Работа с детьми дошкольного возраста по защите прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является сущность работы педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из объекта и предмета, мы определили цель нашего исследования выявить специфику работы образовательного учреждения с детьми по защите их прав.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи
Рассмотреть психолого-педагогическую и юридическую литературу по теме работы;
выявить специфику социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.
выяснить на каком уровне находятся знания дошкольников в области их прав.
разработать методические рекомендации по построению социально-педагогической работы основываясь на нормативно-правовые акты.

Содержание

I.Теоретическая часть.
ВВЕДЕНИЕ.
1.Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка.
2.Семья и права ребёнка
3. Роль социальных служб в развитии детей
4. Сущность социальной работы в общеобразовательном учреждении
5. Дети потерпевшие насилие в семье
6. Приложения (Декларация прав ребенка)
7.Заключение
8. Список используемой литературы

II.Эмпирическое исследование. Использование диагностик с детьми потерпевшими насилие в семье

Работа состоит из  1 файл

курсовая права ребенка.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

    либо находится  на грани  распада.  Поэтому  главная  задача,  стоящая  перед

    супругами,  равно  как  и  перед  обществом,  и  государством,  сделать  все

    возможное, чтобы эта проблема  была  разрешена как можно безболезненно и

    учтены интересы всех сторон участников правоотношений. 

    3. Роль социальных служб в развитии детей 

    На данный момент существует обширная сеть ведомств, которые занимаются решением проблемы насилия в семье (правоохранительные органы  , учреждения здравоохранения, службы семьи, материнства и детства, службы образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, прокуратура, суд, духовенство суд, образования ). Каждая из этих служб имеет свое централизованное руководство. Но в тоже время у этих подразделений недостаточно совместных документов, совещаний по межведомственному взаимодействию, у них нет разработанной стратегии в координации работы этих ведомств.

    Одной из проблем, создаваемых отсутствием четко  скоординированного взаимодействия всех ведомств, является неполное и некачественное оказание помощи, возникающее из-за отсутствия высококвалифицированных специалистов.

    Когда человек  обращается в учреждения по обслуживания семьи и детей, он может получить психотерапевтическую ,психологическую, медицинскую,   юридическую помощь, но виновник этой ситуации может уйти от ответственности. Если посмотреть с другой стороны, то если эта ситуация попадает в силовые ведомства, складывается обратная проблема:

    Одна из трудностей, когда решается вопрос проблемы насилия в семье является сложность определения случаев насилия, которая опирается на несколько основных факторов:

    по сложившейся  в России традиции многие подобные случаи не трактуются членами семьи  как насилие, а объясняется теми или иными причинами (воспитанием, защитой интересов семьи и  другими);

    очень многие ведут политику «не выносить сор  из избы». При сложившемся стереотипе мышления члены семьи таким образом  бояться ее опозорить;

    подавляющее большинство населения не знает, куда можно обратиться и грамотно, на законных основаниях получить защиту;

    также существует огромное количество сопутствующих  этому побочных факторов: финансовые, психологические зависимости, давление родственников, сохранение семьи только ради ребенка.

    Поэтому возникает  необходимость повышения информированности  населения о различных случаях  насилия и о грамотных способах защиты.

    Социальные  службы которые призваны защищать права  и интересы несовершеннолетних, в  должностных инструкциях специалистов по социальной работе содержатся конкретные указания по деятельности, направленной на оказание помощи данной категории  детей: выявление посредством взаимодействия со специалистами других ведомств и  с гражданами, самостоятельно обратившихся; обследование жилищно-бытовых условий  и психологического микроклимата семьи  в ходе социального социального патронажа; содействие в оформлении документов необходимых для госпитализации в кризисный стационар; сопровождение детей в кризисный стационар; контроль в постреабилитационный период и оформление обратной информации о судьбе ребенка.

    Однако своевременно выявить случай семейного насилия  – это еще не значит решить его. Таким образом, проблема насилия  в семье является острой и актуальной, требующей эффективного решения, поэтому  стали разрабатывать программу  подготовки «социальных адвокатов» (его необходимо понимать в значении «социальный защитник»).

    Программа готовит  социальных адвокатов к различным  формам обучения с местными правительственными организациями и учреждениями, правоохранительными  органами. Черезвычайно важно, чтобы социальные адвокаты и, в более широком контексте, неправительственные организации вовлекли государственные структуры в решении вопросов домашнего насилия, поскольку, в конечном счете, именно государство несет ответственность за защиту прав человека и гражданина.

    Программа подготовки социальных адвокатов ставит своей  целью добиться исполнения государством обязательств, принятых Россией в  соответствии с международными конвенциями  по правам человека, образовательным  путем, то есть обучением слушателей.

    Помощь клиентам социальным адвокатом может осуществляться в одной из следующих форм или  их сочетании:

    • консультирование;
    • помощь в составлении заявлений в правоохранительные, административные или иные органы;
    • помощь в составлении исковых заявлений в суд, в написании ходатайств, запросов, кассационных жалоб и т.п. деловых бумаг;
    • сопровождение клиентов в различные инстанции, в том числе судебные;

    представление интересов клиентов (в порядке, установленных  законом);

    • разработка плана безопасности для клиентов;
    • оформление и размещение в своих организациях стендов (выпуск бюллетеней, брошюр, иных пособий) с информацией по правовым вопросам;
    • организация и проведение групповых занятий по актуальным правовым темам.

     Итак, главным  в работе специалиста по социальной  работе является сотрудничество  с семьей ребенка. Родители, совершившие  насилие и (или) не препятствовавшие  насилию над своим ребенком  могут поддаваться психологической  коррекции. Задача специалиста по социальной работе – замотивировать их на работу с психологом, т.е. заинтересовать родителей в совместной работе, показать их выгоду, а также взять семейную ситуацию под контроль, т.е. отследить своевременно ли оказана необходимая помощь, помочь в оформлении документов, получить обратную информацию по окончании процесса реабилитации ребенка в кризисном стационаре.

    Сущность социальной работы в общеобразовательном учреждении

    Социальные  службы для детей – это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют мероприятия по социальному обслуживанию детей ,т.е их социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста, а также граждане, которые осуществляют без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. 

    Социальная  работа в системе образования  еще только начинает свое становление  как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует  указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом  и обозначить соответствующие рабочие  поля, в которых ей предстоит действовать:

    • дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
    • работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)
    • воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);
    • формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);
    • социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
 
 

    4.Дети  потерпевшие насилие  в семье

    Как показывают различные международные исследования, каждый день из-за жестокого обращения  с детьми или отсутствия должной  заботы погибают 3 ребенка. Более чем  в половине всех случаев нанесения  детям телесных повреждений они  подверглись физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц , уличенных в жестоком обращении с детьми , число мужчин превышает число женщин в 4 раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения , чем дети старшего возраста.

    Очень важно  рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, принимая во внимание его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

    - для дошкольников характерны: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности;

     Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к изменениям в их привычках и нарушению их безопасного окружения. Так как им не хватает  жизненного опыта, для того чтобы самим справляться с стрессом, они особенно зависят от членов семьи, чтобы тем самым - успокоиться. Порой на таких детей   могут действовать, в меньшей или   большей степени, реакции родителей или иных  членов семьи, так как они находятся под их непосредственным влиянием. Ответы могут быть направлены на восстановление спокойной обычной жизни, обеспечивая возможность, как для вербального, так и невербального выражения детских чувств и приобретения новой уверенности. 

    5.1  Терапия  искусством или арт - терапия используется в сочетании с педагогическими, медикаментозными средствами, но может использоваться и самостоятельно. Основа терапии искусством включает в себя терапевтическое воздействие искусства на ребенка или взрослого человека и проявляется в возможности реконструирования психотравмирующей ситуации с помощью проявлений художественно - творческой деятельности, а также выведении своих переживаний во внешнюю форму через полученный продукт художественной деятельности. Опираясь  на деятельностный, а также личностный подходы в развитии, терапия искусством ставит перед собой одну  важную цель – это наиболее гармоничное развитие ребёнка, а также расширение возможностей его социальной адаптации, с помощью арт-терапии, его участия в культурной и общественной  деятельности в   макро- и микросреде. Разнообразные варианты терапии искусством являются возможностью самовыражения и самопознания, что и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. 

    Вид арт-терапии.
    Краткое описание.
    Работа с  глиной
    Работа с  глиной позволяет отреагировать, переработать и осознать имеющийся  травматичный опыт. Является эффективной в терапии высокой степени агрессии, с социальной дезадаптацией , девиантным поведением, с постстрессовым расстройством, навязчивыми состояниями.
    Песочная терапия
    Метод sandplay  (дословно - песочная игра), представляет собой технику аналитического процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод имеет перспективное будущее.
    Музыкатерапия
    Музыкотерапия — одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки на человека. Предусматривает  целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора. Музыкотерапия способствует преодолению страхов, внутренних переживаний, способствует более целостному восприятию себя и отношению к терапии.
    Изотерапия, рисунок
    Универсальный, психотерапевтический метод, который  используется в целях комплексной  реабилитации и направленный на устранение или на уменьшение нервно-психических  расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков  формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными  видами творчества. Позволяет человеку  через символическую форму выражать свои эмоции, опыт, события жизни, что  способствует полному осознанию  себя.
 

       Арт-терапия на основе экспрессивных искусств позволяет получать удовлетворение от творческого процесса за счет интеграции личностного потенциала, которая достигается за счет выражении внутренних переживание через символические образы и формы, и усиливает процесс самосознания и отношении себя к процессу терапии.

 

    5.2 Использование  арт - терапии Н. Роджерс в работе психологической службы c детьми потерпевшими насилие. 

       Использование различных экспрессивных искусств, в терапевтическом процессе, создает особенный феномен "творческой связи, по мнению Н. Роджерс, заключающийся, в усиливающемся взаимодействии экспрессивных искусств как языков самовыражения, также во  взаимном усилении терапевтических эффектов этих искусств, в безусловном движении этой экспрессивной психотерапевтической практики к внутреннему ядру (правде или сущности) человека, в обретении человеком необходимой внутренней и целостности связи со всеми живыми существами.

Информация о работе Работа с детьми дошкольного возраста по защите прав детей