Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат

Описание

Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.

Работа состоит из  1 файл

Психология детей с нарушениями речи.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Нельзя недооценивать  роль речевой функции на формирование ребенка.

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем  специалистов.

Что необходимо в первую очередь, если малыш  не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с  логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности  определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении  задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

В центре нейротерапии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая - в 10 раз меньше чем при электрофорезе. Данный метод позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать функциональные резервы и не имеет осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые зоны мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память. 
 

ЛОГОПЕДИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ - это наука, которая изучает характер и течение речевых нарушений у взрослых и которая создает методы и приемы их компенсации и преодоления.  
Наиболее распространенными речевыми нарушениями у взрослых являютя картавость, афазия, заикание, дислалия, нарушение темпа речи, расстройство речи при психопатиях.

КАРТАВОСТЬ - это ротацизм, который заключается в неправильном произношении звуков Р и РЬ. Обычно картавостью называют два вида ротацизма с горловым произношением: увулярный ротацизм (вибрирует маленький язычок мягкого нёба) и велярный ротацизм (вибрирует весь край мягкого нёба).  
При правильном произношении звука Р передний край языка поднят к основанию верхних зубов и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, задняя часть языка отодвинута назад к мягкому нёбу, а мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. 
Помимо картавости, нередко встречаются такие виды ротацизма, как боковой ротацизм (вибрирует один из боковых краев языка - "хлюпающее" или щечное произношение Р)и одноударный ротацизм (язык один раз ударяется об альвеолы, не вибрируя). Обычные люди (не специалисты) называют боковой и одноударный ротацизм тоже картавостью. Причины возникновения картавости и ротацизма: врожденная короткая уздечка, парезы мышц языка (частичный паралич), наследственный фактор. 
 

Наиболее  распространенный и эффективный  прием постановки - это постановка звука Р от сохранного звука с механической помощью. Например, при слегка открытом рте язык прижимается к деснам верхних резцов и многократно произносит серию звуков ДДДДДДДД или ЖЖЖЖЖЖЖ или ЗЗЗЗЗА. При этом деревянным шпателем, ручкой чайной ложки, шариковым зондом или чистым пальцем вызывают колебания языка быстрыми движениями вправо-влево под языком. Выдыхаемая струя должна быть сильной, а язык д.б. напряженным. В детской логопедии эти упражнения называют "балалаечка" или "мотор". Целесообразно постановкой звука Р заниматься со специалистом. 

Подготовительный  период постановки звука Р заключается  в развитии моторики языка (артикуляционная  гимнастика, массаж языка) и хирургическом  вмешательстве, если оно необходимо (подрезание уздечки).

АФАЗИЯ - полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: черепно-мозговыми травмамии, сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессами). 
Нарушения речи при афазии могуть затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия,основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. По сути дела, афазия - это распад уже имеющейся речи у человека. Успех реабилитации зависит от степени  и характера поражения головного мозга, от возраста и здоровья человека. В практике зафиксировано немало случаев положительной динамики.

ЗАИКАНИЕ - это нарушение нормального хода речи , обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Судороги бывают клонические (ма-ма-ма-мама) и тонические  
(мммммама - трудное начало слова), чаще бывают комбинированные - и те и другие. 
Современная наука располагает достаточной базой данных, чтобы считать заикание наследственно обусловленным недугом. Как правило, появляется в детстве, в возрасте от 2 до5 лет, в период наиболее интенсивного развития речи. Поводом для возникновения являются стрессовые ситуации. Следует заметить, что далеко не все дети начинают заикаться после какой-либо психотравмы. Это еще раз подтверждает, что заикание возникает у тех людей, чья нервная система предрасположена к этому с рождения. 
У взрослых заикание возникает в результате контузии или  как психогенная реакция на тяжелую психотравму. 
При условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия и серьезной мотивации взрослого очень часто заикание преодолевается или значительно ослабляется.

ДИСЛАЛИЯ - это расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Речь идет о фонетическом неблагополучии речевой системы: искажены или отсутствуют те или иные звуки. Как правило, дислалия связана с дефектами артикуляционного аппарата (механическая) или с неблагоприятными условиями развития речи (функциональная). У взрослых чаще всего встречается РОТАЦИЗМ или КАРТАВОСТЬ.

НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ у взрослых чаще всего проявляется в виде тахилалии и брадилалии. Тахилалия - патологическое ускорение темпа речи. Встречается у людей с преобладанием процесса возбуждения (дисбаланс нервных процессов возбуждения и торможения). Брадилалия - патологическое замедление темпа речи. Встречается у людей с преобладанием тормозных процессов. Нарушение темпа речи - прерогатива невропатолога и логопеда при активном участии самого пациента.

НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТИЯХ - это изменения речи под влиянием того или иного психического расстройства (эпилептоидность, депрессия, маниакальность, шизофрения   и т. д.). В подобных случаях необходима комплексная терапия, применяемая в специальных клиниках и учреждениях.

Причины возникновения речевых  нарушений

 

   

 
Среди факторов, способствующих возникновению  речевых нарушений у детей, различают  неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

   Основные  причины патологии детской речи:

    <!--[if !supportLists]-->1.  Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. <!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->2.  Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.<!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->3.  Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.<!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->4.   Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.<!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->5.   Наследственные факторы (или генетические). <!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.<!--[endif]-->

    <!--[if !supportLists]-->7.  В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. <!--[endif]-->

    Каждая  из названных причин, а нередко  и их  сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

   На  основании представленных данных можно  сделать общее заключение о сложности  и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

   При анализе причин возникновения нарушений  следует учитывать соотношения  речевого дефекта и сохранных  анализаторов и функций, которые  могут быть источником компенсации  при коррекционном обучении.

   Большое значение имеет ранняя диагностика  различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка  в школу или же в младших  классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у детей в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Классификации нарушений речи у  детей

 В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян (1986, 2000) предложил следующую их классификацию:

 I. Речевые  расстройства, связанные с органическим  поражением центральной нервной  системы (ЦНС). В зависимости от  уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы :

  1. Афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
  2. Алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
  3. Дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрии.

 II. Речевые  нарушения, связанные с функциональными  изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

 III. Речевые  нарушения, связанные с дефектами  строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

 IV. Задержки  речевого развития различного  происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

 Диагностика тех или иных форм нарушений развития речи обычно предполагает, что в  оказании помощи ребенку будет участвовать  не только врач, но и логопед. Поскольку  до настоящего времени не разработано  единой классификации речевых расстройств у детей для клиницистов, логопедов, психологов и специалистов по коррекционной педагогике, остановимся на основных принципах их логопедической классификации.

 В настоящее  время в отечественной логопедии  используются две классификации речевых нарушений, одна - клиника-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая. Данные классификации хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия. Следует отметить, что приводимые классификации разработаны по отношению к первичному недоразвитию речи у детей, то есть к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте. В руководстве "Логопедия" под редакцией Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской (Москва, 1999) речевые нарушения классифицируются следующим образом.

Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)