Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: изучение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: готовность
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая готовность
В процессе написания курсовой работы были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей, поступающих в школу
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………………5
1.1 Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов……………………………….5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…10
Выводы по теоретической главе………………………………………………15
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ……………..17
III. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..34
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация……………………………………………………………………34
3.2 Память…………………………………………………………………36
3.3 Мышление……………………………………………………………..41
3.4 Речевое развитие………………………………………………………51
Выводы по экспериментальной главе………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Глава 3. Экспериментальные исследования психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
3.1 Скорость переработки информации и зрительно – моторная координация
Результаты выполнения детьми методик "Тулуз–Пьерона" и тест "Бендер" представлены в таблице 1:
Таблица 1. Результаты тестирования методик "Тулуз–Пьерона" и "тест Бендер"
№ |
Фамилия, имя |
Тулуз–Пьерона |
тест Бендер | |
скорость |
точность | |||
1 |
Даниил Замятин |
норма |
высокая |
хорошо |
2 |
Никита Каврайский |
слабая |
высокая |
норма |
3 |
Алена Чебыкина |
норма |
высокая |
хорошо |
4 |
Егор Казаков |
норма |
норма |
хорошо |
5 |
Лида Косцова |
хорошая |
норма |
норма |
6 |
Полина Вшивкова |
слабая |
патология |
норма |
7 |
Лиза Рогозина |
патология |
высокая |
норма |
8 |
Никита Котельников |
слабая |
высокая |
норма |
9 |
Женя Шорохова |
норма |
патология |
норма |
10 |
Артем Нифантьев |
норма |
хорошая |
хорошо |
11 |
Надя Александрова |
норма |
высокая |
хорошо |
12 |
Даня Молчанов |
норма |
норма |
норма |
13 |
Малик Гаджиев |
норма |
высокая |
хорошо |
14 |
Юля Гришечева |
норма |
высокая |
норма |
15 |
Саша Мишукова |
норма |
высокая |
хорошо |
16 |
Вика Личутина |
хорошая |
высокая |
хорошо |
17 |
Саша Ковалев |
слабая |
патология |
норма |
18 |
Ильдар Асадуллин |
норма |
норма |
норма |
19 |
Оля Лукьянова |
патология |
патология |
норма |
20 |
Василиса Орлова |
хорошая |
высокая |
хорошо |
По итогам тестирования теста Бендера 45% детей справилось с заданием хорошо и 55% испытуемых уложились в норму (таблица 1).
Зрительно-моторный гештальт тест используется в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже — для определения уровня интеллектуального развития.
Рис. 1. Тест "Тулуз–Пьерона"
В результате проведенного анализа видно, что 15% обладают хорошей скоростью переработки информации, 55% – средним уровнем, 20% – слабым уровнем и 10% - патология (рис.1).
Наблюдение показывает, что некоторые дети в силу своих нейродинамических особенностей медлительны от природы и показывает результаты намного ниже нормы, они часто уставали и спрашивали время окончания задания, оглядывались по сторонам, также низкая скорость переработки информации может быть связана и с повышенной внимательностью к заданию. Такие дети качественно выполняют задание без помарок и ошибок, однако отстают от других ввиду своего усердия и вдумчивости
Анализ результатов параметра внимательность (рис.1) видно, что 5% детей обладают хорошим уровнем развития внимательности, 20% имеют средний уровень внимательности, 55% – высокий уровень и 20% - патология (рис.1).
Некоторые дети ввиду своей невнимательности требовали дополнительных разъяснений инструкции и показали результаты ниже остальных. Такие дети часто разговаривали с соседями по столу, смотрели в бланки остальных детей, отвлекались на внешние предметы (ручку, листок, в окно смотрели). Многие дети, показав хороший результат по скорости, уступили по параметру внимательность, поскольку торопились выполнить быстро задание, а не качественно. Некоторые дети показали слабый результат как по первому, так и по второму показателю теста. Они быстро утомилась, вследствие чего начали совершать множество ошибок.
Тест является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания.
3.2 Память
Кратковременная речевая память
Исследование кратковременной речевой памяти направлено на качественный анализ ответов ребенка позволяет получить дополнительную информацию об особенностях его памяти.
Таблица 2. Кратковременная речевая память
№ |
Фамилия, имя |
баллы |
1 |
Даниил Замятин |
6 |
2 |
Никита Каврайский |
7 |
3 |
Алена Чебыкина |
8 |
4 |
Егор Казаков |
8 |
5 |
Лида Косцова |
5 |
6 |
Полина Вшивкова |
4 |
7 |
Лиза Рогозина |
4 |
8 |
Никита Котельников |
8 |
9 |
Женя Шорохова |
5 |
10 |
Артем Нифантьев |
8 |
11 |
Надя Александрова |
7 |
12 |
Даня Молчанов |
7 |
13 |
Малик Гаджиев |
7 |
14 |
Юля Гришечева |
8 |
15 |
Саша Мишукова |
7 |
16 |
Вика Личутина |
8 |
17 |
Саша Ковалев |
6 |
18 |
Ильдар Асадуллин |
6 |
19 |
Оля Лукьянова |
4 |
20 |
Василиса Орлова |
5 |
Нормативные данные:
I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов
II зона (слабый, уровень субнорма) 2 балла
III (средний уровень, норма) зона от 3 до 4 баллов
IV зона (хороший уровень) от 5 до 6 баллов
V зона (высокий уровень) от 7 до 9 баллов
Рис. 2. Кратковременная речевая память
Анализируя результаты методики мы видим, что «хорошо» справились с заданием 35% детей, «удовлетворительно» - 15%, «отлично» - 35% (рис.2).
