Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа
Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.
Введение
1.1. Ситуационный подход к теории руководства
1.2. Стили управления
1.3. Автократический руководитель
1.4. Демократический руководитель
1.5. Либеральный руководитель
1.6. Сочетание стилей руководства
1.7. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
1.8. Характеристика успешных лидеров и руководителей
1.9. Требования к руководителю-лидеру в современных условиях и в будущем
1.10. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей
1.11. Морально-психологический климат в коллективе
Заключение
Список использованных источников
-характер выполняемой работы (задания);
-требования и воздействия внешней среды;
-информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
-важность качества
-степень структуризации работы;
-степень мотивации
-возможности руководителя
использовать вознаграждения
1.2 Стили управления
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”.
Стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив.
Управление — это процесс осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения поставленных целей.
Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.
Метод управления – это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.
Здесь методы – это способы
и приёмы управления, существующие
объективно, независимо от руководителя,
обусловленные достигнутым
Стиль руководства является
принадлежностью всякого
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
1)Принципы и установки,
обуславливающие умение
2)Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
3)Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
4)Неповторимые личные качества, определяющие “управленческий почерк”.
5)Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
6)Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
Указанные слагаемые стиля
предопределяют особенности сочетания
в деятельности руководителя производственной
функции и функции
Итак, стиль управления – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей управления, которые могут классифицироваться по различным признакам.
Анализ работы руководителя, связанный с использованием различных стилей руководства, позволил выделить два основных стиля (подхода), на которые ориентируется руководитель в процессе управления.
1. Руководитель сосредоточивает
внимание на выполняемой
Такой стиль руководства, называемый «ориентация на задачу», во многом схож с автократичным стилем руководства. Потенциальные преимущества такого стиля - это единство целей, быстрота действия при принятии решений и строгий контроль за выполнением работы.
2. Руководитель сосредоточивает
внимание на человеческих
Такой стиль руководства, называемый «ориентация на человека», во многом схож с демократическим стилем руководства. Проявление заботы о благополучии подчиненных особенно улучшает качество работы, когда подчиненные мотивированы потребностями высокого уровня.
Использование такого стиля
позволяет заинтересовать подчиненных
работой, усилить самоуправление и
уменьшить необходимость в
Этот стиль наиболее эффективен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных.
Стили «ориентация на задачу»
и «ориентация на человека» рассматриваются
как границы, в пределах которых
находятся различные стили
Самым эффективным стилем
управления считается тот, при котором
менеджер ориентирован на высокоэффективную
работу в сочетании с доверием
и уважением к людям. Это обеспечивает
и высокий моральный настрой,
и высокую эффективность. Успех
организации воспринимается как
успех всего коллектива и каждого
сотрудника в отдельности. Тем не
менее, исследования не выявили явной
зависимости между стилями
1.3 Автократический руководитель
Автократический стиль управления
характерен для владельцев и менеджеров,
которые обычно самостоятельно решают
большинство вопросов, касающихся деятельности
коллектива, не считаясь с мнениями
других. Такие руководители обычно
не терпят возражений и замечаний
подчиненных. Они преувеличивают роль
административных методов управления
— инструкций, приказов, директив, указаний
и распоряжений. При автократическом
стиле руководства неизбежны
пассивность исполнителей, их заискивание,
скрытность, угодничество, самоизоляция.
Между людьми ограничен обмен
информацией, они скрывают недостатки
в работе и свои знания, искажают
действительное положение дел, что
ведет к снижению качества их работы.
У подчиненных развивается
Автократический стиль характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя. Это директивный стиль, означающий большую свободу руководителя в выборе средств воздействия при слабом контроле.
Автократ самовластно решает большинство не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, навязывает свою волю исполнителям и не делегирует им никаких полномочий. При этом он намеренно апеллирует к более низкому уровню потребностей своих подчиненных.
В отношениях со своими подчиненными действия автократа могут исходить из следующих предпосылок:
1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
2) у людей нет честолюбия,
и они стараются избавиться
от ответственности,
3) больше всего люди хотят защищенности;
4) чтобы заставить людей
трудиться, необходимо
На основе таких предпосылок автократ обычно централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений.
Руководитель-автократ плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказать психологическое давление, угрожать. Структурируя задание и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, автократ жестко регламентирует поведение сотрудника.
Руководитель-автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к чужому мнению. Он часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требуя пунктуального следования его указаниям "делать, что велено ". Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо все решения у руководителя готовы еще до совещания.
Автократ никому не позволяет "сесть себе на шею". Он много работает, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчетливо.
Критику не выносит и не признает своих ошибок. Однако сам любит критиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания - лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких трудовых показателей.
В общении с людьми подчас
не выдержан, а то и груб, но не обязательно.
Он может быть и благожелательным,
корректным автократом. Внимательно
выслушивать и напоказ
В целом для руководителя-
На практике автократический стиль в столь рельефной форме обнаруживается довольно редко. Причем временами присущие автократу методы и приемы работы могут вызвать симпатию и уважение благодаря оперативному решению задач.
Появление руководителя-автократа
нередко связано со свойствами его
личности, с особенностями его
характера. В большинстве случаев
это властные люди, упорные и настойчивые,
тщеславные и с преувеличенными
представлениями о своих
Подчас автократом предстает
и руководитель, вполне резонно действующий
по четкому плану и реализующий
его вопреки любым
Естественно, такой руководитель способен делать многое для решения проблем благодаря умелой организации, смелым решениям и настойчивому их выполнению. Однако большей частью у руководителей-автократов столь привлекательные личные качества развиты недостаточно. Но зато превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения. И тогда наиболее способные и инициативные, знающие себе цену работники стремятся уйти от такого руководства.
Живучесть автократа обусловлена
объективными причинами. Автократический
стиль возникает прежде всего
в условиях, когда наиболее важным
признается результат функционирования
системы, а средствам его достижения
не придается существенного
Такое понимание само нашло выражение в формуле "план любой ценой". Это предполагает широкое использование давления, волевого принуждения, сопряжено с пренебрежением мнений подчиненных.
Нередко автократический стиль служит маскировкой некомпетентности руководителя или отсутствия у него организаторских способностей. Поэтому быть автократом признак скорее слабости, нежели силы.
1.4 Демократический руководитель
При демократическом стиле
управления руководитель стремится
к коллегиальному решению всех принципиальных
вопросов деятельности. Он поощряет активность
подчиненных, постоянно информирует
их о положении дел, адекватно
воспринимает критику в свой адрес,
вырабатывая и принимая решения,
учитывает мнение персонала. В отношениях
между менеджером и работниками
преобладают методы убеждения. Менеджер
завоевывает себе авторитет зрелостью
и последовательностью
Информация о работе Психология индивидуального стиля управления