Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность
В процессе написания курсовой работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10
Выводы по теоретической главе………………………………………………15
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17
III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34
3.2 Память…………………………………………………………………36
3.3 Мышление……………………………………………………………..41
3.4 Речевое развитие………………………………………………………51
Выводы по экспериментальной главе………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из  1 файл

Курс.раб. готовая.doc

— 2.07 Мб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5

1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5

1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10

Выводы по теоретической  главе………………………………………………15

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17

III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34

3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34 

3.2 Память…………………………………………………………………36

3.3 Мышление……………………………………………………………..41

3.4 Речевое развитие………………………………………………………51

Выводы по экспериментальной  главе………………………………………….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….58

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка детей к  школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка  к современному школьному образованию  выступает как совокупный результат  системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого  дошкольника. Выражением готовности к  школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, 1968, Л.А. Венгер, 1994, Д.Б. Эльконин, 1989, И.В. Дубровина, 1975, Е.Е. Кравцова, 19991, А.А. Люблинская, 1965, В.С. Мухина, 1985, Н.Н. Поддъяков, 1972, К.Н. Поливанова, 2000, Е.О. Н.Г. Салмина 1988 и др.).

Вместе с тем интерес  к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность

В процессе написания  курсовой работы были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов

3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу

4. Подобрать комплекс тестов направленных на обследование психологической готовности к школе

5. Проанализировать результаты тестирования

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ литературы по теме исследования; диагностические, эксперимент (констатирующий); анализ результатов обследования.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: МДОУ № 183 «Огонёк».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

обобщены концепции  о психологической готовности к  школе,

в исследовании последовательно  применён системный подход, позволивший  выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: материал данной курсовой работы можно использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов. Результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы воспитателями, детскими психологами, и всеми интересующимися данной проблемой,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения психологической готовности дошкольника к обучению в школе

 

1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы  жизни ребенка. Психологическая  готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные  на формирование у детей дошкольного  возраста определенных изменений  и навыков, необходимых для  обучения в школе.

2. Исследования новообразований  и изменений в психике ребенка.

3. Исследования генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности  и выявление путей их формирования.

4. Изучение изменений ребенка  сознательно подчинять свои действия  заданному при последовательном  выполнении словесных указаний  взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Готовность к школе  в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному  обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой (1991), проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [11]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л. И Божович (1968) еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец (2005) [11], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое  требует комплексных психологических  исследований.

По определению Н.И. Гуткиной, «психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [13, С.17].

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью  понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение  фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень  привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо  меньшей степени ориентированы  на теорию вопроса, то в работах отечественных  психологов содержится глубокая теоретическая  проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского (см. Божович Л.И., 1968; Д.Б. Эльконин, 1989; Н.Г. Салмина, 1988; Е.Е. Кравцова, 1991 и др.)

Так Л.И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные  мотивы учения, или мотивы, связанные  «с потребностями ребенка в  общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или  «познавательные интересы детей,  потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [Л.И. Божович, 1972 г. с. 23-24]. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические.

Новообразование «внутренняя  позиция школьника», возникающее  на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие  психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место  в изучаемой проблеме. Есть точка  зрения, что слабое развитие произвольности - главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе - вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны - слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической  готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в  развитии ребенка. Выделяется три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Информация о работе Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе