Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность
В процессе написания курсовой работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10
Выводы по теоретической главе………………………………………………15
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17
III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34
3.2 Память…………………………………………………………………36
3.3 Мышление……………………………………………………………..41
3.4 Речевое развитие………………………………………………………51
Выводы по экспериментальной главе………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Глава 2. Организация и методы исследования психологической готовности ребенка дошкольника к обучению к школе
Целью экспериментальной работы было изучение уровня психологической готовности к обучению в школе исследуемой группы дошкольников. Основой исследования послужила программа Л.А. Ясюкова [21].
Участниками эксперимента были 20 дошкольников, которые посещают МДОУ № 183 «Огонёк».
Обследование будущих
Обследование проводилось в 2 этапа:
Первый этап — групповой. Психолог проводит в классе с детьми
тест Тулуз–Пьерона и тест Бендер.
С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются
динамические характеристики детской
психики, свойства внимания, работоспособность
и произвольность.
Тест Бендер позволяет определить начальный
уровень зрительномоторной координации
детей.
Групповой этап исследования осуществляется
психологом, он является наиболее сложным.
Время проведения исследования— примерно
30 минут.
Приготовьте для каждого ребенка отдельный
двусторонний бланк формата А4 (стандартный
машинописный лист). С одной его стороны
должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона,
с другой— тест Бендер. Для работы понадобится
секундомер.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на
рисунок вверху листа. Вот здесь внизу
на свободной части листа (показать) постарайтесь
перерисовать этот рисунок так, чтобы
получилось очень похоже. Не торопитесь,
здесь время не отмеряется, главное, чтобы
получилось похоже».
Анализ теста Бендер
Анализ теста Бендер носит качественный
характер. Плохую зрительномоторную координацию
выдает рисунок, выполненный ребенком
без детального анализа изображения образца,
когда не соблюдаются основные пропорции
и сопряжения элементов (имеются лишние
пробелы и пересечения линий), количество
кружков не соответствует образцу, пропущены
некоторые элементы, имеются существенные
перекосы изображения.
Второй этап — индивидуальное собеседование
ребенка. Оно структурировано специальными заданиями
на изучение объема зрительной и словесной
памяти ребенка, освоенных им мыслительных
операций и речевых навыков. Всем детям
предъявляются одни и те же задания, что
позволяет определить уровень успешности
в выполнении как отдельного упражнения,
так и всего комплекса в целом.
Правила:
• перед началом исследования ребенок
должен отдохнуть;
• недопустимо изучать готовность к школе
в тот период, когда ребенок болен;
• перед работой ему стоит предложить
посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей
к обучению в школе необходимо создать
для них комфортную, доброжелательную
обстановку. Не забывать хвалить ребенка
за выполнение каждого задания независимо
от того, справился ли он с поставленной
задачей или нет.
Индивидуальный этап исследования проводится
по ниже расположенной методике. Необходимо
ксерокопировать стимульный материал,
увеличив его в два раза, а также приготовить
для каждого ребенка бланк фиксации результатов.
На исследование понадобится
примерно 15 минут.
Перед его началом ребенку ничего в руки
не выдается. Педагог лишь фиксирует в
бланке его ответы, обязательно отмечая
номер используемого варианта задания.
Порядок предъявления тестовых
заданий:
Задание 1. Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить
слова, а ты слушай внимательно и запоминай.
Когда я перестану говорить, сразу повторяй
все, что запомнилось, в любом порядке».
Четко произнесите все слова из любого
ряда (1–4) с интервалом в пол-секунды, по
окончании кивните головой и тихо скажите:
«Говори».
Запишите все, что скажет ребенок (слова,
которые он придумал сам, повторы и т. п.),
не поправляя, не критикуя и не комментируя
его ответы. Записывайте слова так, как
они произнесены ребенком, помечая для
себя искажения и дефекты произношения.
В конце работы обязательно похвалите
ребенка, сказав: «Задание было трудное,
и ты— молодец, много запомнил» (даже если
ребенок запомнил всего 2–3 слова).
Слова для запоминания: (выбрать
одну из строчек)
1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон,
ром, или
2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег,
соль, или
3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь,
торт, луч, или
4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань,
зуд, дом.
За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).
