Психология индивидуального стиля управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Содержание

Введение
1.1. Ситуационный подход к теории руководства
1.2. Стили управления
1.3. Автократический руководитель
1.4. Демократический руководитель
1.5. Либеральный руководитель
1.6. Сочетание стилей руководства
1.7. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
1.8. Характеристика успешных лидеров и руководителей
1.9. Требования к руководителю-лидеру в современных условиях и в будущем
1.10. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей
1.11. Морально-психологический климат в коллективе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Алеся!!!.docx

— 68.92 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология управления»

на тему: «Психология индивидуального стиля управления»

 

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка       

гр.313811 заочного отделения

приборостроительного факультета

 

 

 

проверила         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК

2013

 

Cодержание

Введение……………………………………………..…………………………………...3

1.1. Ситуационный подход к теории руководства……………………………………..7

1.2. Стили управления…………………………………………………………………...7

1.3. Автократический руководитель…………………………………………………..10

1.4. Демократический руководитель…………………………………………………..12

1.5. Либеральный руководитель……………………………………………………….14

1.6. Сочетание стилей руководства……………………………………………………15

1.7. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке………………………...16

1.8. Характеристика успешных лидеров и руководителей…………………………..17

1.9. Требования к руководителю-лидеру в современных условиях и в будущем….19

1.10. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей……………………………………………………………………………………………21

1.11. Морально-психологический климат в коллективе……………………………..23

Заключение……………………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………………….28

 

Введение

Вопрос выбора стиля управления особенно остро стал в последние  годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов  застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего  в работе с кадрами.

В процессе изменения старого  механизма управления и формирования нового, совершается качественный переворот  и в стиле управления. Рождаются  существенно новые, непривычные  ситуации, нуждающихся в неординарных и результативных методах воздействия. Ныне в руководстве организациями  нужны хорошо подготовленные руководители. Всё это говорит об актуальности выбранной мной темы.

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные  возможности  для становления высокорезультативного  стиля руководства, что до недавнего  времени сдерживалось, в частности,   слабостью демократических начал  в управлении, господством коммерческо-бюрократических  приёмов работы, отсутствием должной  личной ответственности и прочими  недостатками.

Практический аспект изучения стилей управления состоит в ознакомлении и описании  деятельности руководителя и попытке сформулировать  эффективное  использование стилей управления.

В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального  стиля управления и выработки  управленческого решения. Формы, методы и принципы решения этих проблем  отличаются чрезвычайным разнообразием: здесь и администрирование, попытки  выступить в роли некоего просителя, стремление за напускной грубостью  скрыть свое неумение управлять людьми.

Опыт показывает, что низкая управленческая культура значительно  сказывается на всей жизнедеятельности  организации. Одним из важных условий  успешного выполнения стоящих перед  организацией задач является наличие  определенных личностных и деловых  качеств руководителя, а также  выбор оптимального стиля управления.

Управленческая деятельность -- принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

- большое разнообразие  видов деятельности на разных  уровнях управленческой иерархии;

- неалгоритмический, творческий  характер деятельности, осуществляемый  при недостатке информации и  в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

- ярко выраженная прогностическая  природа решаемых управленческих  задач;

- значительная роль коммуникативной  функции;

- высокая психическая  напряженность, вызываемая большой  ответственностью за принимаемые  решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества  разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ  именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции  главным образом для того, чтобы  закрепить отдельные виды работ  за определенными исполнителями  и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции -- основная категория  управления, поскольку в них сливаются  воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции  присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка  выполнения во времени в целях  получения определенного результата.

К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или  регулирование), стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается  в выработке основных, текущих  и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому  в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с  реальной ситуацией, сложившейся в  обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих  руководителей. Но сверять мало. Надо уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе  целей. Функция планирования заключается  в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. О  важности этой функции говорит поговорка  «Хорошо спланировано -- наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование -- выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.-

Несколько слов о функции  организации. Понятие «организация»  обычно используется в двух значениях. Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

Когда мы говорим о функции  организации, то, по нашему мнению, она  заключается, прежде всего, в объединении  элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное  целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс  целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для  достижения в конкретных условиях и  в определенные сроки поставленных целей.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной  и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации  обычно следующая:

- определение целей, задач  и особенностей совместной деятельности  членов организации;

- выявление потребности  в ресурсах для осуществления  целей и обеспечение бесперебойного  снабжения этими ресурсами. Поэтому  иногда говорят, что организовать -- это сначала оценить возможности,  а уже потом ставить задачу;

- установление последовательности  действий исполнителей, продолжительности  и контрольных сроков их выполнения;

- выбор способов осуществления  необходимых действий и взаимодействий  людей для достижения целей;

- установление между членами  организации необходимых организационных  отношений (соподчиненное, координации  и др.);

- создание соответствующей  мотивации у членов организации  в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации  взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной  организации взаимодействия следующие:

- специализация исполнителей;

- количественная и качественная  пропорциональность частей, образующих  систему;

- параллельность действий;

- ритмичность деятельности.

После осуществления функции  организации могут возникнуть некоторые  несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма  достижения целей. В этих случаях  появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного  организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции  координирования и регулирования  совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование  стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении  этой функции должен придерживаться ряда принципов:

- зависимость величины  стимула от конкретного вклада  подчиненного в общее дело;

- связь стимулов с целями  деятельности организации;

- единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

- разумное сочетание моральных  и материальных стимулов;

- сочетание стимулирования  с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций  управления важная роль принадлежит  функции контроля, учета и анализа  деятельности. Содержание этой функции  включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

- наблюдение за ходом,  динамикой и закономерностями  развития процессов в управляемой  системе, измерение, регистрацию  и группировку данных;

- сравнение ее параметров  с заданной программой функционирования;

- количественную и качественную  оценка эффективности деятельности;

- выявление отклонений, узких  мест в развитии системы;

- выявление причин сложившегося  состояния;

- определение наиболее  целесообразных путей восстановления  работоспособности системы.

Важной психологической  проблемой является вопрос о расхождении  между функциями, которые должен исполнять руководитель, и реально  выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломляются через  реально сложившуюся ситуацию, в  которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотношений с вышестоящим руководством и др.

Как правило, объем этих функций  превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная избирательность, предпочтение одних  функций по сравнению с другими. В реально выполняемых функциях проявляется «рисунок» или стиль  деятельности руководителя.

 

 

1.1 Ситуационный  подход к теории руководства

Личностные качества руководителя являются существенными компонентами его руководства. Но очевидно, что  эффективность стиля руководства  зависит от особенностей конкретной управленческой ситуации.

Когда ситуация меняется, то меняется и выбранный стиль руководства. Выбор стиля и поведение руководителя должны быть гибкими.

Современная теория руководства  большое внимание уделяет ситуационному  походу. Суть ситуационного подхода  заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого  случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.

Ученые пытаются определить, какие особенности поведения  и личные качества руководителя более  всего соответствуют определенным ситуациям. В зависимости от особенностей конкретной ситуации должны выбираться различные стили руководства. В  общем случае руководитель должен стремиться к выработке такого стиля, который  должен привести к высокой производительности труда и к достаточной удовлетворенности  от него работающих.

Для оценки эффективности  стилей руководства исследователи  стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненных, а  на всю ситуацию в целом. Исследования показали, что в эффективном руководстве  решающую роль могут сыграть так  называемые ситуационные факторы, которые  определяют условия и обстоятельства (ситуацию) управления.

В качестве ситуационных факторов могут представляться:

-потребности и личные  качества подчиненных;

Информация о работе Психология индивидуального стиля управления