Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность
В процессе написания курсовой работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10
Выводы по теоретической главе………………………………………………15
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17
III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34
3.2 Память…………………………………………………………………36
3.3 Мышление……………………………………………………………..41
3.4 Речевое развитие………………………………………………………51
Выводы по экспериментальной главе………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из  1 файл

Курс.раб. готовая.doc

— 2.07 Мб (Скачать документ)

 

Нормативные данные:

I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов

II зона (слабый, уровень субнорма) от 2 до 3 баллов

III зона (средний уровень, норма) от 4 до 7 баллов

IV зона (хороший уровень) от 8 до 10 баллов

V зона (высокий уровень) 11 баллов

 

Рис. 5 Понятийное логическое мышление

По результатам диагностики понятийного логического мышления (рис.5), видно что 40% детей показали хороший уровень развития понятийного логического мышления; 25% - средний уровень и 35% высокий уровень.

III -V зоны — Средний и высокий уровни развития понятийного

логического мышления. Ребенок  способен чувствовать (понимать,

осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет

дело, и правильно применять их на практике.

 

Понятийное речевое мышление

Таблица 6.  Понятийное речевое мышление

Фамилия, имя

баллы

1

Даниил Замятин

11

2

Никита Каврайский

11

3

Алена Чебыкина

11

4

Егор Казаков

10

5

Лида Косцова

10

6

Полина Вшивкова

10

7

Лиза Рогозина

10

8

Никита Котельников

10

9

Женя Шорохова

11

10

Артем Нифантьев

10

11

Надя Александрова

11

12

Даня Молчанов

11

13

Малик Гаджиев

11

14

Юля Гришечева

11

15

Саша Мишукова

11

16

Вика Личутина

11

17

Саша Ковалев

8

18

Ильдар Асадуллин

11

19

Оля Лукьянова

8

20

Василиса Орлова

9


 

Нормативные данные:

I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов

II зона (слабый, уровень субнорма) от 2 до 4 баллов

III зона (средний уровень, норма) от 5 до 9 баллов

IV зона (хороший уровень) от 10 до 11 баллов

V зона (высокий уровень) 12 баллов

 

Рис. 6. Понятийное речевое мышление

Из рис. 6 видно, что понятийное речевое мышление у 83% детей развито хорошо и у 17% детей развито средне.

Наблюдая за детьми при ответах на данные задания было замечено, что дети с хорошо развитым понятийным речевым мышлением выдают больше информации. Их речь боле складная, разнообразная словами и предложениями. Есть возможность предположить, что это связано с общением внутри семьи, где дети чаще общаются с мамами и папами, выходя из сада, играя дома, они общаются с куклами, развивая речевое мышление. Дети со средним уровнем развития понятийного речевого мышления более сдержаны и неактивны в плане речевого разнообразия и желания общаться. Им присуща эмоциональная сдержанность, что выражается в речевом мышлении.

 

Понятийное образное мышление

Таблица 7. Понятийное образное мышление

Фамилия, имя

баллы

1

Даниил Замятин

9

2

Никита Каврайский

7

3

Алена Чебыкина

10

4

Егор Казаков

8

5

Лида Косцова

10

6

Полина Вшивкова

8

7

Лиза Рогозина

10

8

Никита Котельников

11

9

Женя Шорохова

9

10

Артем Нифантьев

11

11

Надя Александрова

8

12

Даня Молчанов

10

13

Малик Гаджиев

8

14

Юля Гришечева

9

15

Саша Мишукова

10

16

Вика Личутина

9

17

Саша Ковалев

6

18

Ильдар Асадуллин

11

19

Оля Лукьянова

6

20

Василиса Орлова

7


 

Нормативные данные:

I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов

II зона (слабый, уровень субнорма) от 2 до 4 баллов

III зона (средний уровень, норма) от 5 до 8 баллов

IV зона (хороший уровень) от 9 до 12 баллов

V зона (высокий уровень) от 13 до 15 баллов

Рис. 7. Понятийное образное мышление

У 60% испытуемых образное мышление развито хорошо и у 40% находится на среднем уровене развития образного мышления (рис.7).