Дети с визуальной репрезентативной системой лучше воспринимают информацию наглядно, нежели на слух. Поэтому некоторым детям было сложно справиться с данным заданием.
Кратковременная зрительная память
Методика исследования кратковременной зрительной памяти на диагностику зоны развития зрительной памяти.
Таблица 3. Кратковременная зрительная память
№ |
Фамилия, имя |
баллы |
1 |
Даниил Замятин |
10 |
2 |
Никита Каврайский |
8 |
3 |
Алена Чебыкина |
14 |
4 |
Егор Казаков |
10 |
5 |
Лида Косцова |
12 |
6 |
Полина Вшивкова |
10 |
7 |
Лиза Рогозина |
11 |
8 |
Никита Котельников |
5 |
9 |
Женя Шорохова |
7 |
10 |
Артем Нифантьев |
12 |
11 |
Надя Александрова |
10 |
12 |
Даня Молчанов |
11 |
13 |
Малик Гаджиев |
12 |
14 |
Юля Гришечева |
11 |
15 |
Саша Мишукова |
10 |
16 |
Вика Личутина |
13 |
17 |
Саша Ковалев |
10 |
18 |
Ильдар Асадуллин |
7 |
19 |
Оля Лукьянова |
6 |
20 |
Василиса Орлова |
5 |
Нормативные данные:
I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов
II зона (слабый, уровень субнорма) от 2 до 4 баллов
III зона (средний уровень, норма) от 4,5 до 7 баллов
IV зона (хороший уровень) от 7,5 до 9 баллов
V зона (высокий уровень) от 10 до 16 баллов
Рис. 3. Кратковременная зрительная память
Исходя из рис. 3 70% испытуемых справились с заданием на отлично. А 5% справились хорошо и 25% удовлетворительно.
III зона — Средний уровень развития зрительной памяти. Зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная. речевой памяти.
IV - V зоны — Хороший и высокий уровни развития зрительной памяти. Можно говорить о наличии структурной зрительной памяти, то есть
о ее качественно более высоком уровне развития.
Нами было проведено две методики на диагностику памяти: кратковременная речевая память и кратковременная зрительная память. Большинство испытуемых хорошо справились с заданиями.
У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
3.3 Мышление
Понятийное интуитивное мышление
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться.
Таблица 4. Понятийное интуитивное мышление
№ |
Фамилия, имя |
баллы |
1 |
Даниил Замятин |
8 |
2 |
Никита Каврайский |
8 |
3 |
Алена Чебыкина |
8 |
4 |
Егор Казаков |
8 |
5 |
Лида Косцова |
7 |
6 |
Полина Вшивкова |
7 |
7 |
Лиза Рогозина |
8 |
8 |
Никита Котельников |
8 |
9 |
Женя Шорохова |
7 |
10 |
Артем Нифантьев |
8 |
11 |
Надя Александрова |
8 |
12 |
Даня Молчанов |
8 |
13 |
Малик Гаджиев |
8 |
14 |
Юля Гришечева |
8 |
15 |
Саша Мишукова |
8 |
16 |
Вика Личутина |
8 |
17 |
Саша Ковалев |
7 |
18 |
Ильдар Асадуллин |
8 |
19 |
Оля Лукьянова |
7 |
20 |
Василиса Орлова |
6 |
Нормативные данные:
I зона (уровень патологии) от 0 до 1 баллов
II зона (слабый, уровень субнорма) от 2 до 3 баллов
III зона (средний уровень, норма) от 4 до 5 баллов
IV зона (хороший уровень) от 6 до 7 баллов
V зона (высокий уровень) 8 баллов
Таким образом, при проведении исследования группа детей (20 человек) показали следующие результаты: 30% дошкольников хорошо выполнили задание; 70% дошкольников на отлично выполнили задание. Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы: (Рис.4)
Рис. 4. Понятийное интуитивное мышление
IV-V зоны — Хороший и высокий уровни развития понятийного нтуитивного мышления. Ребенок способен понимать и вписывать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный.
Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
Понятийное логическое мышление
Иначе, мышление по аналогии. Характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
Таблица 5. Понятийное логическое мышление
№ |
Фамилия, имя |
баллы |
1 |
Даниил Замятин |
9 |
2 |
Никита Каврайский |
7 |
3 |
Алена Чебыкина |
9 |
4 |
Егор Казаков |
6 |
5 |
Лида Косцова |
9 |
6 |
Полина Вшивкова |
6 |
7 |
Лиза Рогозина |
8 |
8 |
Никита Котельников |
11 |
9 |
Женя Шорохова |
11 |
10 |
Артем Нифантьев |
9 |
11 |
Надя Александрова |
11 |
12 |
Даня Молчанов |
11 |
13 |
Малик Гаджиев |
9 |
14 |
Юля Гришечева |
11 |
15 |
Саша Мишукова |
11 |
16 |
Вика Личутина |
11 |
17 |
Саша Ковалев |
8 |
18 |
Ильдар Асадуллин |
9 |
19 |
Оля Лукьянова |
6 |
20 |
Василиса Орлова |
6 |
Информация о работе Психологической готовность ребенка дошкольника к обучению в школе