Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивации. 4
1.1. Понятие мотивации. 4
1.2. Возрастные особенности мотивации 6
Глава II. Теоретические основы изучения мотивации к занятиям физической культуры и спортом в школьном возрасте. 13
2.1. Мотивация в спорте. 13
2.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры. 15
Глава ІІІ. Методы психодиагностики мотивации к занятию спортом 23
3.1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 23
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 26
3.3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 29
Литература. 32

Работа состоит из  1 файл

Донецький областний інститут післядипломної педагогічної освіти.docx

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Многие авторы связывают  спортивные достижения и отношение  к занятиям спортом с мотивом  достижения. Например, Л.П. Дмитриенкова показала, что гимнастки, имеющие  высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь  высоких результатов и утвердиться  в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности  перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают  более опосредованные мотивы занятий  спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л.П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных  спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов  средней квалификации [2].

2.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры.

Одной из наиболее сложных  структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически  все ученые педагоги и психологи. В исследованиях, формирование мотивов  рассматривается как основа самоорганизации  личности.

Рассмотрим одну из педагогических технологий, которая объединила основные позиции, представленные в теоретическом  описании технологий: их проблематику, постановку целей, выбор принципов, средства моделирования содержания и создания условий гуманистического воспитания. Это технология развития мотивационных основ самоорганизации  личности старшеклассника в процессе физического воспитания.

Главным фактором становления  основ самоорганизации здесь  выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную  среду для востребования ценностного  потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве приоритетной рассматривалась личностная структура  мотивирования, определяющая эффективность  востребования смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания.

Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления субъектности. Но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования необходимых детскому организму качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизаций личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.

Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным  присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так  и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных  культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.

Основным показателем  физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция  цивилизации - приучение человека к  культурным действиям по отношению  к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные, т.е. сообразные понятию "человек" отношения к своему здоровью и  к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо  менее сильных окружающих.

Некоторые уровни самоорганизации  личности могут быть достигнуты благодаря  использованию новых средств  физического воспитания. К ним  отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя.

В основе технологии - управление педагогическим влиянием на положительную  мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на физическую культуру сознания.

Это оказалось возможным  при определении воспитательного  потенциала урока физкультуры. Он состоит  в возможностях прикладного решения  проблемы воспитания цивилизованного  отношения к ценностно-культурному  слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.

Гуманистическая парадигма  образования выдвигает новое  требование к современному учителю  физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения  к преподаваемому предмету у своих  учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности  в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит  в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно  новых, более тонких и гибких отношений  общения между учителем и учеником.

1. Определение целей.  Взаимно выработанная цель обеспечивает  удовлетворяющую обе стороны  встречу внешних воздействий  (педагогических требований учителя)  и внутренних источников самоорганизации  (личностных структур сознания  ученика). В связи с этим, развитие  творчества в весьма специфичных  видах отношений, возникающих  в процессе создания личностно  ориентированной ситуации на  уроке физкультуры между учителем  и учениками, рассматривается  как возможность для культурного  изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, возникающей в  процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В  процессе занятий по физической культуре востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно учителя  ссылаются на необходимость научить  выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен.

Однако творчество необходимо в игровых видах спорта, наиболее привлекательных для школьников. Традиционно не используется обращение  учителя к аспекту физической культуры сознания. В частности, он состоит в наличии задатков цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другим людям.

Наибольшую опасность  в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания  физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и  наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация  смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой  сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в  спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая таким образом  свое неявное господство над более  слабыми учениками, а зачастую и  над учителями.

Цивилизованность может  быть воспитана, если учителю удается  поставить частную цель для каждого  урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для  востребования деятельности личностных структур сознания учащихся.

Частная цель - поэтапное  и вариативное изменение мотивации  занятий физкультурой.

2. Определение принципов,  содержащих ориентиры для построения  технологии: принцип личностной  деятельности - ориентация на деятельность  личностных структур сознания, наиболее  значимых в контексте поставленных  целей (мотивирование, цивилизованная  автономность, смыслотворчество); принципы  субъектного контроля, самореализации  в творчестве, открытости учебно-воспитательной  информации, диалогичности, нравственности  убеждающей коммуникации, неявной  педагогической этнокультуры.

3. Выбор условий:

а) для востребования  ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение  к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения  альтернатив и т.д.;

б) для востребования  ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той  или иной проблемы, учет влияния  педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых  талантов" и т.д.

4. Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга. 

Обретению личностного  смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней  личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для  их построения использовались ценностно- смысловые и ценностно-эмоциональные  компоненты педагогических условий, развернутые  в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися  нового опыта общения.

5. Организация средств воспитания. С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют целостный ориентировочный алгоритм.

Диагностический - выявление  и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и  качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий  для осознания учеником сути проблемы ("прояснение сущности", вынесение  за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность  сознания) и собственных смыслов (смысло-творческая функция сознания).

Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать  вслух то, чем он обеспокоен, какое  место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней  относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы. Не менее важным средством  является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника.

Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная  вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению  с теми случаями, когда педагог  за школьника формулирует его  проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку  в данной ситуации.

На этом этапе были получены диагностические данные, свидетельствующие  о том, что значительная часть  учащихся испытывает потребность в  педагогической поддержке.

Группа с низким уровнем  развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности  преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие  виды спорта, требующие большой мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.

Низкий уровень волевой  и ценностно-смысловой организации  личности; проявляется в ориентациях  на "сильные" в физическом отношении  личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные.

Группа с высоким уровнем  физической культуры сознания (около 14%). Проявляется в осмысленном отношении  к занятиям физкультурой как к  средству сохранения собственного здоровья и самоактуализации, к возможности  оказания помощи слабым и в желании  это делать не по принуждению; данный уровень определяется в целом  интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени  полагаться на свои силы, не уходить  от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность  проявить свои физические возможности, но небезинтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, как на уровне моментальной реакции  на ситуацию (хоккей, футбол), так и  на уровне стратегического планирования сил (большой теннис, шахматы).

В целом уровень физической культуры сознания проявляется в  ориентациях не на базовые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так  и в обыденной жизни. Высокая  ценностно-смысловая и волевая  организация личности. Готовность к  риску на разумном уровне, способность  к принятию взвешенных решений, целеустремленность, умение планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.

Информация о работе Психология спорта