Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Вопросы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий и являются столь же актуальными и в настоящее время. Чем поддерживается интерес к данным вопросам? Прежде всего, потребностью общества в поиске неординарной творческой личности.
Введение
3
1 Теоретическое обоснование детской одаренности
5
1.1
Понятие «одаренность»
5
1.2
Виды одаренности
6
1.3
Возрастные особенности интеллектуальной одаренности
11
1.4
Вопросы развитие интеллектуальной одаренности
13
1.4.1
Условия формирования интеллектуальной одаренности
14
2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся
17
2.1
Особенности развития мышления подростка
17
2.2
Тестовые методы
19
2.3
Неформализованные методы
20
3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта
21
3.1
Описание эксперимента
21
3.2
Обработка и оценка результатов
22
Заключение
25
Литература
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Выявление потенциальной одаренности
требует высокой
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка [3].
В своей работе мы ограничимся рассмотрением проявлений интеллектуальной одаренности у детей среднего и старшего школьного возраста.
1.3 Возрастные особенности интелле
Для понимания умственных возможностей детей на разных возрастных этапах очень важное значение имеют современные представления об изменениях уровня и направленности возрастной восприимчивости [5].
Каждый период детства по-своему индивидуален, и каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к подъему определенных сторон интеллекта. Такого рода предпосылки, обусловленные индивидуальными периодами развития, можно рассматривать как возрастные факторы одаренности.
В младшем школьном возрасте это, прежде всего, особенности отношения к учению: вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействующие повышению восприимчивости; свежесть, острота восприятия, направленность умственной активности на то, что внутренне принять подражательность многих действий и высказываний. Таковы в эту пору жизни возрастные условия для развития.
Для учащихся средних классов, вступивших в подростковый возраст, учение становится не самым важным делом. Особенно значимым, без чего невозможна полнота, радости жизни может стать участие во внеучебных делах, где они могут проявить свои новые возможности; их пробудившаяся энергия и желание действовать вместе со сверстниками как бы толкают их к новым видам занятий. Отзывчивость на окружающее выступает в эти годы именно в склонности, готовности участвовать в самых различных начинаниях, что по-своему содействует развитию интеллекта.
Основным интеллектуальным новообразованием данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально (словесно) сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами [13].
В старшем школьном возрасте, который уже относят к ранней юности, сама «ситуация развития» (предстоящее окончание школы, изменение положения среди окружающих, возрастание обязанностей), равно как и характерные для этого возраста «внутренние условия» (интенсивное формирование мировоззрения, рост самосознания, влияние установок на будущее), обуславливают поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. С наступлением этой поры жизни стремление к «самоосуществлению» становится связанным с пониманием себя как члена общества (это придает новое качество формирующимся отношениям к тем или иным видам занятий).
В годы школьного детства, как и в более ранние периоды, возрастные изменения каждый раз связаны с односторонним усилением умственных возможностей, которые вместе с тем ведут в дальнейшем к общему подъему интеллекта.
Школьники в этот период наиболее активны. Они посещают факультативные занятия по предметам, дополнительные занятия, связанные с углубленной подготовкой в интересующей области знаний, научные общества учащихся, а также включаются в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, ученические конференции, принимают участие в предметных олимпиадах. Их активное участие в различных проектах создает условия и обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, раскрытие интеллектуального потенциала школьников.
Проявляющие себя на разных возрастных этапах предпосылки развития – это специфические, на время возникающие внутренние условия умственного роста, другими словами – возрастные факторы одаренности.
Понятие «возрастная одаренность» означает отсутствие уверенности, что необычно высокий умственный уровень и ранние успехи ребенка действительно являются предвестниками собственно одаренности – ведь они могут оказаться чем-то временным, преходящим. Употребление этого термина привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок, чьи свойства еще не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Таким образом, выражение «возрастная одаренность» имеет и некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости незаурядных умственных качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства [5].
1.4 Вопросы развития интеллектуальной одаренности
Следует отметить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить – приучать к усидчивости, учить трудиться, самостоятельно принимать решения и делать выводы. Вместе с тем, одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему социальной отстраненности.
С раннего возраста ребенка следует приобщать к творчеству, культивируя и создавая определенную среду для развития его способностей, поддерживая и задавая определенный уровень нагрузки. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны родителей, учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что должен ребенок изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления. Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свой потенциал и получить необходимую поддержку и мотивацию для дальнейшего развития.
Но зачастую, рамки, которые устанавливают родители и педагоги с помощью правил, а окружающий мир – через орудия, средства, знания и общую атмосферу не четкие, не понятные, ежедневно меняются.
Если правила слишком строгие, то ребенку приходиться действовать только в их узких рамках, и он не решается выбирать, т.е. пробовать другие пути действия. В некоторых случаях он становиться замкнутым и уже не хочет ничего предпринимать.
Если родители в качестве рамок применяют правила школы, то ребенок существует в рамках, в которых он не получает достаточной свободы и уверенности.
А ведь одаренные дети больше чем другие нуждаются в уверенности и свободе, чтобы проявить свой потенциал и реализовать его через контакт с окружающим миром. Свободный ребенок задает свои вопросы без смущения, потому что он хочет общаться. Когда же он не находит понимание и чувствует, что его вопросы или замечания не такие, как у сверстников, то становится не уверенным и больше не решается спрашивать. Ближайший мир должен создавать атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно и не бояться быть не таким, как все [6].
Следовательно, важнейшими вопросами развития одаренности являются определение целей и задач развития одаренности, а также обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.