 2) убеждать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности; 3) возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс восприятия доводов; 4) вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Информация о работе Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности