Психология индивидуального стиля управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Содержание

Введение
1.1. Ситуационный подход к теории руководства
1.2. Стили управления
1.3. Автократический руководитель
1.4. Демократический руководитель
1.5. Либеральный руководитель
1.6. Сочетание стилей руководства
1.7. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
1.8. Характеристика успешных лидеров и руководителей
1.9. Требования к руководителю-лидеру в современных условиях и в будущем
1.10. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешную деятельность людей
1.11. Морально-психологический климат в коллективе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Алеся!!!.docx

— 68.92 Кб (Скачать документ)

Для сравнительной оценки отдельных стилей примечательны  следующие результаты наблюдений. В  коллективе, управляемом в демократическом  стиле, организация и показатели деятельности стабильны безотносительно  к тому, на службе руководитель или  в отпуске. При автократичном  стиле работы отсутствие руководителя приводит к ухудшению деятельности. В коллективе, возглавляемом либералом, в его присутствии работники  обычно проявляют меньшую активность, нежели когда он находится вне  коллектива.

 

 

1.7 Руководство,  сосредоточенное на работе и  на человеке

Классифицировать стили  руководства можно путем сравнения автократичного и демократичного континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям «X» и «Y» МахГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности — сосредоточенные на работе (теория «ЛГ»), до другой — сосредоточенные на человеке (теория «Y»).

РУКОВОДИТЕЛЬ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ  НА РАБОТЕ, также известный как  руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботятся о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе, служит Фредерик У.Тейлор. Как мы упоминали ранее, Тейлор строил задачу по техническим  принципам эффективности и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли  квоту, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции.

В противоположность этому, первейшей заботой РУКОВОДИТЕЛЯ, СОСРЕДОТОЧЕННОГО НА ЧЕЛОВЕКЕ, являются люди. Он или она сосредоточивают  внимание на повышении производительности труда путем совершенствования  человеческих отношений. Руководитель, сосредоточенный на человеке, делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и  устанавливает для подразделения  высокий уровень производительности труда. Он или она активно считаются  с нуждами подчиненных, помогают им решать проблемы и поощряют их профессиональный рост. По существу, руководитель, сосредоточенный  на человеке, ведет себя аналогично руководителю, который привлекает трудящихся к участию в управлении.

На основания своих  исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно  будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба этих качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда . Позже ученые-бихевиористы выявили, что стиль некоторых руководителей ориентировался одновременно и на работу, и на человека. Более того, из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

 

 

1.8 Характеристика  успешных лидеров и руководителей

Важнейший вклад, сделанный  психологической наукой в области  предпринимательства в последние  годы, состоял в выявлении ключевых черт характера признанных лидеров. Были проведены психологические  тесты с целью выяснить, какие  именно качества наиболее часто встречаются  у успешных руководителей. Перечень этих качеств может быть взят менеджерами  на вооружение. Он поможет им развить  интуицию и выработать организаторские  способности.

Часто меняющиеся обстоятельства, при которых осуществляется предпринимательская  деятельность, - главная причина  повышенного внимания к роли руководителей  в наше время. Если в прошлом для  того, чтобы фирма процветала, от руководства требовалось лишь поддерживать существующий порядок вещей (статус-кво), то сегодня новые тенденции на рынке диктуют более широкий  взгляд на вещи. Будущие лидеры - это  провидцы. Они одновременно и ученики, и учителя. Они способны предвидеть важные изменения в обществе, обладают высокими моральными качествами и стараются  привить своим организациям дух  честности и порядочности.

Рэймонд Каттелл, первопроходец  в области оценки выдающихся личностей, в 1954 году вывел уравнение потенциала руководителя. Это уравнение, полученное на основе изучения личностей военачальников, используется в настоящее время  для определения черт, присущих успешному  руководитею. К таковым относятся  следующие:

1.Уравновешенность. Хорошие руководители должны справляться с неудачами и стрессами. В целом они должны уметь приспосабливаться и быть достаточно психологически зрелыми, чтобы справиться с любой возникающей перед ними проблемой.

2.Преобладание. Лидеры - в большинстве своем люди решительные, они любят оставлять соперников позади и преодолевать препятствия. В целом они мыслят позитивно и так же относятся к окружающим.

3.Энтузиазм. Лидеры обычно активны, эмоциональны и энергичны. Часто они чересчур оптимистичны и не боятся перемен. В целом они быстры, проворны и стремятся к неограниченной свободе.

4.Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

5.Общественная активность. Риск заложен у лидеров в крови. Обычно они социально агрессивны и эмоционально непробиваемы. Тем не менее, они отзывчивы по отношению к другим и стараются проявлять благородство.

6.Практичность. Хорошие лидеры практичны, логичны и конкретны. Им чужда сентиментальная привязанность, они не боятся критики. Обычно они равнодушны к трудностям и имеют отличное самообладание.

7.Уверенность в себе. Уверенность в себе и гибкость - типичные черты лидеров. Они стремятся не культивировать в себе чувство вины и не нуждаются (или почти не нуждаются) в чьем-либо одобрении. Обычно они держатся уверенно и не испытывают угрызений совести. Как правило, на них не оказывают влияния прошлые ошибки и неудачи.

8.Подверженность влиянию. Как выяснилось, лидеры подвержены чужому влиянию и очень щепетильны в общении с окружающими. В целом они очень заботятся о своей чести и репутации, поэтому стремятся всегда быть в курсе происходящего. Они осторожны и предусмотрительны, принимают решения и переходят к конкретным действиям лишь после того, как все взвесят.

