Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:09, реферат
Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Введение
Развитие теории подросткового периода
Физиологическое развитие подростков
Развитие мышления в переходном возрасте
Формирование воли в подростковом возрасте
Заключение
Список используемой литературы:
Эриксон
исходя из задач развития выделяет в жизни
человека восемь стадий, подчеркивая,
что каждая стадия связана со всеми остальными.
Подростковый возраст приходится на пятую
стадию жизненного цикла, задачей которого
являются достижения личностного самоопределения.
Но из его теории выпадает то важнейшее
звено, которое в отечественной психологии
вслед за
Л.С. Выгодским обозначается как “социальная
ситуация развития”. На наш взгляд, связь
в системе “взрослый – ребенок ” имеет
конкретный исторический характер и зависит
от системы ценностей, принятых в той или
иной социальной общности.
В
ряде эмпирических исследований 60-80 годов
сделаны попытки
Аделсон, Д. и Дж. Офферов и ряд других ).
В целом в современных теориях подросткового
возраста в отличии от теорий первого
круга возрастные кризисы рассматриваются
как нормальное явление, а отсутствие
таковых – признак неблагополучного развития.
При
анализе логике психического развития,
связи этого развития с окружающей
средой отечественные психологи
исходят из того, что непосредственно
условия жизни не определяют психического
развития, поскольку оно зависит
от типа взаимоотношений ребенка с
его окружением.
Специфичные для возрастного этапа отношения
внутренних процессов и внешних его условий
определяет качественно новые психические
образования. Именно это сочетания составляют
социальную ситуацию развития.
Подростковый
возраст необходимо рассматривать
не как отдельно взятый этап, а в динамике
развития, поскольку без знания закономерностей
развития ребенка в онтогенезе, противоречий,
составляющих силу этого развития, невозможно
выявить психические особенности подростка.
В основе такого исследования лежит деятельностный
подход, рассматривающий развитие личности,
как процесс движущей силой которого является,
во-первых, разрешение внутренних противоречий,
во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее
перестройку сложившихся потребностей
и зарождения новых. В процессе изучения
отечественные психологи (Л.С. Выгодский,
А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий
для подросткового возраста деятельностью
является усвоение норм взаимоотношений,
которые получает наиболее полное выражение
в общественно полезной деятельности.
Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. Но несмотря на это мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.
Физиологическое развитие подростков
Подростковым
принято считать период развития
детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется
бурным развитием и перестройкой социальной
активности ребенка. В психологической
литературе принято разграничивать подростковый
возраст и юношество. В понимании хронологических
границ этих периодов нет единства. С определенной
мерой условности можно считать, что
«подростничество» как переходный возраст
лежит в указанных границах, за ним следует
новый этап развития – юность.
Что
это значит применительно к психологии
переходного возраста? Прежде всего
– что натуральный ряд
В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:
1. предпубертатный, подготовительный период.
2. собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания.
3. постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий – допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).
Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.
Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
Становление
личности включает в себя также становление
относительно устойчивого образа «Я»,
то есть целостного представления в самом
себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие
«Я или «Я – концепция») – сложное психологическое
явление, которое не сводится к простому
осознанию своих качеств или совокупности
самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает
не столько самоописание, сколько самоопределение:
«кем я могу и должен стать, каковы мои
возможности и перспективы, что я сделал
и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос
трудно ответить «объективно», потому
что каждый человек, в зависимости от контекста
и ситуации «видит», точнее,
«конструирует» себя по-разному.
Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.
Развитие мышления в переходном возрасте
Основная
разница между маленьким
Наконец, третья причина — разнообразие
внешкольной и после школьного образования,
чтение и т.п. Ключом ко всему проблем развития
мышления в переходном возрасте является
тот установленный рядом исследований
факт, что подросток впервые овладевает
процессом образования понятий, что он
переходит к новой и высшей форме интеллектуальной
деятельности — к мышлению в понятиях.
Это
центральное явление всего
Ум
подростка, скорее, тяготится конкретным,
и конкретные естествознание, ботаника,
зоология и минералогия , отходят
у подростка на задний план, уступая
место философским вопросам естествознания,
происхождения мира, человека и т.п.. Точно
так же отходит на второй план интерес
к обильным историческим конкретным рассказам.
Место их теперь уже всё более и более
занимает политика, которой подросток
очень интересуется.
Наконец, со всем этим хорошо вяжется и
то, что подросток в массе охладевает к
столь любимому ребёнком в предпубертатном
возрасте искусству, как рисование. Самое
абстрактное искусство – музыка – самое
любимое подростком.
Развитие
общественно-политического миросозерцания
не исчерпывает собой всех изменений,
которые происходят в эту эпоху в содержании
мышления подростка. Это только одна, может
быть, наиболее яркая и значительная часть
происходящих изменений. Подросток, переходя
к адекватному освоению такого содержания,
которое может быть представлено во всей
полноте и глубине только в понятиях, начинает
активно и творчески участвовать в различных
сферах культурной жизни, которые раскрываются
перед ним. Без мышления в понятиях нет
понимания отношений, лежащих за явлениями.
Целый мир глубоких связей, лежащих за
внешней видимостью явлений, мир сложных
взаимозависимостей и отношений внутри
каждой сферы действительности и между
её отдельными сферами раскрывается только
перед тем, кто подходит к нему с ключом
понятия. Это новое содержание не входит
механически в мышление подростка, а претерпевает
длительный и сложный процесс развития.
Благодаря этому расширению и углублению
содержания мышления перед подростком
раскрывается весь мир в его прошлом и
настоящем, природа, история и жизнь человека.
Расширение среды в переходном возрасте
приводит к тому, что средой для мышления
подростка становится мир. Мир внутренних
переживаний, закрытый от ребёнка раннего
возраста, сейчас раскрывается перед подростком
и составляет чрезвычайно важную сферу
в содержании его мышления.
В проникновении во внутреннюю действительность,
в мир собственных переживаний опять решающую
роль играет возникающая в переходном
возрасте функция образования понятий.
Слово есть настолько средство понимать
других, насколько оно есть средство понимать
самого себя. Слово с самого рождения есть
для говорящего средство понимать себя,
апперципировать свои восприятия. Благодаря
этому только с образованием понятий наступает
интенсивное развитие само восприятия,
самонаблюдения, интенсивное познание
внутренней действительности, мира собственных
переживаний. Понятие, являясь важнейшим
средством познания и понимания, приводит
к основным изменениям в содержании мышления
подростка. Во-первых, мышление в понятиях
приводит к вскрытию глубоких связей,
лежащих в основе действительности, к
упорядочению воспринимаемого мира с
помощью набрасываемой на него сетки логических
отношений. Речь есть могущественное средство
анализа и классификации явлений, средство
упорядочения и обобщения действительности.
Слово, ставшее носителем понятия, является
настоящей теорией предмета, к которому
оно относится. Познавая с помощью слов,
являющихся знаками понятий, конкретную
действительность, человек раскрывает
в видимом им мире заключенные в нём связи
и закономерности. Но понятие не только
приводит в систему и служит основным
средством познания внешней действительности.
Оно является также основным средством
понимания другого, адекватного усвоения
исторически сложившегося социального
опыта человечества. Только в понятиях
подросток впервые систематизирует и
постигает мир общественного сознания.