Дети с хорошо развитым понятийным образным мышлением чаще рисуют, фантазируют, смотрят книги с картинками, более ориентируются в различных изображениях.

 

Абстрактное мышление

Задания на абстрактное мышление решаются посредством выделения различных формальных признаков и оперирования ими. Если мышление ребенка остается преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для него непосильными.

Таблица 8. Абстрактное мышление

Фамилия, имя

баллы

1

Даниил Замятин

4

2

Никита Каврайский

3

3

Алена Чебыкина

4

4

Егор Казаков

3

5

Лида Косцова

3

6

Полина Вшивкова

3

7

Лиза Рогозина

4

8

Никита Котельников

3

9

Женя Шорохова

2

10

Артем Нифантьев

3

11

Надя Александрова

4

12

Даня Молчанов

2

13

Малик Гаджиев

4

14

Юля Гришечева

3

15

Саша Мишукова

2

16

Вика Личутина

3

17

Саша Ковалев

3

18

Ильдар Асадуллин

3

19

Оля Лукьянова

2

20

Василиса Орлова

2


 

Нормативные данные:

I зона (уровень патологии) 0 баллов

II зона (слабый, уровень субнорма) 1 баллов

III зона (средний уровень, норма) 2 баллов

IV зона (хороший уровень) 3 баллов  при этом если уровень развития абстрактного мышления соответствует зоне IV, то вывод о его хорошем развитии делается только в том случае, если все другие типы мышления попадают в зоны III-IV. Если уровень развития хотя бы какого-то типа мышления опускается ниже зоны Ш, то абстрактное мышление оценивается только как среднее.

V зона (высокий уровень) 4 баллов при этом если уровень развития абстрактного мышления соответствует зоне V, то вывод о его высоком уровне развития делается только в том случае, если все другие типы мышления попадают в зоны IV - V. Если уровень развития хотя бы какого-то типа мышления опускается ниже зоны IV, то абстрактное мышление оценивается только как хорошее.

Рис.8. Абстрактное мышление 

По результатам диагностики  абстрактного мышления из рис. 8 видно, что у 25% детей хорошо развито абстрактное мышление уровнем, у 50% – средний уровень развития образного мышления и 25% детей слабый уровнь развития абстрактного мышления.

Задания на абстрактное  мышление решаются посредством выделения  различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) и оперирования ими. Поскольку мышление некоторых  детей остается преимущественно образным, они оказываются не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для них непосильными.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

 

3.4 Речевое развитие

Характеризует активный словарный запас, общую осведомленность.

 

Таблица 9. Речевое развитие

Фамилия, имя

баллы

1

Даниил Замятин

11

2

Никита Каврайский

12

3

Алена Чебыкина

13

4

Егор Казаков

11

5

Лида Косцова

10

6

Полина Вшивкова

9

7

Лиза Рогозина

11

8

Никита Котельников

12

9

Женя Шорохова

10

10

Артем Нифантьев

12

11

Надя Александрова

13

12

Даня Молчанов

12

13

Малик Гаджиев

11

14

Юля Гришечева

11

15

Саша Мишукова

13

16

Вика Личутина

13

17

Саша Ковалев

9

18

Ильдар Асадуллин

13

19

Оля Лукьянова

8

20

Василиса Орлова

9


 

Нормативные данные:

I зона (уровень патологии) от 0 до 4 баллов

II зона (слабый, уровень субнорма) от 5 до 9 баллов

III зона (средний уровень, норма) от 10 до 14 баллов

IV зона (хороший уровень) от 15 до 18 баллов

V зона (высокий уровень) от 19 до 20 баллов

Информация о работе Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе