Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат

Описание

Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.

Работа состоит из  1 файл

Психология детей с нарушениями речи.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Психология  детей с нарушениями  речи (логопсихология)

      Логопедия — это наука о нарушениях речи, причинах этих нарушений, а также  методах и приемах их устранения. Термин «логопедия» происходит от греческих  корней — логос (слово) и пайдео (воспитываю, обучаю). Таким образом, предметом этой науки является воспитание и обучение правильной речи, а также изучение причин, сущности речевых нарушений.

      Логопедия   сравнительно  молодая   наука.   Особую  значимость и актуальность она приобрела у нас после Октябрьской революции, одна из задач которой была — поднять уровень образования и общей культуры народа. В решении этой задачи важное значение имеет воспитание правильной литературной речи.  

      До  Октябрьской революции логопедическая помощь была делом частной практики и была совершенно недоступна широким слоям населения.

      Логопедия как наука имеет важное теоретическое  и практическое значение.

      Значение  логопедии обусловлено социальной сущностью языка. Наш язык, как  известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний. Так, например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.

      Некоторые   тяжелые   формы   речевых   нарушений,    например, такие,   как сложное  косноязычие  или  заикание,  могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии.

      Наша  речь тесно связана с мышлением. Развивая речь ребенка, мы развиваем  и его мышление. Язык является орудием мышления. Мы мыслим с помощью слов. Мысли у человека могут возникать и существовать только на базе языка. Следовательно, правильная и здоровая речь ребенка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом и общей задержки умственного развития. Вот почему воспитателям, семье необходимо заботиться о развитии

      речи  детей.

      Работа  над правильной литературной речью  является важной составной частью эстетического  воспитания дошкольника. Развитие у ребенка чувства прекрасного включает не только умение пользоваться правильным произношением, но и стремление сделать свою речь яркой, образной, выразительной.

      Речевые нарушения чаще всего возникают  у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.

      Знание  логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения  у детей, но и вовремя предупреждать  их.

      Таким образом, основной задачей логопедии  как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

      Для изучения и устранения речевых нарушений  в логопедии используются различные  методы. Их условно можно разделить  на несколько групп. К первой группе относятся методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения.

      В этой группе можно, в свою очередь, выделить следующие конкретные разновидности  методов, например методы наблюдения, беседы, эксперимента.

      Метод наблюдения — это широко распространенный педагогический метод. Им широко пользуются в педагогике, психологии. Применяется этот метод и в логопедии. Наблюдая за речью говорящего —  темпом, произнесением звуков, построением предложений, словарем, мы можем сделать некоторые заключения о состоянии его речи в целом и отметить имеющиеся недостатки.

      Пользуясь этим методом, необходимо соблюдать  определенные требования. Всякое наблюдение должно быть целенаправленным. Нельзя наблюдать за речью вообще, необходимо заранее поставить цель наблюдения. Так, например, в одних случаях мы следим за произношением определенной группы звуков (твердых и мягких, свистящих и шипящих, звонких и глухих), в других случаях нас интересует словарь ребенка пли грамматический строй его речи. Только при постановке конкретной задачи наблюдение может дать положительные результаты. Этот метод следует широко использовать  при изучении речи дошкольников.

      Одним из существенных требований, предъявляемых  к этому методу, является планомерность  и  систематичность наблюдения. Было бы ошибочно делать заключение о состоянии речи ребенка только на основе одного - двух

      наблюдений. Нередко для определения состояния речи ребенка требуется длительное наблюдение. Предварительно необходимо разработать его план.

      Метод беседы является вторым важным методом, с помощью которого выявляют речевые нарушения. Путем беседы с ребенком мы можем установить, какие звуки он произносит правильно, какие искажает или пропускает, какие заменяет другими звуками и т. п.

      Экспериментальные методы являются третьей разновидностью методов изучения речевых нарушений. Преимуществом этих методов является то, что они отличаются более тщательной и строгой системой, дают возможность быстрее получить нужные нам результаты. Они отличаются большей точностью и достоверностью.

