Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:44, реферат
Описание
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. 3 1. Природа воли ………………………………………………...…….. 5 2. Волевой процесс ……………………………………………...…… 12 3. Патология и психология воли ………………………..……….… 21 4. Волевые качества личности …………………………………..… 25 Заключение …………………………………………………………... 32 Список использованных источников ………..…
В тех случаях,
когда главная трудность заключается
в том, чтобы знать, как поступить, для
решения достаточно осмыслить положение
и подвести данный конкретный случай под
какую-то общую категорию. Как только вновь
представившийся случай включен в какую-то
привычную рубрику, уже известно, как с
ним быть. Так решаются прежде всего более
или менее обыденные вопросы, особенно
достаточно опытными и не очень импульсивными
людьми.
У натур очень
импульсивных значительную роль в принятии
решения мо-гут играть обстоятельства.
Некоторые импульсивные, страстные и уверенные
в себе натуры иногда как бы преднамеренно
отдают себя во власть обстоятельств,
в полной уверенности, что надлежащий
момент принесет надлежащее решение.
Нерешительные
люди, особенно когда положение сложно,
осознавая это, иногда намеренно оттягивают
решение, ожидая, что изменение ситуации
само принесет желанный результат или
сделает принятие решения более легким,
вынудив принять его.
Иногда в
затруднительных случаях люди облегчают
себе решение тем, что принимают
его как бы условно, приурочивая исполнение
к определенным, не зависящим от их решения,
обстоятельствам, при наличии которых
оно вступает в силу. Так, будучи не в силах
сразу оторваться от увлекательной книги
и взяться за скучную работу, человек принимает
решение сделать это, как только часы пробьют
такой-то час. Окончательное решение или,
по крайней мере, исполнение его перекладывается
на обстоятельства, принятие решения -
как бы условное - этим облегчается. Таким
образом, тактика принятия решения может
быть многообразной и достаточно сложной.
Принять решение
- еще не значит выполнить его. За
решением должно последовать исполнение.
Без этого последнего звена волевой
акт не завершен.
Восхождение к
высшим ступеням волевой деятельности
характеризуется прежде всего тем,
что исполнение превращается в более или
менее сложный, длительный процесс. Усложнение
этого последнего завершающего этапа
волевого акта является характерным для
высших ступеней волевого действия, которое
ставит себе все более сложные, отдаленные
и высокие, все труднее достижимые цели.
В решении то,
чего еще нет и что должно быть,
противопоставляется тому, что есть.
Исполнение решения требует изменения
действительности. Желания человека не
исполняются сами собой. Идеи и идеалы
не обладают магической силой самореализации.
Они становятся реальностью лишь тогда,
когда за ними стоит действенная сила
преданных им людей, умеющих преодолевать
трудности. Их осуществление сталкивается
с реальными препятствиями, которые требуют
реального преодоления. Когда борьба мотивов
закончена и решение принято, тогда лишь
начинается подлинная борьба - борьба
за исполнение решения, за осуществление
желания, за изменение действительности,
за подчинение ее человеческой воле, за
реализацию в ней идей и идеалов человека,
и в этой-то борьбе, направленной на изменение
действительности, заключается основное.
При традиционной
трактовке воли предметом психологического
анализа яв-ляется то, что происходит
в субъекте до начала волевого действия
как такового. Внимание исследователя
сосредоточивалось на внутренних переживаниях
- борьбе мотивов, решении и т.д., предшествующих
действию, как будто там, где начинается
действие, кончается сфера психологии;
для этой последней как будто существует
бездейственный, только переживающий
человек.
В тех случаях,
когда проблема действия не выпадала вовсе
из поля зрения психологов, действие лишь
внешним образом связывалось с психикой
или сознанием, как это имеет место в теории
идеомоторного акта у У.Джемса Джемс У.
Указ. соч.. Согласно этой теории всякая
идея имеет тенденцию автоматически перейти
в действие. При этом опять-таки само действие
рассматривается как автоматическая двигательная
реакция или разрядка, вызванная идейным
«раздражителем». Она связана с предваряющим
его сознательным процессом, но сама будто
бы не включает такового. Между тем в действительности
проблема волевого действия не сводится
лишь к соотношению идей, представлений,
сознания и двигательных реакций организма.
Волевое действие заключает в себе отношение
- реальное и идеальное - субъекта к объекту,
личности к предмету, который выступает
в качестве цели, к действительности, в
которой эта цель должна быть осуществлена.
Это отношение реально представлено в
самом волевом действии, которое развертывается
как более или менее сложный процесс, психическая
сторона которого должна быть изучена.
Всякое волевое
действие предполагает в качестве отправного
пункта состоя-ние, которое складывается
в результате предшествующей ему
более или менее длительной и
сложной внутренней работы и которое можно
было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней
мобилизованности. Иногда переход человека
к действию совершается с необходимостью
естественного процесса, и действие стремительно
нарастает, как бурный поток со снежных
вершин; иногда же, несмотря на то что решение
уже принято, нужно еще как-то собраться,
чтобы от решения перейти к исполнению.
