Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Вопросы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий и являются столь же актуальными и в настоящее время. Чем поддерживается интерес к данным вопросам? Прежде всего, потребностью общества в поиске неординарной творческой личности.
Введение
3
1 Теоретическое обоснование детской одаренности
5
1.1
Понятие «одаренность»
5
1.2
Виды одаренности
6
1.3
Возрастные особенности интеллектуальной одаренности
11
1.4
Вопросы развитие интеллектуальной одаренности
13
1.4.1
Условия формирования интеллектуальной одаренности
14
2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся
17
2.1
Особенности развития мышления подростка
17
2.2
Тестовые методы
19
2.3
Неформализованные методы
20
3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта
21
3.1
Описание эксперимента
21
3.2
Обработка и оценка результатов
22
Заключение
25
Литература
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Физический факультет
Кафедра общей и экспериментальной физики
Курсовая работа
Развитие детской одаренности
Брагина Наталия Александровна
Руководитель
канд. пед. наук, доцент ФФ ТГУ
____________ Т.В. Руденко
Автор работы
____________ Н.А. Брагина
Содержание
Введение |
3 | |
1 Теоретическое обоснование детской одаренности |
5 | |
1.1 |
Понятие «одаренность» |
5 |
1.2 |
Виды одаренности |
6 |
1.3 |
Возрастные особенности интелле |
11 |
1.4 |
Вопросы развитие интеллектуальной одаренности |
13 |
1.4.1 |
Условия формирования интеллектуальной одаренности |
14 |
2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся |
17 | |
2.1 |
Особенности развития мышления подростка |
17 |
2.2 |
Тестовые методы |
19 |
2.3 |
Неформализованные методы |
20 |
3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта |
21 | |
3.1 |
Описание эксперимента |
21 |
3.2 |
Обработка и оценка результатов |
22 |
Заключение |
25 | |
Литература |
26 | |
Приложение 1 |
27 | |
Приложение 2 |
28 | |
Приложение 3 |
29 | |
Приложение 4 |
32 |
Введение
Среди самых интересных и загадочных
явлений природы детская
Наблюдения, свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком.
Так, уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется интерес к разным видам деятельности, захватывая ребенка и перерастая в увлечение. Часами «маленькие гении» могут заниматься музыкой, рисованием, чтением. Известны случаи, когда дети начинают читать с 2.6 лет, а с 3-х лет легко складывают сложные двухзначные и трехзначные цифры. И тогда рождается мечта, осуществление которой еще больше захватывает ребенка, подогревая удивительную страсть к познанию. В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками разных предметов, таких как грамматика, элементы математики, природоведение, главную роль играют общие умственные черты ребенка, проявляющиеся на уровне обобщений, в соотношениях абстрактного и конкретного, темпа умственной работы. И никого не удивляют многосторонние успехи ученика. Это особенно заметно у детей, опережающих сверстников в своем развитии. В средних, и особенно старших классах, у отдельных учеников уже могут обнаруживаться некоторые специальные качества интеллекта. По «своему» предмету или группе предметов такой ученик может выделяться, значительно превосходить соучеников – легкостью, с какой ему дается специальный материал, углубленностью интереса; здесь у него – особая готовность усваивать, а то и творчески участвовать в работе [5].
Вместе с тем, встречаются случаи, когда талантливые дети не проявляют свои способности в обычной школьной жизни и ограничиваются той средой, которая создана классе и в школе в целом. Только опытный педагог может увидеть скрытую одаренность и способствовать ее развитию.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море педагогических и психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Цель нашего исследования: изучить проявления интеллектуальной одаренности у детей среднего (12–14 лет) и старшего (15–17 лет) школьного возраста и рассмотреть способы ее выявления.
Задачи:
— раскрыть понятие «одаренность», виды одаренности, возрастные особенности;
— рассмотреть условия развития интеллектуально одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики интеллектуальной одаренности;
— определить уровень интеллектуального развития у школьников среднего и старшего школьного возраста.
1 Теоретическое
обоснование детской
1.1 Понятие «одаренность»
Ананьев Б.Г. ввел следующее определение одаренности. «Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. М., 1980. С. 78).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что стремительное умственное развитие происходит у всех детей в ранние дошкольные и школьные годы [2].
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие [2].
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности [1].
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Вместе с тем, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников [4]. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность [2].
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями в поведении. Одаренных детей в школьном возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко применять накопленные знания [4]. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности сведений, привлекших их внимание [2].
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи [2].
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Попадая в подготовленную социальную среду, проявления усиливаются и получают дальнейшее развитие. Важным оказывается и момент создания и поддержания условий среды, способствующих индивидуальному закреплению отличительных способностей ребенка.
1.2 Виды одаренности
Дифференциация видов
В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики показывают своеобразие видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев определения видов одаренности можно выделить следующие [3]:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности (практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) с учетом включенности трех психических сфер – интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов (в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности отмечают одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.
Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности».
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.