      Экспериментальные методы подразделяются, в свою очередь, на две подгруппы: а) естественны и эксперимент и б) лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычной для ребенка обстановке: игровой, учебной или трудовой деятельности. Например, чтобы выяснить состояние фонетической (звуковой) стороны речи ребенка, проводят простои эксперимент. Предварительно составляют специальный альбом, на каждой странице которого размещают по три картинки на каждый повторяемый звук таким образом, чтобы этот звук при назывании изображения на картинке был в па-чале, середине и конце слова, за исключением звонких согласных, которые по законам русского литературного произношения в конце слов оглушаются.

      Соответственно  подобранным картинкам составляется   протокол обследования речи, в котором отмечается произношение каждого звука.

      Лабораторный  эксперимент применяется с целью  более точного и глубокого  изучения речевых нарушений. При  этом может быть использована различная  аппаратура. Так, например, для записи речи заикающегося ребенка используют магнитофон, для проверки слуха — специальный аппарат аудиометр, для изучения нарушений речевого дыхания заикающегося применяют кимограф, который, фиксирует речевое дыхание.

Предмет и задачи логопсихологии

 Логопсихология  — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

 Предметом логопсихологии является изучение своеобразия  психического развития людей с различными формами речевой патологии.

 Задачи  логопсихологии.

 Изучение  специфики психического развития при  первичных левых нарушениях различной  степени тяжести и этиологии.

 Изучение  особенностей личностного и социального  развития детей с речевой патологией.

 Определение перспектив развития детей с нарушениями речи эффективных средств воспитания и образования.

 Разработка  методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное  речевое недоразвитие среди сходных  внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).

 Разработка  методов психологической коррекции  и профилактики речевых нарушений  в детском возрасте.

 Логопсихология  опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Лезиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.

 Логопедия - наука, изучающая расстройства речи (как устной так и письменной) и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики. 
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. 
Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например,слово "горячо" заставляет отдернуть руку от огня и горячего утюга). 
Благодаря речи мы можем воспринимать действительность отвлеченно, мысленно.
 

Основные  виды речевых нарушений

Основные  виды речевых нарушений.

 Каждый  ребенок индивидуален. Один уже в  год с небольшим тараторит  без умолку. Другой предпочитает молчать  до трех лет -таков его индивидуальный темп развития.

 Современные психологи выделяют два самых  распространенных типа нормально развивающихся детей.

 "Говоруны" отличаются повышенной активностью  и интересом к окружающему  миру. Они очень любят разговаривать,  что-то рассказывать, задавать вопросы.  Такие дети легко осваиваются  в новой обстановке (особенно  если можно все потрогать), знакомятся  с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда "говоруны" начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, все остальное они "сделают" сами.

 "Молчуны"  склонны к созерцательности. Для  них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созревать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимостивовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе. Однако если ваш молчун не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, аллалия, аутизм, и т.д. Родителей чаще всего пугают эти непонятные, непривычные, слова.Что же они обозначают?

 Дислалия

 Один  из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи, называется дислалией.

 По  количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

 К простым  относяться нарушения, при дефектно произноситься один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие  с,з,ц)

 Если  нарушено произношение зввуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш,ж,ч,щ) - это сложная дислалия.

 Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой "Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить"р". Когда логопед начинает обследовать  этого ребенка, выясняется, что у  него произношение целого ряда звуков дефектно. Родители и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипяшие звуки ж-ш-ч-щ, свистящие-с-съ-з-зъ-ц, р,рь,л,лъ. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ-й, в-ф. Если ребенок не умеет чисто произносить звук "ш", то произношение звуков ж,ч,ш также страдает. Другими словами , обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.

 Дизартрия

 Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой , то естьнедостаточной иннервацией.

 При дизартрии страдают практически  все группы звуков, а не произношение отдельных хвуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразованияи изменнения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторикизадерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

 Выделяют  так называемую стертую форму  дизартрии. Дети со стертыми формами  дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

 Ринолалия

 Ринолалия- это нарушение тембра голоса (он приобретает голосовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное  анатомо-физиологическими дефектами  речевого аппарата.

 Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого меба (так называемая в народе "волчья пасть"), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

 Заикание

 Заикание- Это нарушение темпа, ритма, плавности  речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет.

 Будьте  внимательны!Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к  специалисту, если ваш малыш:

  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затрудняется перед началом речи.

 Профилактика  заикания:

  • Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
  • Отрицательно сказывается на состояние ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
  • Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
  • Нельзя перегружать ребенка информацией: итать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещать театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузкав период выздоровления после перенесенног заболевания.
  • Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, опережая его развитие!
  • Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешими другими сказочными персонажами.
  • Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

 Алалия

 Алалия- полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии- автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

 Будьте  внимательны! Немедленно обращайтесь  к специалисту, если ваш малыш:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже тихие звуки;
  • в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

 Мутизм

 Мутизм- прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится, который вполне можети умеет говорить и тем не менее молчит.

 Мутизм  встречается общий, при котором  от ребенка нельзя добиться слова, и  избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения.Надо только понять , почему замолчал ребенок. Лучшие средства-нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

 Детский аутизм

 Детский аутизм- болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью  уходитв свои переживания, отстраняясь  от внешнего мира. У такого ребенка  отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественноу мальчиков в возрасте 1,5-2 лет.

 Будьте  внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть, есть несколько отличительных особенностей:

  • они легко возбудимы, порой агрессивны;
  • разыгравшись могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;
  • иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;
  • с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки;
  • для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданы: малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

 Общее недоразвитие речи

 Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное  нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

 У детей  данной группы в большей или меньшей  степени оказываются нарушенными  произношениеи различение звуков, словарный  запас отстает от нормы, страдают словообразование, словоизменение, связная речь не развита.

 Выделяют  три уровня общего недоразвития речи у детей.

 1-й  уровень ОНР характеризутся либо  полным отсутствием речи, либо  наличием лишь ее элементов  (так называемые "безречевые дети"). 
Активный словарьтаких детей сосотоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами:"туту"-поезд, "ляля" -кукла. 
Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: "биби"- машина, самолет, параход, грузовик. 
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметови наоборот: "туй"- (стул)- сидеть; "пать"(спать)- кровать. 
Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова- предложения: "Дай" означает "Дай куклу" или что-либо другое. 
Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. 
Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2 сложных слова.Сложная слоговая структура сокрашается: "аба"- собака, "алет" -самолет.

 2-й  уровень ОНР. Дети используют  более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено  еще очень резко. В литературе  этот уровень характеризуется  как "начатки общеупотребительной  речи". 
В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые словадостаточно искажены ("лябака"- яблоко, "обуйчик"- огурчик). 
Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложенияеще грамматически не оформлены, что проявляется в большом колличестве аграматизмов. 
Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты ("Ника ези а той"- Книга лежит на столе). 
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного ("Мачик сидят"- мальчик сидит), прилагательного с существительным ("касный зезда"- красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. 
Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. 
Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. 
Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. 
Дети нарушают их последовательность, переставляют опускают, добавляют слоги ("вимедь" - медведь, "лисипед"- велосипед). 
Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок который характеризуетсостояние связной речи, строится примитивно.Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

 3-й  уровень ОНР. характеризуется  развернутой разговорной фразой, отсутствкуют грубые отклонения в развитие различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только спомощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. 
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину"- Папа прибивает гвоздь для картины.) 
Для этого уровня ОНР характерно значитиельно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Но они все же есть: неправильно кпотребляются формы множественного числа существительных , смешиваютя падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными др. 
По прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются:например предлог из-за употребляется как из. 
Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела , как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки". 
Нередки ошибки в словобразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. 
Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводиться правильно, кроме слов сложного слогового состава: "аквария"-аквариум, "милицанер"- милиционер. 
При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. 
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинкина заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

 

Нарушения речевого развития у  детей. Причины и  виды.

Если малыш  в 1 год не говорит слов, или к 2-м  годам говорит лишь отдельные  слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.

Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и  к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей  время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить  на достаточно раннем этапе причину  задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом  и детским неврологом, имеющим  достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную  роль в возникновении нарушений  речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости  от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  • Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)