Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:11, реферат

Описание

Понятие и задачи логопедии. Методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения. Основные виды нарушения речевого развития у детей.

Работа состоит из  1 файл

Психология детей с нарушениями речи.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

 Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, основана на принципе "от общего к частному", ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, делятся на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Всего выделяется 11 основных форм речевых нарушений, в том числе 9 форм нарушений устной речи на разных этапах ее развития и 2 - письменной речи.

 Нарушения устной речи делятся на два типа:

 I. фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями  произносительной стороны речи, и 

 II. структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.

 I. Нарушения  фонационного оформления высказывания :

  1. Дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
  2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином "полтерн".
  4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.  
     
    В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.  
     
    У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.
  6. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить речевые дефекты, обусловленные грубыми анатомическими изменениями артикуляторного аппарата, например, при врожденной расщелине неба. Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.
  7. Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

 Тяжелая степень дизартрии, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи, называется анартрией. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме; эти случаи необходимо отличать от дислалии.

 Общими  клиническими признаками дизартрии  являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре  и ее подвижности в результате пареза. Различается несколько форм дизартрии:

  • псевдобульбарная: определяются повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; речь смазанная, голос немодулированный;
  • бульбарная: наблюдается снижение тонуса и выраженная атрофия мышц языка и глотки;
  • подкорковая: отмечается непроизвольно меняющийся тонус в артикуляционной мускулатуре;
  • мозжечковая: имеется выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи.

 II. Нарушения  структурно-семантического (внутреннего)  оформления высказывании:

  1. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития.
  2. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний ЦНС).

Нарушения письменной речи

  1. Дислексия - частичное  специфическое нарушение процесса чтения.
  2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение письма.

 Психолого-педагогическая классификация (Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и соавт., 1999) построена на противоположном принципе - от частного к общему. Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы.

 Первая  группа - нарушение  средств общения. Включает: 1) фонетико-фонематическое недоразвитие и 2) общее недоразвитие речи.

 1. Фонетико-фонематическое  недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 Можно выделить ряд основных проявлений этого состояния (Филичева Т.Б. и соавт., 1989).

 а) Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка  заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук Т произносится вместо звуков С, Ч, Ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка)

 б) Замена одних звуков другими. Звуки, сложные  для произнесения, заменяются более  легкими, которые характерны для  раннего периода речевого развития. Например, звук Л употребляется вместо звука Р, звук Ф - вместо Ш. У некоторых  детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т и Д ("табака" вместо собака).

 в) Смешение звуков. Это явление характеризуется  неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других -заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки Р, Л или С изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Сторял стлогает дошку" вместо "Столяр строгает доску".

 Подобные  нарушения свидетельствуют о  недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое  подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха  препятствует полноценному осуществлению  звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

 2. Общее недоразвитие  речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

 Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных  формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

 Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  ее состояния до развернутой, но с  элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

 Вторая  группа - нарушения  в применении средств  общения. К этому типу нарушений относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Однако встречаются и случаи комбинированного дефекта, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

 Традиционно в дореволюционной России помощь детям, имеющим отклонения в развитии, оказывалась благотворительными организациями  и частными лицами.

 В круг научных интересов речевая  патология попала в 20-е гг. нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922 г., после Всероссийского съезда заведующих губоно, начали создаваться специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии. 1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По

 инициативе  Л. С. Выготского была произведена реформа  школ для аномальных детей, целью  которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация  к социальным условиям. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа — клиника речи.

 В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

 В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.

 В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями  речи с трехлетнего возраста при  первично сохранном интеллекте и  нормальном слухе. Среди этих учреждений есть детские сады с круглосуточным пребыванием, в которые принимаются  дети с 4 лет. Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи согласно «Типовому положению» — всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Принципы  логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

  Логопедическое  воздействие представляет собой  педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

  Логопедическое  воздействие опирается и на специальные  принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

  При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

  Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает  к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие  сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса.

  Дислалия  может быть вызвана и недостаточным  вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия.

  В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптоматики. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.

  Логопедическое  воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического и др.).

Информация о работе Психология детей с нарушением речи (логопсихология)