Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат
Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, причинах этих нарушений, а также методах и приемах их устранения. Термин «логопедия» происходит от греческих корней — логос (слово) и пайдео (воспитываю, обучаю). Таким образом, предметом этой науки является воспитание и обучение правильной речи, а также изучение причин, сущности речевых нарушений.
Логопедия
сравнительно молодая наука. Особую значимость
и актуальность она приобрела у нас после
Октябрьской революции, одна из задач
которой была — поднять уровень образования
и общей культуры народа. В решении этой
задачи важное значение имеет воспитание
правильной литературной речи.
До
Октябрьской революции
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение.
Значение
логопедии обусловлено
Некоторые тяжелые формы речевых нарушений, например, такие, как сложное косноязычие или заикание, могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии.
Наша речь тесно связана с мышлением. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его мышление. Язык является орудием мышления. Мы мыслим с помощью слов. Мысли у человека могут возникать и существовать только на базе языка. Следовательно, правильная и здоровая речь ребенка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом и общей задержки умственного развития. Вот почему воспитателям, семье необходимо заботиться о развитии
речи детей.
Работа над правильной литературной речью является важной составной частью эстетического воспитания дошкольника. Развитие у ребенка чувства прекрасного включает не только умение пользоваться правильным произношением, но и стремление сделать свою речь яркой, образной, выразительной.
Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.
Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.
Таким образом, основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Для изучения и устранения речевых нарушений в логопедии используются различные методы. Их условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения.
В этой группе можно, в свою очередь, выделить следующие конкретные разновидности методов, например методы наблюдения, беседы, эксперимента.
Метод наблюдения — это широко распространенный педагогический метод. Им широко пользуются в педагогике, психологии. Применяется этот метод и в логопедии. Наблюдая за речью говорящего — темпом, произнесением звуков, построением предложений, словарем, мы можем сделать некоторые заключения о состоянии его речи в целом и отметить имеющиеся недостатки.
Пользуясь этим методом, необходимо соблюдать определенные требования. Всякое наблюдение должно быть целенаправленным. Нельзя наблюдать за речью вообще, необходимо заранее поставить цель наблюдения. Так, например, в одних случаях мы следим за произношением определенной группы звуков (твердых и мягких, свистящих и шипящих, звонких и глухих), в других случаях нас интересует словарь ребенка пли грамматический строй его речи. Только при постановке конкретной задачи наблюдение может дать положительные результаты. Этот метод следует широко использовать при изучении речи дошкольников.
Одним из существенных требований, предъявляемых к этому методу, является планомерность и систематичность наблюдения. Было бы ошибочно делать заключение о состоянии речи ребенка только на основе одного - двух
наблюдений. Нередко для определения состояния речи ребенка требуется длительное наблюдение. Предварительно необходимо разработать его план.
Метод беседы является вторым важным методом, с помощью которого выявляют речевые нарушения. Путем беседы с ребенком мы можем установить, какие звуки он произносит правильно, какие искажает или пропускает, какие заменяет другими звуками и т. п.
Экспериментальные методы являются третьей разновидностью методов изучения речевых нарушений. Преимуществом этих методов является то, что они отличаются более тщательной и строгой системой, дают возможность быстрее получить нужные нам результаты. Они отличаются большей точностью и достоверностью.
Экспериментальные методы подразделяются, в свою очередь, на две подгруппы: а) естественны и эксперимент и б) лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычной для ребенка обстановке: игровой, учебной или трудовой деятельности. Например, чтобы выяснить состояние фонетической (звуковой) стороны речи ребенка, проводят простои эксперимент. Предварительно составляют специальный альбом, на каждой странице которого размещают по три картинки на каждый повторяемый звук таким образом, чтобы этот звук при назывании изображения на картинке был в па-чале, середине и конце слова, за исключением звонких согласных, которые по законам русского литературного произношения в конце слов оглушаются.
Соответственно
подобранным картинкам
Лабораторный
эксперимент применяется с
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
Задачи логопсихологии.
Изучение специфики психического развития при первичных левых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией.
Определение перспектив развития детей с нарушениями речи эффективных средств воспитания и образования.
Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).
Разработка
методов психологической
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Лезиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.
Логопедия
- наука, изучающая расстройства речи (как
устной так и письменной) и разрабатывающая
методы их коррекции и профилактики. Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например,слово "горячо" заставляет отдернуть руку от огня и горячего утюга). Благодаря речи мы можем воспринимать действительность отвлеченно, мысленно. | |
Основные виды речевых нарушенийОсновные виды речевых нарушений.Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет -таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей. "Говоруны"
отличаются повышенной "Молчуны" склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созревать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимостивовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе. Однако если ваш молчун не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, аллалия, аутизм, и т.д. Родителей чаще всего пугают эти непонятные, непривычные, слова.Что же они обозначают? Дислалия Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи, называется дислалией. По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. К простым относяться нарушения, при дефектно произноситься один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с,з,ц) Если нарушено произношение зввуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш,ж,ч,щ) - это сложная дислалия. Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой "Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить"р". Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда звуков дефектно. Родители и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипяшие звуки ж-ш-ч-щ, свистящие-с-съ-з-зъ-ц, р,рь,л,лъ. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ-й, в-ф. Если ребенок не умеет чисто произносить звук "ш", то произношение звуков ж,ч,ш также страдает. Другими словами , обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта. Дизартрия Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой , то естьнедостаточной иннервацией. При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных хвуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразованияи изменнения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторикизадерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями. Ринолалия Ринолалия- это нарушение тембра голоса (он приобретает голосовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого меба (так называемая в народе "волчья пасть"), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода. Заикание Заикание- Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет. Будьте внимательны!Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:
Профилактика заикания:
Алалия Алалия- полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии- автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:
Мутизм Мутизм- прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится, который вполне можети умеет говорить и тем не менее молчит. Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения.Надо только понять , почему замолчал ребенок. Лучшие средства-нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста. Детский аутизм Детский аутизм- болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью уходитв свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественноу мальчиков в возрасте 1,5-2 лет. Будьте внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть, есть несколько отличительных особенностей:
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей
данной группы в большей или меньшей
степени оказываются Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей. 1-й
уровень ОНР характеризутся 2-й
уровень ОНР. Дети используют
более развернутые речевые 3-й
уровень ОНР. характеризуется
развернутой разговорной |
Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды.
Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).
В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:
Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)