Задание 2. Кратковременная зрительная
память
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю
картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри
и запоминай. Потом я у тебя заберу эти
картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось,
в любом порядке». Время предъявления
картинок— 25–30 секунд.
В бланке ответов отметьте крестиком все,
что ребенок назовет правильно. Когда
ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй
мысленно просмотреть картинку, может
быть, ты еще что то увидишь». Обычно детям
удается вспомнить что нибудь еще. Запишите
то, что вспомнит ребенок, и обязательно
похвалите его за работу. За каждую верно
названную картинку начисляется 1 балл
(максимально 16 баллов).
Задание 3. Интуитивный речевой анализ
- синтез
Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты
должен найти, какое слово лишнее. Всего
будет пять слов, четыре можно объединить,
они друг к другу подходят, а одно— неподходящее,
лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов (см.
ниже три варианта последовательностей
слов) и запишите лишнее слово, которое
назовет ребенок. Похвалите его.
Не просите ребенка объяснять, почему
он выбрал то или иное слово. Если ребенок
неправильно выполняет первое задание
или не понимает, как это— найти лишнее
слово,— разберите с ним пример: «астра,
тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть
о каждом слове ребенок скажет, что оно
означает. Помогите ему выбрать лишнее
слово и объясните, почему оно лишнее.
Отметьте, смог ли ребенок догадаться
сам.
Если при выполнении первого задания ребенок
в качестве лишнего назвал последнее слово
в ряду, притом, что до этого он плохо справился
с заданием на кратковременную речевую
память (см. задание №1), спросите у него,
все ли слова он запомнил. Прочитайте слова
еще раз. Если после этого ребенок дает
правильный ответ, следующие ряды ему
надо зачитывать 2–3 раза. Все повторные
предъявления слов отмечаются в бланке
ответов для того, чтобы потом при интерпретации
выяснить причину, анализируя показатели
скорости переработки информации, внимательности,
речевой памяти, мышления, тревожности.
Курсивом выделены правильные ответы.
За каждый правильный ответ начисляется
1 балл (максимум 4 балла).
Вариант 1
3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок,
фонарь.
3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник,
градусник.
3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый,
фиолетовый.
Вариант 2
3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода,
снежная
Вариант 3
3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус,
трамвай.
3.4. Большой, маленький, средний, крупный,
темный.
Задание 4. Речевые аналогии
Инструкция: «А теперь представь «стол»
и «скатерть».
Эти два слова как то между собой связаны.
Тебе надо найти подходящее слово к слову
«пол», чтобы получилась такая же парочка,
как «стол–скатерть». Я назову тебе слова,
а ты выбери, какое из них подойдет к слову
«пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть».
«Пол»,— выбирай: «мебель, ковер, пыль,
доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил
неправильно, не говорите ему об этом,
а следующее задание разберите с ним как
пример.
Продолжение инструкции: «Ручка–писать»—
как связаны эти два слова? Можно сказать,
что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож»
какое слово подойдет, чтобы получилось
так же, как «ручка–писать»?
«Нож»,— выбирай; «бежать, резать, пальто,
карман, железный».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил
неправильно, больше примеры не разбирайте.
Доделайте задания в соответствии с общей
инструкцией. Не поправляйте ребенка и
не делайте критических замечаний в процессе
работы.
Пары слов
1. стол : скатерть = пол: мебель, ковер, пыль,
доски, гвозди.
2. ручка : писать = нож: бежать, резать, пальто,
карман, железный.
3. сидеть : стул = спать: книга, дерево, кровать,
зевать, мягкий.
4. город : дома = лес: деревня, деревья, птицы,
сумерки, комары.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально
- 4 балла).
Задание 5. Произвольное владение речью
Задание 5.1. Исправление семантически
неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное
оно или нет. Если неправильное, скажи
так, чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит,
что все верно, так и запишите и переходите
к следующему предложению. По просьбе
ребенка предложение можно повторить.
Этот факт необходимо обязательно отметить
в бланке ответов. Если ребенок, прослушав
первое предложение, начинает объяснять,
почему предложение неправильное, остановите
его и попросите сказать так, чтобы было
правильно. Аналогично поступайте и со
вторым предложением.
Предложения
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался
день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль.
(Доставил мне большую радость.)
Задание 5.2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то
пропущено (слово или несколько слов).
Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи
предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на
месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок
называет только слово, которое надо вставить,
попросите его сказать предложение целиком.
Если ребенок затрудняется, не настаивайте.
Аналогично поступайте и со вторым предложением.
Предложения
1) Оля .... свою любимую куклу. (взяла, сломала,
потеряла, одела и т. п.);
2) Вася ... красный цветок. (сорвал, подарил,
увидел и т. п.).
Задание №5.3. Завершение предложений
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы
оно интонационно звучало незаконченным,
и ждите ответа.
Если ребенок затрудняется с ответом,
скажите ему:
«Придумай что- нибудь, чем можно было
бы закончить - это предложение». Затем
повторите начало предложения. Этот факт
необходимо обязательно отметить в бланке
ответов. Ответы записывайте дословно,
сохраняя порядок слов и их произношение.
Не поправляйте ребенка и похвалите его
за работу.
Предложения
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода,
то...» (мы пойдем гулять и т. п.)
или «Если на улицах лужи, то...» (нужно
надеть сапоги, был дождь и т. п.);
2) «Ребенок ходит в детский сад, потому
что...» (он еще маленький, ему там нравится
и т. д.)
или «Мы тепло одеваемся, потому что ...»
(на улице холодно и т. п.);
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому
что...» (ей стало больно, очень торопилась
и т.п.)
или «Дети любят мороженое, потому что...»
(оно вкусное, сладкое и т. д.);
4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже
собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша
еще маленькая, хотя ...» (уже ходит в садик
и т. д.).
За каждое безупречное дополнение начисляется
1 балл. Если содержатся мелкие ошибки—
0,5 балла
(максимально 8 баллов).
Задание 6. Интуитивный визуальный анализ
- синтез
Покажите ребенку картинки, предназначенные
для выполнения этого задания (см. приложение
№5).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем
рядочке лишний? Покажи. А в следующем
рядочке какая картинка лишняя?» (и так
далее).
Запишите ответы. Если ребенок медлит
с ответом, спросите его: «Ты понимаешь,
что нарисовано на картинках?» Если ему
не понятно— назовите сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок
нет (это может произойти после рассмотрения
четвертого ряда картинок), отметьте это
в бланке ответов. Затем попросите ребенка
вновь посмотреть на ряд картинок и найти
лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет
повторно.
Если ребенок отказывается искать, не
настаивайте.
Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок №1)
2. Цветы (ряд картинок №2)
3. Батон (ряд картинок №3)
4. Бумага (ряд картинок №4)
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально
- 4 балла).
Задание 7. Визуальные аналогии
Покажите ребенку картинки, предназначенные
для выполнения этого задания (см. приложение
№6).
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили
«кошечку» и «котенка» (показать). Тогда
к курочке вот сюда
(показать) какую из этих картинок (показать
на картинки снизу) надо добавить, чтобы
получилась такая же парочка? Если «кошечка
и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки.
Повторите инструкцию, но больше не называйте
то, что
нарисовано на картинках, а только показывайте.
Принимайте и записывайте все ответы без
критики, за правильные ответы обязательно
хвалите ребенка.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально
- 8 баллов).
Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).
Задание 8. Абстрактное мышление.
Покажите ребенку картинки, предназначенные
для выполнения этого задания.
Задание №8.1
Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник.
Знаешь, для чего холодильник используют?
На какой из
этих картинок (показать на картинки справа)
нарисовано чтото такое, что используют
не для того, для чего нужен холодильник,
а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений.
Перейдите к следующему заданию.
Правильный ответ: электроплитка— картинка
2.
Задание №8.2
Инструкция: «У этих двух картинок (показать
на две верхние картинки) есть что то общее.
Какую из нижних
картинок (показать) к ним надо добавить,
чтобы она одновременно подошла и к этой
(показать на желуди),
и к другой картинке (показать на сов),
и чтобы это об щее повторилось? Какая
из нижних картинок лучше
всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».
Записать ответ; если ребенок указывает
на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.
Правильный ответ: две ягодки— картинка
2
Задание№8.3.
Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот»
или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию
повторять нельзя.
Задание №8.4
Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны
(показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие)
какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?».
Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите,
что работа закончена.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально-
4 балла).
Информация о работе Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе