Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат
Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.
Усвоение орфографическими знаниями, умениями и навыками необходимо для овладения школьной устной и письменной речью, школьной программой в целом. Уровень языковой компетентности во многом определяет и успешность ребенка при вхождении в социокультурную среду общества. Дизорфография, как особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, не смотря на знание соответствующих правил, в настоящее время наименее изученная в логопедии категория нарушений письма. Рассматривая направления коррекционно-логопедического воздействия при дизорфографии, чрезвычайно значимые, сформулированные в кандидатской диссертации Л. И. Божович, посвященной вопросам психологии усвоения учащимися орфографии, выводы исследования, обоснование положения о том, что усвоение школьником знаний существенно определяется особенностями его личностного отношения к изучаемому материалу. Она была убеждена в необходимости глубокого изучения мотивов деятельности учащихся, ею велись многолетние исследования в данном направлении. Все это указывает на огромное значение наследия Л. И. Божович для современной практической психологии обучения [4].
По определению И. В. Прищеповой неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации [5]. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии. До настоящего времени в связи с этим сохраняет свою актуальность осуществленное Л.И. Божович, в сотрудничестве со Л.С. Славиной, многоплановое изучение психологических условий и возможностей индивидуального подхода к недисциплинированным и неуспевающим школьникам [6].
Педагогический уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя, считает Г.Ф. Кумарина, проблемами ребенка в учении и освоении новой для него социальной роли. В связи с этим ею приводятся данные социологических опросов: лишь 20% школьников чувствуют себя в качестве учеников комфортно и в школе, и дома. Более чем у 60% отмечается состояние неудовлетворенности, что характеризует также проблемы, связанные с учебной деятельностью [7]. Л. И. Божович уделяла особое внимание выявлению особенностей кризисов возрастного развития, которые, по ее мнению, являются результатами депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием [4].
В логопедии,
в рамках изучения собственно речевых
проблем, в первую очередь исследуются
вопросы коммуникативной
С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков отмечают, как положительное явление смещение акцента с преимущественно этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными речевыми нарушениями на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности [10]. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с речевыми нарушениями.
Изучению особенностей эмоционально- личностного развития детей при речевых нарушениях посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук, Г. А. Волкова и некоторых других. Исследования Л. М. Шипициной, Л. С. Волковой (1993) позволили сделать вывод, что в отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению [11]. Авторы указывают, что у 40% первоклассников, как с нарушенной речью, так и нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Можно предположить, что высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классов связан с их недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.
Усанова О. Н., Слинько О. А., изучавшие самооценку с помощью теста «полярный профиль» установили наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. В целом, исследования показали, что учащиеся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их [12]. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в личностной сфере детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.
Творчество Л. И. Божович – глубокая научная концепция мало разработанной предметной области (психологии личности), которая опирается на теорию Л. С. Выготского, но получившая освещение с позиций психологического, философского, культурно-исторического подхода. Проблемы личности, разработанные в лаборатории Л. И. Божович, остаются актуальными и в настоящее время т.к. контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения (А. В. Ястребова), а также с недостаточной сформированностью высших психических функций [13].
Л. И. Божович уделяла большое внимание изучению мотивов игровой, учебной деятельности детей, которым были посвящены первые ее исследования. Ею изучались качества личности, самосознание и самооценка, направленность личности и т.д. и их развитие на разных этапах онтогенеза. Решались проблемы развития самооценки как основной составляющей самосознания личности, определения уровня притязаний, становления идеалов, развития волевого поведения, личностной направленности, нравственной устойчивости личности, этапам ее формирования. А также предпринимались попытки дать целостные характеристики отдельных возрастов: младшего школьного, подросткового [4]. Как утверждают специалисты данный подход и многие положения Л. И. Божович до сих пор остаются лучшими отечественными работами в этой области.
Необходимость
наиболее ранней коррекции вторичных
нарушений обусловлена
Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в старшем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичное речевое нарушение, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция нарушения во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.
В настоящее время развития идей гуманистической педагогики труды Л. И. Божович исключительно современны, развиваются ее коллегами и последователями, занимающимися исследованиями в области психического развития детей, изучаются и используются в практической деятельности специалистами смежных научных областей.
Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)