Помимо вышеизложенных качеств, современные лидеры должны также  уметь убеждать других людей и  быть способными повести их за собой  в новом направлении. Лидеры будущего должны уметь предвидеть развитие событий  и убедить других в том, что  их прогноз заслуживает доверия. Для этого им следует обладать следующими чертами характера:

1.Энергичность. Ненормированный рабочий день и частые поездки входят в обязанности руководителя. Это особенно актуально, когда компания расширяется. Всегда быть бдительным и сосредоточенным - вот две самые большие трудности, которым вам придется научиться на руководящем посту.

2.Интуиция. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, в сочетании с информационной перегрузкой не дают возможности "знать" решительно все. Другими словами, одной только рассудительности и логики может оказаться недостаточно, чтобы найти выход из ситуации. Нынче все большее число лидеров прибегают к интуиции и полагаются на нее при принятии решений.

3.Зрелость. Для того, чтобы стать хорошим руководителем, следует понимать, что ваша личная власть и всеобщее признание должны быть на втором месте, а повышение квалификации вашего персонала - на первом. Другими словами, когда руководитель понимает, что можно добиться большего, если отказаться от безраздельного управления подчиненными и вместо этого наделить их полномочиями, значит, он достиг зрелости.

4.Ориентация на команду. В настоящее время предприниматели прилагают много усилий к тому, чтобы коллектив работал как единая команда. Отношениям с подчиненными в стиле "взрослый-ребенок" лидеры предпочитают отношения "взрослый-взрослый", что способствует сплочению коллектива.

5.Сопереживание. Умение "поставить себя на место другого" - это главная черта современных лидеров. Если вы не умеете сопереживать, вы не сможете добиться взаимного доверия. А без доверия вы никогда не добьетесь максимальной самоотдачи на работе от вашего персонала.

6.Обаяние. Окружающие обычно воспринимают лидеров как людей особенных. И тут большую роль играет личное обаяние лидера. Руководители, обладающие таким обаянием, способны вызывать у своих подчиненных сильные эмоции. Благодаря своему умению убеждать, объединять людей и увлекать их, такие руководители находят нужные мотивировки для работников при достижении поставленных целей. При этом используется как система вознаграждений, так и аппелирование к гражданскому долгу.

В целом, лидеры - люди особого  склада. И лишь личные качества определяют, сможет или не сможет данный человек  успешно руководить другими. Тем  не менее, не следует забывать, что  люди в течение жизни способны обучаться и изменяться.

 

 

1.9 Требования  к руководителю-лидеру в современных  условиях и в будущем

Для долгосрочного успеха необходимо обеспечить максимальное удовлетворение запросов потребителей, владельцев, сотрудников и общества. При этом результат работы компании должен соответствовать как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям.

К основным принципам системы  менеджмента качества относится:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководителя;
  • вовлечение работников в процесс;
  • системный подход к менеджменту и другие шаги.

При этом на втором месте  стоит лидерство в организации, на которое и возлагается основная роль по внедрению и успешной «настройке»  саморегулируемого механизма менеджмента  качества. Поэтому стоит подробно рассмотреть, что же представляет собой  лидерство и руководство в  современной компании и каким  требованиям оно должно отвечать.

Лидерство в менеджменте. Руководитель должен быть лидером

Лидерство это обеспечение  единства цели и направления деятельности компании. Поэтому лидерство и  руководство должны быть словами-синонимами, обозначающими успешную деятельность современного администратора по достижению поставленных целей.

Естественно, что лидерство  – это не эксклюзивное право руководителя. Им должны владеть и менеджеры  среднего звена, и рядовые сотрудники в пределах их полномочий и возможностей. Но именно лидер-руководитель должен поддерживать ту среду, в которой каждый работник будет вовлечён в достижение необходимых  целей.

Лидерство в системе менеджмента  руководителя, при его правильной трактовке и реализации, приводит к:

  • чёткому видению будущего компании;
  • учёт потребностей всех сторон, начиная от потребителей и заканчивая обществом в целом;
  • постановке и реализации смелых, амбициозных задач;
  • поддержанию и созданию системы общих ценностей, беспристрастности, этики поведения на всех уровнях;
  • обеспечение сотрудников необходимыми ресурсами, свободой действий в рамках их ответственности;
  • создание и поддержание принципов доверия, работы на результат;
  • признанию вклада сотрудников, их поощрению и воодушевлению.

Лидерство в менеджменте  является неотъемлемым элементом системы  СМК, его «пусковым механизмом». Ни одно серьёзное дело не будет  выполнено, если руководитель не возьмёт  на себя функцию лидера. При этом лидерские функции нельзя получить иначе, чем одновременно со всеми  остальными должностными обязанностями. Руководитель, который не имеет возможности  или не желает быть лидером, ведёт  свою компанию к катастрофе. И её наступление - это только вопрос времени.

Традиционно лидерство и  руководство тесно переплетены  с проблемой власти, которая, в  свою очередь, подразумевает силу. Так  вот, в современных бизнес-условиях простое и незамысловатое применение силы вообще противоречит достижению той цели, ради которой она, собственно говоря, и применяется. Применение силы вызывает противодействие, для преодоления  которого требуется время, энергия  и другие ресурсы, которые можно  направить на решение более насущных задач, как например укрепление позиций  на рынке или удовлетворение потребителей качеством товаров или услуг.

Лидерство в организации – власть, не нуждающаяся  в силе

Человек, которому согласно должностных обязанностей предстоит  реализовать лидерство в менеджменте, не пользуется силой и не преодолевает сопротивление. Именно по этой причине, наличие лидера обеспечивает компании значительные конкурентные преимущества.

Информация о работе Психология индивидуального стиля управления