Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат

Описание

Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.

Работа состоит из  1 файл

Психология детей с нарушениями речи.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В нашем детском  саду был создан проект, основной целью  которого является создание и апробация  модели взаимодействия специалистов в  процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, физ.инструктора оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога в нашем учреждении представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции. (приложение №1)

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога  и учителя-логопеда для согласованности  проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь  учителя-логопеда и педагога-психолога  возможна при условии совместного  планирования работы, при правильном и четком распределении задач  каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению  детей коррекционных (речевых) групп.

План  работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных (речевых) групп в дошкольном учреждении

  Взаимодействие  с педагогами

Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие  с детьми

Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.

Взаимодействие  с родителями

Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка)

1 период (сентябрь  – ноябрь)
  • Разработка совмест ного диагностического блока методик.
  • Проведение психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПК) по итогам диагностики.
  • Составление интегрированного календарно-перспективного плана коррекционной работы.
  • Консультация «Организация коррекционно-развивающей среды»
  • Школа педагогов. Занятие 1 «Психологические особенности детей с нарушениями речи».
  • Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы (ст.гр), развития познавательных процессов (подг.гр), развитие речи .
  • Составление общей карты развития ребенка.
  • Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми ст. и подг.групп., тренинговые занятия «Мир эмоций» с детьми ст.гр., игровая коррекция познавательных процессов у детей подг.гр.
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+ музыкант)
  
  • Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» (подг.гр).
  • Родительское собрание «Итоги диагностики и задачи обучения на I период» (ст.гр.).
  • Консультация «Создание речевой среды в семье».
  • Тренинг «Скоро в школу». Занятие 1. Мой ребенок. Какой он? (речевые и психологические особенности детей с нарушениями речи).
2 период (декабрь –  февраль) 
  • Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения.
  • Консультация «Технологии оказания помощи «проблемным» детям».
  • Школа педагогов. Занятие 2. «Развитие эмоциональной лексики».
  • Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом.
  • Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед).
  • Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы.
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+музыкант).
  • Праздник правильной речи.
  • Родительское собрание «Развиваем речь ребенка» (ст.гр).
  • Игротека для родителей.
  • Тренинг «Скоро в школу». Занятие 2. развитие эмоциональной сферы у детей.
  • Родительское собрание «Мир эмоций».
З период

(март-май) 

  • Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.
  • Школа педагогов. Занятие 3. «Развитие речи детей через театральную деятельность».
  
  • Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом.
  • Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед).
  • Экспресс-диагностика детей средней группы (учитель-логопед).
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+музыкант).
  
1. Родительское собрание «Итоги диагностики и значение логопедической помощи» (ср.гр).

2. Консультация «Предупреждение  причин речевых нарушений у  дошкольников» (мл.гр).

3. Тренинг «Скоро  в школу». Занятие 3. Формируем  восприятие, внимание, наблюдательность.

4. Родительское собрание  «Мы готовы к школе» (подг.гр.).

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп  детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Основой преемственности  является активизация развития детей  в различных сферах деятельности. Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.

Результаты диагностика  показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют гак называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи. На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество логопеда и психолога. Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога  в нашем дошкольном учреждении: (приложение № 2)

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед  обследует речь, в том числе  и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

– коррекционно-развивающие  занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические  процессов, изучению и уточнению  эмоциональных состояний, доступных  возрасту, а на занятиях психолога  активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные  занятия с детьми;

а также проводимая в рамках проекта «Школа педагогов», родительские собрания, тренинги для  родителей, консультации, стендовая  информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. (приложение №3)

Диагностика эмоциональной  сферы дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную  карту.

КАРТА исследования развития эмоционально-чувственной  сферы дошкольника 

________________________________________ _________________________

Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год обследования

_________________________________________ _____________________________

Число, месяц, год рождения лет, месяцев

Обследуемые параметры  Форма обследования Данные  исследования
Изучение  выразительности речи Индивид.   
Изучение  восприятия графического изображения  эмоций Индивид.   
Изучение  особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции

1 серия 

2 серия 

Индивид.   
Изучение  осознания своих эмоций Индивид.  

 

  
Изучение  понимания своего эмоционального состояния  Индивид.   
Изучение  понимания эмоциональных состояний.

1 серия 

2 серия 

Индивид.   
Изучение  социальных эмоций

1 серия 

2 серия 

Индивид.   
 

Вывод:

  • Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  • Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • Широта диапозона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, лексическое богатство языка;
  • Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Рекомендации ____________________________________

Произвольность психических  процессов и характеристика поведения  во время обследования: Да (+) Нет(–)

  • внимательно слушает инструкцию
  • понимает и принимает условия задания
  • работает сосредоточенно, осуществляя самоконтроль
  • способен работать по образцу и правилу
  • спокоен, уверен в себе

Рекомендации  медико-психолого-педагогической комиссии __________________________________________________________________________

Логопедом исследуется  просодическая сторона речи и  особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

Нами была разработана  план-программа «Мир эмоций» (с опорой на программу Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь), согласно которому вся работа проводится поэтапно, начиная от простого к сложному: сначала дети знакомятся с радостью, потом с грустью и т.д. На логопедических занятиях знания детей закрепляются. (приложение №4)

В итоге работы над  каждой эмоции детям предлагаются контрольные  листы (приложение №5)

Предполагаемые  результаты взаимодействия логопеда и педагога-психолога  по сопровождению  детей коррекционных  групп таковы:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и  содержания коррекционно-развивающей  работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.

Психологическая диагностика и  коррекция при  тяжелых нарушениях речи у детей

 Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) задержки темпа ее формирования. Причинами задержки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание значения грамматических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недоразвитии речи (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, 1990).

РаспечататьПереслать на e-mailПолучить ссылку для блога

Кому (e-mail): От кого (имя): Тема: Ссылка:

скопировать

Значение наследия Л.И. Божович для диагностики и  коррекции речевых нарушений  у младших школьников

Источник: Сборник "Л.И.Божович и современная психология личности"

Автор: Золотюк М.Е.

Рубрика: Психологическая диагностика, Психотерапия и психокоррекция, Специальная психология

 Пересмотр основных целей начального образования в Республике Казахстан обусловлен многими факторами, в том числе требованиями социума, который предусматривает у  школьника даже начальной ступени оригинальность мышления, проявления творческой инициативы, развитие способностей, умений переносить знания в новую ситуацию, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать ход и результаты учения. Исследование проблем успеваемости младших школьников предполагает в связи с этим  множество различных подходов.  Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данного   вопроса. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.

 В русле  парадигмы Л. С. Выготского о специальном изучении, анализе и обобщении имеющегося опыта работы психологической помощи детям начального звена образования,  работали Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец  и другие психологи 50-70 гг.   Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.  По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существуют факторы, воздействие которых на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных.  Эти факторы – чтение и письмо.  Л. Г. Кобзаревой, Т. И. Кузьминой отмечается, что по частоте они стоят на  первом месте [1]. А. Н. Корнев приводит данные англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста [2]. В отечественных исследованиях приводится следующий показатель – 13% детей (М. С. Грушевская) [3].

Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)