Работа с детьми дошкольного возраста по защите прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является сущность работы педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из объекта и предмета, мы определили цель нашего исследования выявить специфику работы образовательного учреждения с детьми по защите их прав.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи
Рассмотреть психолого-педагогическую и юридическую литературу по теме работы;
выявить специфику социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.
выяснить на каком уровне находятся знания дошкольников в области их прав.
разработать методические рекомендации по построению социально-педагогической работы основываясь на нормативно-правовые акты.

Содержание

I.Теоретическая часть.
ВВЕДЕНИЕ.
1.Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка.
2.Семья и права ребёнка
3. Роль социальных служб в развитии детей
4. Сущность социальной работы в общеобразовательном учреждении
5. Дети потерпевшие насилие в семье
6. Приложения (Декларация прав ребенка)
7.Заключение
8. Список используемой литературы

II.Эмпирическое исследование. Использование диагностик с детьми потерпевшими насилие в семье

Работа состоит из  1 файл

курсовая права ребенка.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

     Основные  принципы психотерапевтической  системы  Н. Роджерс, можно сформулировать следующим образом:

    1.Безусловно, все люди имеют природную способность  к творчеству;

    2.Творческий  процесс исцеляет;

    3.Психотерапевтический  процесс исцеления  достигается  посредством погружением в переживания; 

    4.В свою  очередь все переживания являются  тем  самым туннелем, по которому  человек должны пройти, чтобы  обрести полную целостность;

    4. Творческая  связь экспрессивных искусств, безусловно, приближает человека к его так называемому внутреннему ядру или сущности;

    Таким образом,  арт-терапия, или терапия искусством,  строится на непоколебимой вере в творческую основу человека. Она не преследует цели сделать человека актером или художником. Арт - терапия направлен на решение психологических проблем.

    В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других.

    Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для детей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

       Арт-терапия на основе экспрессивных искусств, в последние годы,  приобрела педагогическое направление.  Взаимодействие строится таким образом, чтобы ребенок учился сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, общению. Все это обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, способствует нравственному развитию личности, усвоению принятых норм поведения. Происходит более глубокое понимание своего внутреннего мира, себя, своих чувств, желаний, мыслей. Формируются доброжелательные, открытые, доверительные отношения с педагогом. В школе терапия на основе экспрессивных искусств  выполняет следующие функции:

    1.Развивающие.

      Изменяется  образ “Я”, который, возможно, мог быть деформированным, исчезают  неадекватные формы поведения,  улучшается самооценка, у ребенка  налаживаются способы взаимодействия  с другими людьми. Достигнуты  некоторые видимые результаты  в работе с некоторыми отклонениями  в развитии эмоционально-волевой  сферы личности ребенка. 

    2.Психотерапевтические.

      В процессе  творческой деятельности создается  неповторимая атмосфера эмоциональной  теплоты, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека доброжелательности,  забота о нем, его переживаниях и чувствах, благодаря этому достигается «лечебный» эффект. Возникают ощущения успеха,  защищенности, психологического комфорта, радости. В результате этого, мобилизуется «лечебный» потенциал эмоций.

    3.Диагностические. 

    Арт-терапия  на основе экспрессивных искусств позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это развивающий способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальному изменению. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

    4.Развивающие. 

     При использовании  различных форм художественной  экспрессии складываются все  необходимые условия, при которых  ребенок переживает успех в  той или иной деятельности, самостоятельно  справляется с трудными ситуациями. Ребенок учатся возможности вербализации  эмоциональных переживаний, спонтанности, открытости в общении. Происходит  личностный рост ребенка, он  обретает возможность получения   опыта новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств, творчеству, и поведения.

      Можно  говорить о двух основных вариантах  арт - терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов.

     Групповая  арт-терапия:

    1.Позволяет  развивать ценные социальные  навыки;

    2.Непосредственно  связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; 

    3.Позволяет  осваивать новые роли, а также  наблюдать, как модификация ролевого  поведения влияет на взаимоотношения  с окружающими;

    4.Ведет к  укреплению личной идентичности  и повышает самооценку;

    развивает навыки принятия решений.

      В данной  главе был представлен краткий  обзор о возможностях использования  арт – терапии Н. Роджерс в условиях работы в системе образования.

       Анализируя  описанные выше  функции арт-терапии на основе экспрессивных искусств, можно сделать следующее выводы:

    Использование принципов арт-терапии на основе экспрессивных искусств способствует развитию личностного потенциала ребенка, его самореализации, рефлексии, полному самоосознаю. 

    Выражение внутренних переживаний через символические  образы, при использовании арт-терапии на основе экспрессивных искусств , способствуют повышению терапевтического эффекта, а также изменению имеющихся эмоциональных нарушений.

    Для эффективного использования арт-терапии на основе экспрессивных искусств для психологической помощи в школе, необходимо выполнение следующих условий:

    Создание для  ребенка ни на что не похожую атмосферу  взаимопонимания, и позволяющую  сохранять психологическое здоровье ребенка окружение, не только в стенах школы, но и дома. Для этого необходима серьезная психологическая работа с родителями и педагогами.

    Высокий уровень  профессионализма , знаний законов и принципов возрастной и специальной психологии, а также всех принципов педагогики, как психологов, так и педагогов.

    Высокий уровень  профессионализма и всесторонне  изучение, и овладение всеми методами и принципами арт-терапии на основе экспрессивных искусств, а также умение грамотно пользоваться всеми навыками и знаниями для улучшения эффективности терапевтического эффекта, и исключения риска усугубления имеющихся эмоциональных нарушений.

      Таким  образом, анализируя основные  положения клиентоцентрированной психотерапии К. Роджерса, а также положения теории человекоцентрированной терапии на основе экспрессивных искусств, можно сделать вывод, что принципы данного подхода будут иметь высокий терапевтический эффект при внедрении в систему образования и непосредственным использованием психологами при работе с детьми.   

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. Декларация прав ребенка

    Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года .Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами: 

    Принцип 1

    Ребенку должны принадлежать все указанные в  настоящей Декларации права. Эти  права должны признаваться за всеми  детьми без всяких исключений и без  различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного положения, рождения или  иного обстоятельства, касающегося  самого ребенка или его семьи.

    Принцип 2

    Ребенку законом  и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и  предоставлены возможности и  благоприятные условия, которые  позволяли бы ему развиваться  физически, умственно, нравственно, духовно  и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании  с этой целью законов главным  соображением должно быть наилучшее  обеспечение интересов ребенка.

    Принцип 3

    Ребенку должно принадлежать с его рождения право  на имя и гражданство.

    Принцип 4

    Ребенок должен пользоваться благами социального  обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

    Принцип 5

    Ребенку, который  является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные  режим, образование и забота, необходимые  ввиду его особого состояния.

    Принцип 6

    Ребенок для  полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви  и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

    Принцип 7

    Ребенок имеет  право на получение образования, которое должно быть бесплатным и  обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

    Наилучшее обеспечение  интересов ребенка должно быть руководящим  принципом для тех, на ком лежит  ответственность за его образование  и обучение; эта ответственность  лежит прежде всего на его родителях.

    Ребенку должна быть обеспечена полная возможность  игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению  указанного права.

    Принцип 8

    Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди  тех, кто первым получает защиту и  помощь.

    Принцип 9

    Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

    Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его  здоровья или образования или  препятствовали его физическому, умственному  или нравственному развитию.

    Принцип 10

    Ребенок должен ограждаться от практики, которая  может поощрять расовую, религиозную  или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. 

Информация о работе Работа с детьми дошкольного возраста по защите прав детей