Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:44, реферат
Описание
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. 3 1. Природа воли ………………………………………………...…….. 5 2. Волевой процесс ……………………………………………...…… 12 3. Патология и психология воли ………………………..……….… 21 4. Волевые качества личности …………………………………..… 25 Заключение …………………………………………………………... 32 Список использованных источников ………..…
В сложном волевом
действии можно выделить 4 основные
стадии, или фазы:
1) возникновение
побуждения и предварительная
постановка цели;
2) стадия обсуждения
и борьба мотивов;
3) решение;
4) исполнение.
Основным содержанием
первой фазы в развитии волевого действия
являются возникновение побуждения
и осознание цели. Они взаимосвязаны
и взаимообусловлены. В реальном протекании
волевого действия различные фазы могут
в зависимости от конкретных условий приобретать
больший или меньший удельный вес, иногда
сосредоточивая в себе весь волевой акт,
иногда вовсе выпадая.
Традиционная
психология, отражавшая по преимуществу
психологию реф-лектирующего интеллигента,
находящегося на распутье, раздираемого
сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала
в качестве ядра волевого акта именно
эту «борьбу мотивов» и следующее за ней
более или менее мучительное решение.
Внутренняя борьба, конфликт со своей
собственной, как у Фауста, раздвоенной
душой и выход из нее в виде внутреннего
решения - все, а исполнение этого решения
- ничто.
В противоположность
этому другие теории стремятся вовсе
выключить из волевого действия внутреннюю
работу сознания, связанную с выбором,
обдумыванием, оценкой; с этой целью они
отделяют мотивацию воли от самого волевого
акта. В результате волевое действие или
даже волевой акт превращается в чистую
импульсивность. Абсолютизации рефлектирующей
сознательности противопоставляется
другая крайность - импульсивная действенность,
вовсе лишенная сознательного контроля.
В действительности
всякое подлинно волевое действие является избиратель-ным актом,
включающим сознательный выбор и решение.
Но это никак не значит, что борьба мотивов
является его центральной частью, его
душой. Из самого существа волевого действия,
как действия, направленного на достижение
цели, на реализацию замысла, вытекает,
что основными его частями являются исходная
и завершающая фазы - явное осознание цели
и настойчивость, твердость в ее достижении.
Основа волевого действия - целеустремленная,
сознательная действенность.
Признание господствующего
значения исходной и завершающей
фазы воле-вого действия - осознания
цели и ее осуществления - не исключает,
однако, ни существования других фаз,
ни того, что в конкретных, многообразных
и изменчивых условиях реальной действительности
в том или ином частном случае на передний
план выступают и другие фазы волевого
акта. Все они подлежат поэтому анализу.
Волевой акт начинается с возникновения
побуждения, выражающегося в стремлении.
По мере того как осознается цель, на которую
оно направляется, стремление переходит
в желание; возникновение желания предполагает
известный опыт, посредством которого
человек узнает, какой предмет способен
удовлетворить его потребность. У того,
кто этого не знает, не может быть желания.
Желание - это опредмеченное стремление.
Зарождение желания означает поэтому
возникновение или постановку цели. Желание
- это целенаправленное стремление.
Но наличие
желания, направленного на тот или
иной предмет как цель, еще не
является законченным волевым актом.
Если желание предполагает знание цели,
то оно еще не включает мысли о средствах
и хотя бы мысленного овладения ими. Оно
поэтому не столько практично, сколько
созерцательно и аффективно. Желать можно
и того, в достижимости чего не уверен,
хотя твердое знание абсолютной недостижимости
предмета желания, несомненно, парализует,
если не убивает, желание.
Желание часто
открывает широкий простор воображению.
Подчиняясь же-ланию, воображение разукрашивает
желанный предмет и этим в свою
очередь питает желание, явившееся
источником его деятельности. Но эта деятельность
воображения, в которой взаимодействуют
чувство и представление, может заместить
действительную реализацию желания. Желание
обволакивается мечтами, вместо того чтобы
претворяться в действие. Оно приближается
к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.
Желание переходит
в подлинно волевой акт, который
в психологии принято обозначать
неуклюжим словом «хотение», когда
к знанию цели присоединяется установка
на ее реализацию, уверенность в
ее достижимости и направленность на овладение
соответствующими средствами. Хотение
- это устремленность не на предмет желания
сам по себе, а на овладение им, на достижение
цели. Хотение имеется там, где желанны
не только сама по себе цель, но и действие,
которое к ней приводит.
