Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат
Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
В нашем детском саду был создан проект, основной целью которого является создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, физ.инструктора оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога в нашем учреждении представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции. (приложение №1)
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Тесная взаимосвязь
учителя-логопеда и педагога-психолога
возможна при условии совместного
планирования работы, при правильном
и четком распределении задач
каждого участника
Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных (речевых) групп.
План работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных (речевых) групп в дошкольном учреждении
|
Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.
Основой преемственности
является активизация развития детей
в различных сферах деятельности.
Для психолога дошкольного
Результаты диагностика показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют гак называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи. На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество логопеда и психолога. Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении: (приложение № 2)
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
а также проводимая в рамках проекта «Школа педагогов», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. (приложение №3)
Диагностика эмоциональной сферы дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту.
КАРТА исследования развития эмоционально-чувственной сферы дошкольника
______________________________ Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год обследования ______________________________ Число, месяц, год рождения лет, месяцев
Вывод:
Рекомендации ______________________________ Произвольность психических процессов и характеристика поведения во время обследования: Да (+) Нет(–)
Рекомендации
медико-психолого- |
Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.
Нами была разработана план-программа «Мир эмоций» (с опорой на программу Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь), согласно которому вся работа проводится поэтапно, начиная от простого к сложному: сначала дети знакомятся с радостью, потом с грустью и т.д. На логопедических занятиях знания детей закрепляются. (приложение №4)
В итоге работы над каждой эмоции детям предлагаются контрольные листы (приложение №5)
Предполагаемые результаты взаимодействия логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных групп таковы:
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
– осуществление полноценного
профессионального
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.
Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) задержки темпа ее формирования. Причинами задержки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание значения грамматических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недоразвитии речи (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, 1990).
РаспечататьПереслать на e-mailПолучить ссылку для блога
Кому (e-mail): От кого (имя): Тема: Ссылка: |
скопировать |
Значение наследия Л.И. Божович для диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников
Источник: Сборник "Л.И.Божович и современная психология личности"
Автор: Золотюк М.Е.
Рубрика: Психологическая диагностика, Психотерапия и психокоррекция, Специальная психология
Пересмотр основных целей начального образования в Республике Казахстан обусловлен многими факторами, в том числе требованиями социума, который предусматривает у школьника даже начальной ступени оригинальность мышления, проявления творческой инициативы, развитие способностей, умений переносить знания в новую ситуацию, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать ход и результаты учения. Исследование проблем успеваемости младших школьников предполагает в связи с этим множество различных подходов. Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данного вопроса. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.
В русле парадигмы Л. С. Выготского о специальном изучении, анализе и обобщении имеющегося опыта работы психологической помощи детям начального звена образования, работали Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и другие психологи 50-70 гг. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существуют факторы, воздействие которых на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных. Эти факторы – чтение и письмо. Л. Г. Кобзаревой, Т. И. Кузьминой отмечается, что по частоте они стоят на первом месте [1]. А. Н. Корнев приводит данные англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста [2]. В отечественных исследованиях приводится следующий показатель – 13% детей (М. С. Грушевская) [3].
Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)