Само действие
как исполнение протекает по-разному,
в зависимости от слож-ности задачи
и отношения к ней действующего
человека. По мере того как в силу сложности
задачи, отдаленности цели и т. д. исполнение
решения в дей-ствии растягивается на
более или менее длительное время, от решения
отделяется намерение.
Всякое волевое
действие является намеренным или преднамеренным
дей-ствием в широком смысле этого слова,
поскольку в волевом действии результат
является целью субъекта и входит, таким
образом, в его намерения. Возможно, однако,
волевое, т. е. целенаправленное и сознательно
регулируемое, действие, в котором намерение
в специфическом смысле слова не выделяется
как особый момент: в этом смысле существуют
ненамеренные волевые действия, т. е. действия,
которые, будучи волевыми, не предваряются
особым намерением. Так бывает, когда решение
непосредственно переходит в исполнение
благодаря тому, что соответствующее действие
легко, привычно и т. д. Но в сколько-нибудь
сложных ситуациях, когда осуществление
цели требует более или менее дли-тельных,
сложных, непривычных действий, когда
исполнение решения затруднено или в силу
каких-либо причин должно быть отсрочено,
намерение отчетливо выступает как особый
момент. Намерение является внутренней
подготовкой отсроченного или затрудненного
действия. Человек вооружается добрыми
и более или менее твердыми намерениями,
когда предвидит трудности в исполнении
своего решения. Намерение представляет
собой, по существу, не что иное, как зафиксированную
решением направленность на осуществление
цели. Поэтому, хотя оно не обязательно
должно выступать в каждом волевом действии
как особый, сознательно выделенный в
нем момент, оно все же существенно, особенно
для высших форм волевого действия.
Намерение может
носить более или менее общий
характер, когда оно высту-пает лишь
как намерение осуществить известную
цель или выполнить определенное желание,
не фиксируя при этом конкретных способов
реализации. Общее намерение, направленное
на осуществление конечной цели, распространяется
на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает
общую готовность совершать применительно
к различным ситуациям, создающимся в
ходе действия, целый ряд различных частных
действий.
В сложном волевом
действии для исполнения решения
иногда недостаточно намерения, хотя бы
самого искреннего и лучшего. Прежде
чем приступить к осуществлению
отдаленной цели, требующей сложного
ряда действий, необходимо наметить путь,
к ней ведущий, и средства, пригодные для
ее достижения, - составить себе план действий.
При этом путь к
конечной цели расчленяется на ряд
этапов. В результате помимо конечной
цели появляется ряд подчиненных
целей, и то, что является средством, само
на известном этапе становится целью.
Психологически не исключена возможность
и того, чтобы такая подчиненная цель-средство
на время стала для субъекта самоцелью.
В сложной деятельности, состоящей из
цепи действий, между целью и средством
развертывается сложная диалектика: средство
становится целью, а цель - средством.
План бывает
более или менее схематичен. Одни
люди, приступая к исполне-нию
принятого решения, стремятся все
предусмотреть и как можно
более де-тально спланировать каждый
шаг; другие ограничиваются лишь самой
общей схемой, намечающей только основные
этапы и узловые точки. Обычно более детально
разрабатывается план ближайших действий,
более схематично или более неопределенно
намечаются дальнейшие.
В зависимости
от роли, которую играет при исполнении
план, воля бывает более или менее гибкой.
У некоторых людей раз принятый план так
довлеет над волей, что лишает ее всякой
гибкости. План для них превращается в
застывшую, безжизненную схему, остающуюся
неизменной при любом изменении обстоятельств.
Воля, ни в чем не отступающая от заранее
составленного плана, слепая по отношению
к конкретным, изменяющимся условиям его
осуществления, - это тупая, а не сильная
воля. Человек с сильной, но гибкой волей,
никак не отказываясь от своих конечных
целей, не остановится, однако, перед тем,
чтобы ввести в предварительный план действий
все изменения, которые в силу вновь обнаружившихся
обстоятельств окажутся необходимыми
для достижения цели.
Когда конечная
цель вовсе не определяет характер
и способ действия, вместо единой системы
действий, направленных на цель, легко
может получиться простое рядоположение
друг с другом не связанных действий, последовательность
которых находится в полной зависимости
от обстоятельств. В таком случае конечный
результат действий может вовсе не совпасть
с первоначальной целью.
Бесплановость
ставит под вопрос достижение цели,
на которую направлено во-левое действие.
Волевое действие в своих высших
формах должно быть плановым действием.
Волевое действие
- это в итоге сознательное, целенаправленное
действие, посредством которого человек
планово осуществляет стоящую перед ним
цель, подчиняя свои импульсы сознательному
контролю и изменяя окружающую действительность
в соответствии со своим замыслом. Волевое
действие - это специфически человеческое
действие, которым человек сознательно
изменяет мир.