Как бы ни отличались
влечение, желание и хотение друг
от друга, каждое из них выражает стремление
- то внутреннее противоречивое состояние
недостатка, нужды, страдания, беспокойства
и вместе с тем напряжения, которое образует
исходное побуждение к действию. В ряде
случаев побуждение к действию, направленному
на определенную, более или менее ясно
осознанную цель, непосредственно влечет
за собой действие. Стоит только представить
себе цель, чтобы чувствовать и знать:
да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать,
чтобы уже перейти к действию.
Но иногда за
побуждением к действию и постановкой
цели не сразу следует действие;
случается, что прежде, чем наступило
действие, появляется сомнение либо в
данной цели, либо в средствах, которые
ведут к ее достижению; иногда почти
одновременно появляется несколько конкурирующих
целей, возникает мысль о возможных нежелательных
последствиях того поведения, которое
ведет к достижению желанной цели, и в
результате образуется задержка. Положение
осложняется. Между побуждением и действием
вклиниваются размышление и борьба мотивов
Рубинштейн С.Л. Указ. соч. .
Основным содержанием
второй фазы в развитии волевого действия
являются обсуждение и борьба мотивов.
Иногда говорят,
что в отличие от импульсивного,
аффективного действия, которое обусловлено
ситуацией больше, чем постоянными, существенными
свойствами или установками личности,
волевое действие как избирательный акт,
т. е. результат произведенного личностью
выбора, обусловлено личностью в целом.
Это в известном смысле правильно. Но не
менее правильно и то, что в волевом акте
часто заключены борьба, противоречие,
раздвоение. У человека есть много различных
потребностей и интересов, и некоторые
из них оказываются несовместимыми. Человек
вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя
борьба мотивов.
Но и тогда,
когда противоречие не выступает
непосредственно в мучительном
чувстве раздвоения, сознательное мыслящее
существо, у которого возникает желание
совершить некоторое действие, обычно
склонно подвергнуть его предварительному
анализу.
Прежде всего
естественно возникает потребность
в том, чтобы учесть последствия, которые
может повлечь осуществление желания.
Здесь в волевой процесс включается процесс
интеллектуальный. Он превращает волевой
акт в действие, опосредованное мыслью.
Учет последствий предполагаемого действия
сплошь и рядом обнаруживает, что желание,
порожденное одной потребностью или определенным
интересом, в конкретной ситуации оказывается
осуществимым лишь за счет другого желания;
желательное само по себе действие может
при определенных условиях привести к
нежелательным последствиям.
Задержка действия
для обсуждения так же существенна
для волевого акта, как и импульсы
к нему. Задержке должны подвергнуться
в волевом акте другие, конкурирующие,
импульсы. Временной задержке должен подвергнуться
и приводящий к действию импульс, для того
чтобы действие было волевым актом, а не
импульсивной разрядкой. Волевой акт -
это не абстрактная активность, а активность,
которая заключает в себе и самоограничение.
Сила воли заключается не только в умении
осуществлять свои желания, но и в умении
подавлять некоторые из них, подчиняя
одни из них другим и любое из них - задачам
и целям, которым личные желания должны
быть подчинены. Воля на высших своих ступенях
- это не простая совокупность желаний,
а известная организация их. Она предполагает,
далее, способность регулировать свое
поведение на основании общих принципов,
убеждений, идей. Воля требует поэтому
самоконтроля, умения управлять собой
и господствовать над своими желаниями,
а не только служения им.
Прежде чем
действовать, необходимо произвести выбор,
надо принять реше-ние. Выбор требует
оценки. Если возникновение побуждения
в виде желания предварительно выдвигает
некоторую цель, то окончательное установление
цели - иногда совсем не совпадающей с
первоначальной - совершается в ре-зультате
решения.
Принимая решение,
человек чувствует, что дальнейший
ход событий зависит от него. Осознание
последствий своего поступка и зависимости
того, что произойдет, от собственного
решения порождает специфическое для
волевого акта чувство ответственности.
Принятие решения
может протекать по-разному.
1. Иногда оно
вовсе не выделяется в сознании
как особая фаза: волевой акт
совершается без особого решения.
Так бывает в тех случаях,
когда возникшее у человека побуждение
не встречает никакого внутреннего противодействия,
а осуществление цели, соответствующей
этому побуждению, - никаких внешних препятствий.
