Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивации. 4
1.1. Понятие мотивации. 4
1.2. Возрастные особенности мотивации 6
Глава II. Теоретические основы изучения мотивации к занятиям физической культуры и спортом в школьном возрасте. 13
2.1. Мотивация в спорте. 13
2.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры. 15
Глава ІІІ. Методы психодиагностики мотивации к занятию спортом 23
3.1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 23
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 26
3.3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 29
Литература. 32

Работа состоит из  1 файл

Донецький областний інститут післядипломної педагогічної освіти.docx

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Для диагностики физических идеалов используется прием смыслопорождающего включенного примера: одновременно с объяснением порядка выполнения новых упражнений вводятся словесные иллюстрации, увязывающие то или другое движение с известным ученикам фильмом. При этом вводится только название боевика или триллера, обращение к ученикам с просьбой развернуть описываемый эпизод.

Основное внимание при  проговаривании ими содержания эпизода  обращается на исключение жаргонизмов  и особенно резких, грубых выражений. В дальнейшем этот прием усиливается  в зависимости от сложности последующих  этапов введением новых ценностно-смысловых  и ценностно- эмоциональных структур.

Поисковый - организация  совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных  последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами  ребенка", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю  позицию". Целью поискового этапа  является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение фокуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных  с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.

Обсуждение возможных  последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и  отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку  в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и  причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.

На поисковом этапе  устанавливался неявный источник нравственной характеристики автора введенной ранее  информации. В качестве педагогических средств поддержки использовались: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ  от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например - прием  уточнения сущности и смысла, привлекательных  образцов физической развитости). В  соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает  позиции поискового этапа в направлении  решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность  ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика  самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный - для обеспечения  успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его  интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано  с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует  привлечения новых примеров, выступающих  в двух качествах: поддержки или "расшатывания" избранной позиции.

Прием "расшатывания" избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении "героев". Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и  неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется  чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством  выражения собственных чувств. Педагог  создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает  как способ действий, так и достигнутый  результат. Важно помогать ученику  замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может  и пронизывать всю деятельность поддержки.

Приведенная структура  приближает учителя к пониманию  и преобразованию своей роли в  оказании педагогической поддержки  по развитию ценностно-смысловой сферы  сознания учащихся средствами урока  физической культуры. Одновременно она  приближает и старшеклассников к  новому пониманию смысла занятий  физической культурой не только как  средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как  средства, способствующего становлению  нравственного здоровья личности

 

Глава ІІІ. Методы психодиагностики мотивации к занятию спортом

3.1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

 

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Вопросы.

  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  11. Усердие – это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  17. У меня легко вызвать честолюбие.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  35. Когда что-то не лрдится, я нетерпелив.
  36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые но загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

 

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу  за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу  за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте  сумму набранных баллов.

Результат. От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Анализ результата. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску».

Исследования показали, что  люди, умеренно и сильно ориентированные  на успех, предпочитают средний уровень  риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой  уровень риска. Чем выше мотивация  человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие  надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован  на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют  высокую готовность к риску, но высокую  мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к  избеганию неудач (защита), то это  препятствует мотиву к успеху –  достижению цели.

 

3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в  каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».

1

2

3

1. Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный


 

 

КЛЮЧ

Вы получаете  по 1 баллу за следующие выборы, приведенные  в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра  после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце  – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию  неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий  уровень мотивации к избеганию  неудач, защите.

Анализ результата. Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху»  и «Готовность к риску».

Исследования  Д. Мак-Клемавда показали, что люди с  высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

• степени  предполагаемого риска;

• преобладающей  мотивации;

• опыта  неудач на работе.

Усиливают установку  на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается  получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение  ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном  поведении, наоборот, ослабляет установку  на защиту, т. е. мотивацию к избеганию  неудач.

 

3.3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

 

Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых  Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий  балл по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, полное «да»;.

1 балл - больше  «да», чем «нет»;

0 баллов - ни  «да», ни «нет», нечто среднее;

  • 1 балл - больше «нет», чем «да»;
  • 2 балла - полное «нет».

Вопросы.

Информация о работе Психология спорта