Воля и познание,
практическая и теоретическая деятельность
человека, опи-раясь на единство субъективного
и объективного, идеального и материального,
каждая по-своему разрешают внутреннее
противоречие между ними. Преодолевая
одностороннюю субъективность идеи, познание
стремится сделать ее адекватной объективной
действительности. Преодолевая одностороннюю
объективность этой последней, практически
отрицая ее мнимую абсолютную разумность,
воля стремится сделать объективную действительность
адекватной идее.
Поскольку волевой
акт является сознательным действием,
направленным на осуществление цели,
действующий субъект оценивает результат,
к которому привело действие, сопоставляя
его с целью, на которую оно было направлено.
Он констатирует его удачу или неудачу
и более или менее напряженно и эмоционально
переживает его как свой успех или неуспех.
Волевые процессы
являются сложными процессами. Поскольку
волевой акт исходит из побуждений,
из потребностей, он носит более или менее
ярко выраженный эмоциональный характер.
Поскольку волевой акт предполагает сознательное
регулирование, предвидение результатов
своих действий, учет последствий своих
поступков, подыскание надлежащих средств,
обдумывание, взвешивание, он включает
более или менее сложные интеллектуальные
процессы. В волевых процессах эмоциональные
и интеллектуальные моменты представлены
в специфическом синтезе; аффект в них
выступает под контролем интеллекта.
ПАТОЛОГИЯ
И ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ
Роль различных
компонентов волевого акта - импульсов
к действию, опосредующих его мыслительных
операций, плана и т. д. - наглядно
проявляется в тех патологических
случаях, когда один из этих компонентов
нарушен.
У каждого человека
имеется некоторый характерный для
него в обычных условиях нейротонус, обусловленный
зарядкой его подкорки, или, точнее, динамическим
соотношением коры и подкорки. Связанная
с этим отношением большая или меньшая
заторможенность коры отражается на волевых
качествах личности. Нормальный волевой
акт предполагает некоторую оптимальную
- не слишком слабую и не слишком сильную
- импульсивность.
Если интенсивность
импульсов оказывается ниже определенного
уровня, как это имеет место
в патологической форме, при так называемой абулии, нормальный
волевой акт невозможен. Точно так же при
очень повышенной импульсивности, когда
отдельное, только возникшее желание дает
стремительную разрядку в действии, как
это бывает, например, в состоянии аффекта,
сознательный учет последствий и взвешивание
мотивов становятся неосуществимыми -
действие теряет характер сознательного,
избирательного, т. е. волевого, акта.
В стойкой патологической
форме это наблюдается тогда,
когда патологиче-ские изменения
в деятельности коры нарушают ее контролирующие
функции и приводят как бы к обнажению
низших подкорковых центров. Повышенная
импульсивность приводит к тому, что действие
непроизвольно вырывается у субъекта.
При таких условиях нарушена существенная
для волевого акта возможность сознательного
регулирования.
С другой стороны,
резкие изменения динамики коры и
патологическое ее торможение, обусловленное
повышенной истощаемостью самой коры
или иногда являющееся производным результатом
патологических изменений в подкорке,
приводят к нарушению волевых функций,
при котором говорят об абулии Иванов-Смоленский
А. Г. Основные проблемы патологической
физиологии высшей нервной деятельности
человека. М., 1933.. Больной Эскироля по выздоровлении
так объяснял свое состояние: «Недостаток
деятельности имел причиной то, что все
мои ощущения были необыкновенно слабы,
так что не могли оказывать никакого влияния
на мою волю» Рибо Т, А. Память в ее нормальном
и болезненном состоянии. СПб., 1894. С. 55..
Роль, которую
играют в волевом акте опосредующие
его мыслительные опе-рации, выступает
с особенной отчетливостью при апраксических
расстройствах. Под апраксией разумеют
(начиная с У. Липмана) такое расстройство
действия, которое не обусловлено ни двигательным
поражением членов, ни расстройством восприятия,
а является центрально обусловленным
поражением сложного волевого действия.
Расстройство сложного волевого действия
теснейшим образом связано с расстройством
речи и мышления (как это показали особенно
исследования Г. Хэда, А. Гельба и К. Гольдштейна
и др.).
Нарушение способности
оперировать понятиями и формулировать
отвлечен-ную мысль лишает больного возможности
предварить и опосредовать свое действие
формулировкой отвлеченной цели и плана.
В результате его действие спускается
на более низкий уровень. Он оказывается
снова как бы прикованным к непосредственно
наличной ситуации. Так, один больной Джексона
мог высунуть язык, чтобы смочить губы,
когда они у него пересыхали, но не в состоянии
был произвести то же действие по предложению
врача без такого непосредственного стимула.
Больной Гейльдброннера во время еды пользовался
ложкой и стаканом так же, как нормальный
человек, но он оказывался совершенно
не в состоянии совершать с ними какие-либо
целесообразные действия вне привычной
конкретной ситуации. Больной Гольдштейна
не мог по предложению врача закрыть глаза,
но когда ему предлагали лечь спать, он
ложился, и глаза его закрывались.