Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивации. 4
1.1. Понятие мотивации. 4
1.2. Возрастные особенности мотивации 6
Глава II. Теоретические основы изучения мотивации к занятиям физической культуры и спортом в школьном возрасте. 13
2.1. Мотивация в спорте. 13
2.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры. 15
Глава ІІІ. Методы психодиагностики мотивации к занятию спортом 23
3.1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 23
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 26
3.3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 29
Литература. 32
Многие авторы связывают
спортивные достижения и отношение
к занятиям спортом с мотивом
достижения. Например, Л.П. Дмитриенкова
показала, что гимнастки, имеющие
высокий уровень мотива достижения
успеха, имеют хорошо осознанные цели
и не только стремятся достичь
высоких результатов и
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. В исследованиях, формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности.
Рассмотрим одну из педагогических
технологий, которая объединила основные
позиции, представленные в теоретическом
описании технологий: их проблематику,
постановку целей, выбор принципов,
средства моделирования содержания
и создания условий гуманистического
воспитания. Это технология развития
мотивационных основ
Главным фактором становления
основ самоорганизации здесь
выступает разработка педагогических
условий, создающих благоприятную
среду для востребования
Самоорганизация - наиболее
гуманное средство становления субъектности.
Но используемые в практике технологии
физического воспитания направлены
на ценности внешне привносимых способов
Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.
Основным показателем
физической культуры сознания является
цивилизованность. Важнейшая функция
цивилизации - приучение человека к
культурным действиям по отношению
к себе и себе подобным. Физическая
культура сознания, как одно из проявлений
цивилизованности, самоорганизует гуманные,
т.е. сообразные понятию "человек"
отношения к своему здоровью и
к использованию своих
Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя.
В основе технологии - управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на физическую культуру сознания.
Это оказалось возможным
при определении
Гуманистическая парадигма
образования выдвигает новое
требование к современному учителю
физической культуры: он должен сформировать
субъектно-личностные, ценностные отношения
к преподаваемому предмету у своих
учеников. Ему необходим достаточно
большой набор личностных качеств,
дополняющих умения обучать физическим
упражнениям посредством
1. Определение целей.
Взаимно выработанная цель
Общая цель - это воспитание
творческой личности, определяемая особой
атмосферой общения, возникающей в
процессе овладения учащимися различными
видами спортивной деятельности. В
процессе занятий по физической культуре
востребование творческого
Однако творчество необходимо
в игровых видах спорта, наиболее
привлекательных для
Наибольшую опасность в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая таким образом свое неявное господство над более слабыми учениками, а зачастую и над учителями.
Цивилизованность может быть воспитана, если учителю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания учащихся.
Частная цель - поэтапное
и вариативное изменение
2. Определение принципов,
содержащих ориентиры для
3. Выбор условий:
а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;
б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.
4. Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга.
Обретению личностного
смысла содержащейся в общении информации
в процессе взаимодействия с ней
личности способствует создание ситуаций
совместного творческого
5. Организация средств воспитания. С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют целостный ориентировочный алгоритм.
Диагностический - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы ("прояснение сущности", вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смысло-творческая функция сознания).
Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника.
Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.
На этом этапе были получены диагностические данные, свидетельствующие о том, что значительная часть учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.
Группа с низким уровнем развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие виды спорта, требующие большой мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.
Низкий уровень волевой
и ценностно-смысловой
Группа с высоким уровнем
физической культуры сознания (около 14%).
Проявляется в осмысленном
В целом уровень физической
культуры сознания проявляется в
ориентациях не на базовые образы
имплицитных концепций