При таких условиях достаточно представить
себе цель и осознать ее желанность, чтобы
последовало действие. Весь волевой процесс
- от первоначального побуждения и возникновения
цели до ее осуществления - так стянут
в одно нерасчлененное единство, что решение
не выступает в нем как особый акт; принятие
решения заключено в свернутом виде в
признании цели. В тех волевых актах, в
которых за возникновением побуждения
к действию следует сколько-нибудь сложная
борьба мотивов или обсуждение и действие
отсрочиваются, решение выделяется как
особый момент.
2. Иногда решение
как бы само наступает, будучи
полным разрешением того конфликта,
который вызвал борьбу мотивов. Произошла
какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось,
многое переместилось - и все представляется
уже в новом свете: я пришел к решению не
потому, что считаю нужным принять именно
это решение, а потому, что никакое другое
уже невозможно. В свете новых мыслей,
которые я, размышляя над решением, осознал,
под воздействием новых Чувств, которые
на меня за это время нахлынули, то, что
недавно еще казалось таким важным, вдруг
представилось ничтожным, и то, что не
так давно казалось желанным и дорогим,
вдруг утратило свою привлекательность.
Все разрешилось, и нужно уже не столько
принимать решение, сколько констатировать
его.
3. Наконец, бывает
так, что до самого конца
и при самом принятии решения
каждый из мотивов сохраняет еще свою
силу, ни одна возможность сама по себе
не отпала, и решение в пользу одного мотива
принимается не потому, что действенная
сила остальных исчерпана, что другие
побуждения утратили свою привлекательность,
а потому, что осознана необходимость
или целесообразность принести все это
в жертву. В таком случае, когда конфликт,
заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое
исчерпало бы его, особенно осознается
и выделяется решение, как особый акт,
который подчиняет одной принятой цели
все остальное.
Само решение,
а затем и следующее за ним
исполнение в таком случае обыч-но
сопровождаются ярко выраженным чувством
усилия. В этом чувстве, связанном с внутренней
борьбой, некоторые склонны видеть особый
момент волевого акта. Однако вовсе не
всякое решение и выбор цели должны сопровождаться
чувством усилия. Наличие усилия свидетельствует
не столько о силе волевого акта, сколько
о том противодействии, которое эта сила
встречает. Мы испытываем чувство усилия
обычно лишь тогда, когда наше решение
не дает подлинного разрешения борьбе
мотивов, когда победа одного мотива означает
лишь подчинение остальных. Когда остальные
мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только
побеждены и, побежденные, лишенные доступа
к действию, продолжают жить и привлекать,
мы неизбежно испытываем чувство усилия,
принимая наше решение.
Поскольку для
живых людей, которым не чужды
внутренние противоречия, такие конфликтные
ситуации не только возможны, но иногда
и неизбежны, очень важно, чтобы
человек способен был на усилие.
Это тем более важно, что такое усилие
бывает по большей части необходимо в
случаях волевых решений, которые должны
обеспечить торжество более отвлеченных
принципиальных мотивов над укоренившимися
в нас влечениями.
Однако все
же неправильно видеть в усилии,
связанном с решением, основной признак
волевого акта. Когда человек весь в своем
решении и все его устремления в полном,
нерасчлененном единстве слиты, он не
испытывает усилий, принимая решение,
и тем не менее в этом волевом акте может
быть особая несокрушимая сила.
Она не может
не сказаться на исполнении решения.
Здесь, однако, в борьбе с реальными
трудностями способность к волевому
усилию приобретает существенное значение
как важнейший компонент или проявление
воли.
Три отмеченных
нами случая отличаются друг от друга
тем, насколько реше-ние выделяется в волевом
процессе как особый акт. В первом из перечисленных
нами случаев решение непосредственно
слито с принятием цели; во втором оно
не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь
лишь естественным ее концом, а в третьем
- оно выделилось из этой последней и противостоит
как особый акт, наделенный максимальной
степенью активности и осознанности. Однако
в известном смысле каждый волевой акт
включает в себя решение, поскольку он
предполагает принятие определенной цели
и открывает соответствующему желанию
доступ к моторной сфере, к действию, направленному
на ее осуществление.
Сама «техника»
решения, те процессы или операции,
посредством которых к нему приходят,
в разных условиях бывают различными.