Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивации. 4
1.1. Понятие мотивации. 4
1.2. Возрастные особенности мотивации 6
Глава II. Теоретические основы изучения мотивации к занятиям физической культуры и спортом в школьном возрасте. 13
2.1. Мотивация в спорте. 13
2.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры. 15
Глава ІІІ. Методы психодиагностики мотивации к занятию спортом 23
3.1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 23
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 26
3.3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 29
Литература. 32

Работа состоит из  1 файл

Донецький областний інститут післядипломної педагогічної освіти.docx

— 72.50 Кб (Скачать документ)

У детей с высокой успеваемостью  ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить  задание, сочетающееся с мотивом  получения высокой отметки или  одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив  достижения выражен значительно  хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует. Престижная мотивация, связанная  с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим учащимся с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. [17]

Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо  успевающим учащимся младших классов, но к окончанию начальной школы  у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает  мотив избегания неудачи. В этом же возрасте школьники испытывают потребность  реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни  не просто на уровне понимания, но и  как преобразователи. Главным критерием  оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности  личности (В. Н. Лозоцева).

В отрочестве, называемом переходным, происходят существенные изменения  в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л.C. Выготский, это  существенно изменяет сферу интересов  ребенка. Он пишет, что в переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для  новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, надстраивающейся над новым влечением. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется [3] В. Петерсом как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер), вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Именно сочетание обоих моментов, взятых вместе, пишет Л.С. Выготский, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов. Эта опустошающая фаза, в продолжение которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л. Толстому назвать этот период «пустыней отрочества» [3].

Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся  прежде отношений между детьми, в  том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение  отношения к другим людям, пренебрежение  правилами общественного поведения (Л. Вечерка; П.Л. Загоровский).

Вторая фаза — фаза интересов  — вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем  дифференциации, выбирается и укрепляется  некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают место реалистичному и прагматичному  выбору одного наиболее устойчивого  интереса, большей частью непосредственно  связанного с основной жизненной  линией подростка и определяющего  направленность его личности. Для  этой фазы характерным является также  расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза существенно зависит  от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяжелых условиях она сжата по времени, заторможена  в своем развитии, из-за чего круг интересов подростка мал и  беден.

В исследованиях К. Рейнингера, Л. Вечерка  и Г. Хетцер показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые  различия. Негативная фаза у мальчиков  наступает позднее (в связи с  более поздним половым созреванием), но протекает она более бурно  и длительно, негативизм выражен  сильнее [8].

В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л.И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся  в том, что они в значительной степени способны руководствоваться  в своем нравственном поведении  теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного»  следования требованиям извне к  активному построению своего поведения  в соответствии со своим собственным  идеалом.

У школьников средних классов отмечается большая, чем прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда — устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах  и поставленных самими учащимися  целях.

У подростков интерес к чему-нибудь часто приобретает характер увлечения. Считается, что подростковый возраст  без увлечений подобен детству  без игр. Увлечения подростка  — сильные и часто сменяют  друг друга, но иногда принимают «запойный» характер; как правило, они не связаны  с учебной деятельностью. А.Е. Личко  делит их на интеллектуально-эстетические (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, рисованием и т. д.), эгоцентрические (увлечение модными сферами деятельности — спортом, художественной самодеятельностью, редким иностранным языком и т. п. — ради демонстрации своих успехов), телесно-мануальные (занятия спортом, вождение автомобиля или мотоцикла, занятия в столярной мастерской и т. п. — ради получения удовольствия от самого процесса деятельности), накопительские (коллекционирование во всех его видах), информативно- коммуникативные (стремление к новой, не слишком содержательной информации, не требующей глубокого  осмысления и усвоения; потребность  в легком общении со сверстниками, позволяющем обмениваться такой  информацией) [20]. Некоторые из этих увлечений могут способствовать развитию личности подростков, так  как удовлетворяют их познавательную потребность, способствуют формированию полезных навыков. Однако при определенных личностных особенностях они же могут  искривлять развитие личности, формировать  склонность к накопительству, пустому  времяпрепровождению, лихачеству (у  рокеров) с нарушением общественного  порядка. О пагубном влиянии увлечений  азартными играми, алкогольными напитками, наркотиками нет нужды и говорить. Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение  последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно  более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии  в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.

Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и  приобретает большее значение, чем  оценка окружающих. По данным Е.И. Савонько, наибольшее число учащихся, ориентированных  на самооценку, приходится на 6-й класс. Наличие идеалов, самооценок, усвоенных  норм и правил общественного поведения  свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося  существенным фактором мотивации и  организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется. Требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда — и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.

Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что  мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с  учетом собственного мнения, что в  конечном итоге выражается в их упрямстве. Как отмечает Л.И. Божович, в старшем  школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении  основных мотивационных тенденций. Прежде всего это проявляется  в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся  мировоззрением. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а  вырабатывают о нем свою точку  зрения, так как у них возникает  потребность выработать свои взгляды  на вопросы морали, самим разобраться  во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые  мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность [12]. Под влиянием мировоззрения возникает  достаточно устойчивая иерархическая  система ценностей, влияющая на взгляды  и убеждения учащихся. Последние  являются довольно строгим контролером  возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают  их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе  и к выбору профессии. У старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного  анализа той деятельности, которую  они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться.

При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать  достаточно осознанные решения. А это  значит, что а процессе формирования социально направленных мотивов  «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в  причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического  развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается  с оценки последствий поступка (полученного  результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе  и самого ребенка) к поступку [8].

Таким образом, чем более социально  зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение  первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное  поле. При этом больше уделяется  внимания прогнозу последствий планируемых  действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных, этических позиций.

Глава II. Теоретические основы изучения мотивации к занятиям физической культуры и спортом в школьном возрасте.

2.1. Мотивация в спорте.

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так  и внешними факторами, меняющими  свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный  в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими  намерениями. Это можно отнести  и к другим видам спорта.

На начальном этапе (у  новичков, начинающих спортсменов) причинами  прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут  быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага) [8].

Каждая из перечисленных  причин имеет для конкретного  спортсмена большую или меньшую  действенность в связи с его  ценностными ориентациями. Однако некоторые  мотиваторы являются ведущими для большинства  спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к  здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и  развитию волевых качеств.

И.Г. Келишев выделяет мотив  внутригрупповой симпатии как начальный  мотив занятий спортом. Опросив  около 900 спортсменов с большим  стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе  спортивной карьеры этот мотив занимал  у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей  и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно  находиться в среде своих товарищей  и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким  результатам и даже не интерес  к данному виду спорта, сколько  симпатии друг к другу и общая  для них потребность в общении [10].

Дети пытаются предвосхитить  свое будущее, не задумываясь о средствах («стоимости») достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта мечтательность детей создает  известные трудности при работе с ними, но в то же время может  служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит  в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную, действенную.

Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих  заниматься спортом, выделяет:

- стремление к стрессу  и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать  препятствия, подвергать себя  воздействию стресса, изменять  обстоятельства и добиваться  успеха — это один из мощных  мотивов спортивной деятельности;

- стремление к совершенству;

- повышение социального  статуса;

- потребность быть членом  спортивной команды, группы, частью  коллектива;

- получение материальных  поощрений [10].

Ю.Ю. Палайма выделил  две группы спортсменов, различающихся  по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях.

Общественный мотив характеризуется  осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные  цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

При психологическом обеспечении  спортивной деятельности важно учитывать  и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его  самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и  индивидуального мотивов. Пренебрежение  одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам [17].

Доминирование мотивов, о  чем речь шла выше, подтверждают данные Е.Г. Знаменской; спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют  большую увлеченность занятиями  спортом; спортсмены же, у которых  доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Информация о работе Психология спорта