Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность
В процессе написания курсовой работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10
Выводы по теоретической главе………………………………………………15
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17
III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34
3.2 Память…………………………………………………………………36
3.3 Мышление……………………………………………………………..41
3.4 Речевое развитие………………………………………………………51
Выводы по экспериментальной главе………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из  1 файл

Курс.раб. готовая.doc

— 2.07 Мб (Скачать документ)

 

Рис. 9. Речевое развитие

 

Большинство испытуемых справились с заданием хорошо (80%), а 20% справились на отлично (рис.9).

Как говорилось выше, дети преуспевшие в речевом мышлении и соответственно их уровень речевого развития так же достаточно высок. Они довольно начитанны, общительны, проявляют интерес ко многим вещам, в играх достаточно часто используют монолог с куклами, либо диалог с играющими. Их кругозор слов очень разнообразен.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

 

Выводы по экспериментальной  главе

  1. Зрительно-моторный гештальт тест используется в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже — для определения уровня интеллектуального развития. 

 

Тест "Тулуз–Пьерона" является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. 

2. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

3.  Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

4. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовность ребёнка  к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки.

Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

Неподготовленный к  школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Таким образом, можно  сделать несколько важных выводов.

Во-первых, чтобы подготовить  ребенка к школе, требуется серьезная  работа и детского сада,  родителей и учителей. Причем эта работа не может ограничиваться только обучением читать, писать, считать.

Во-вторых, традиционные, принятые в нашей школе формы  работы не позволяют учителю распознать, какие психологические трудности  мешают данному конкретному ребенку  справиться с учебным заданием. Поэтому учитель, как правило, оказывается беспомощным сам и не может подсказать родителям, как помочь первокласснику, над чем работать. Отсюда и общие жалобы на невнимательность или плохую память и общие рецепты: больше заниматься.

В-третьих, только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Грамотное использование результатов диагностики позволит исправить ситуацию.

Наконец, в-четвертых: если своевременно проконсультироваться со специалистами–психологами, оценить  сильные и слабые стороны психологической  готовности ребенка к школе, получить развернутые рекомендации, то можно подготовить ребенка к школе таким образом, чтобы он туда ходил с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: МГУ, 1999. - 148 с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: МГУ, 1992. - 98 с.

3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. - С. 14-21

4.Божович Л.И. Этапы  формирования личности. - М. : Воронеж, 2005. - 164 с.

5.Бородина Г.В. Еще  раз о готовности к школе  // Начальная школа: плюс до  и после. - 2002. - №10. - С. 19-25/

6.Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С. 56-61.

7.Венгер А.Л. Диагностика  ориентировки на систему требований  в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М. : МГУ, 2001. - 96 с.

8.Венгер Л. Как дошкольник  становится школьником? // Дошкольное  воспитание. – 2005. - №8. - С. 66-74.

9.Витилах Г. Принципы  разработки и применения психодиагностических  методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. - М. : МГУ, 1996. - 126 с.

10.Волкова Е.Т. Готов  ли ребенок к школе // Дошкольное  воспитание. - 2001. №12. - С. 17-20.

11. Готовность к школе / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: 1995. - 289 с.

12.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М. : МГУ, 1996. - 154 с.

13.Гуткина Н.И. Психологическая  готовность к школе. - М.: МГУ, 1996. - 64 с.

14.Гуцалюк Л.Б. Занятия  по подготовке детей к школе // Начальная школа. – 2001. - №4. - С. 11-13.

15.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.

17.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., МГУ, 2001. - 68 с.

18.Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. - М., МПГУ, 1994. - 82 с.

19.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во «Наука», 2002. - 96 с.

21.Методика Л.А. Ясюковой. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

22.Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., МГУ, 2005. - 84 с.

23.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., МГУ, 2001. - 94 с.

25. Особенности психического  развития детей 6-7_летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.  Венгера. - М., МГУ, 2000. - 126 с.

26.Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2006. - 248 с.

28.Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. - М., МГУ, 2000. - 97 с.

29.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., МГУ, 2000. - 286 с.

30.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., МГУ, 2006. - 128 с.

 

 


Информация о работе Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе