Развитие детской одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Вопросы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий и являются столь же актуальными и в настоящее время. Чем поддерживается интерес к данным вопросам? Прежде всего, потребностью общества в поиске неординарной творческой личности.

Содержание

Введение
3
1 Теоретическое обоснование детской одаренности
5
1.1
Понятие «одаренность»
5
1.2
Виды одаренности
6
1.3
Возрастные особенности интеллектуальной одаренности
11
1.4
Вопросы развитие интеллектуальной одаренности
13
1.4.1
Условия формирования интеллектуальной одаренности
14
2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся
17
2.1
Особенности развития мышления подростка
17
2.2
Тестовые методы
19
2.3
Неформализованные методы
20
3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта
21
3.1
Описание эксперимента
21
3.2
Обработка и оценка результатов
22
Заключение
25
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Брагина Наташа.doc

— 824.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Физический факультет

Кафедра общей и экспериментальной  физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Развитие детской одаренности

Брагина Наталия Александровна

 

 

 

 

 

 

Руководитель

канд. пед. наук, доцент ФФ ТГУ

____________ Т.В. Руденко

 

 

Автор работы

____________ Н.А. Брагина

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

 3

1 Теоретическое обоснование детской одаренности

 5

1.1

Понятие «одаренность» 

 5

1.2

Виды одаренности 

 6

1.3

Возрастные особенности интеллектуальной одаренности

11

1.4

Вопросы развитие интеллектуальной одаренности

13

1.4.1

Условия формирования интеллектуальной одаренности

14

2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся

17

2.1

Особенности развития мышления подростка

17

2.2

Тестовые методы

19

2.3

Неформализованные методы

20

3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта

21

3.1

Описание эксперимента

21

3.2

Обработка и оценка результатов

22

Заключение 

25

Литература 

26

Приложение 1

27

Приложение 2

28

Приложение 3

29

Приложение 4

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  занимает одно из ведущих мест. Вопросы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий и являются столь же актуальными и в настоящее время. Чем поддерживается интерес к данным вопросам? Прежде всего, потребностью общества в поиске неординарной творческой личности. Неопределенность, многогранность современной окружающей среды, непрерывное усложнение технологического прогресса всех сфер жизнедеятельности требуют не только наличия определенных умений, знаний, но и высокой активности человека, развития способностей, например, нестандартного, аналитического мышления, способностей прогнозировать ситуации, результаты действий и т.д. Нестандартность мышления способствует выработке продуктивных вариантов решения нетривиальных задач, определяя направления для дальнейшего развития личности, гибкости мышления, гибкости интеллекта, способности к оценочным действиям, беглости речи, профессиональных способностей [7].

Наблюдения, свидетельствуют о  том, что умственные возможности  людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком.

Так, уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется интерес к разным видам деятельности, захватывая ребенка и перерастая в увлечение. Часами «маленькие гении» могут заниматься музыкой, рисованием, чтением. Известны случаи, когда дети начинают читать с 2.6 лет, а с 3-х лет легко складывают сложные двухзначные и трехзначные цифры. И тогда рождается мечта, осуществление которой еще больше захватывает ребенка, подогревая удивительную страсть к познанию. В младшем школьном возрасте в ходе освоения учениками разных предметов, таких как грамматика, элементы математики, природоведение, главную роль играют общие умственные черты ребенка, проявляющиеся на уровне обобщений, в соотношениях абстрактного и конкретного, темпа умственной работы. И никого не удивляют многосторонние успехи ученика. Это особенно заметно у детей, опережающих сверстников в своем развитии. В средних, и особенно старших классах, у отдельных учеников уже могут обнаруживаться некоторые специальные качества интеллекта. По «своему» предмету или группе предметов такой ученик может выделяться, значительно превосходить соучеников – легкостью, с какой ему дается специальный материал, углубленностью интереса; здесь у него – особая готовность усваивать, а то и творчески участвовать в работе [5].

Вместе с тем, встречаются случаи, когда талантливые дети не проявляют  свои  способности в обычной  школьной жизни и ограничиваются той средой, которая создана  классе и в школе в целом. Только опытный педагог может увидеть скрытую одаренность и способствовать ее развитию.

Поэтому раннее выявление, обучение и  воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных  задач совершенствования системы образования.

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море педагогических и психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Цель нашего исследования: изучить проявления интеллектуальной одаренности у детей среднего (12–14 лет) и старшего (15–17 лет) школьного возраста и рассмотреть способы ее  выявления.

Задачи:

— раскрыть понятие «одаренность», виды одаренности, возрастные особенности;

— рассмотреть условия развития интеллектуально одаренных детей;

— рассмотреть методы диагностики интеллектуальной одаренности;

— определить уровень интеллектуального развития у школьников среднего и старшего школьного возраста.

 

 

 

1 Теоретическое  обоснование детской одаренности

1.1 Понятие «одаренность»

 

Ананьев Б.Г. ввел следующее определение одаренности. «Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. М., 1980. С. 78).

Одаренность детей может быть установлена  и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с возможностями детских лет  жизни. Нужно иметь в виду, что стремительное умственное развитие происходит у всех  детей в ранние дошкольные и школьные годы [2].

Основная трудность выявления  в пору детства признаков одаренности и состоит  в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая  у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению  — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие [2].

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности [1].

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Вместе с тем, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников [4]. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность [2].

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями в поведении. Одаренных детей в школьном возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко применять накопленные знания [4]. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности сведений, привлекших их внимание [2].

Чаще     всего внимание к  одаренным детям    привлекает их  большой     словарный  запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение ставить вопросы.   Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи [2].

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты  относительного постоянства индивидуальности у  детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность  ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Попадая в подготовленную социальную среду, проявления усиливаются и  получают дальнейшее развитие. Важным оказывается и момент создания и поддержания условий среды, способствующих индивидуальному закреплению отличительных способностей ребенка.

 

1.2 Виды одаренности

 

Дифференциация видов одаренности  определяется критерием, положенным в  основу классификации.

В одаренности можно выделить как  качественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики показывают своеобразие видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев определения видов одаренности можно выделить следующие [3]:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных  видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности (практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная) с учетом включенности трех психических сфер – интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов (в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности отмечают одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают  влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой  деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности».

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально  одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Информация о работе Развитие детской одаренности