Развитие детской одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Вопросы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий и являются столь же актуальными и в настоящее время. Чем поддерживается интерес к данным вопросам? Прежде всего, потребностью общества в поиске неординарной творческой личности.

Содержание

Введение
3
1 Теоретическое обоснование детской одаренности
5
1.1
Понятие «одаренность»
5
1.2
Виды одаренности
6
1.3
Возрастные особенности интеллектуальной одаренности
11
1.4
Вопросы развитие интеллектуальной одаренности
13
1.4.1
Условия формирования интеллектуальной одаренности
14
2 Поиск интеллектуально одаренных учащихся
17
2.1
Особенности развития мышления подростка
17
2.2
Тестовые методы
19
2.3
Неформализованные методы
20
3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта
21
3.1
Описание эксперимента
21
3.2
Обработка и оценка результатов
22
Заключение
25
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Брагина Наташа.doc

— 824.00 Кб (Скачать документ)

      Таким  образом,  выявившаяся   недостаточность   традиционных   тестов интеллекта  и  креативности  имела  следствием  повышение  интереса  к  менее  формализованным методам диагностики. 

 

3 Экспериментальное определение коэффициента интеллекта

3.1 Описание эксперимента

 

Для выявления коэффициента интеллекта был использован тест «Прогрессивные матрицы Равена». Данный тест ориентирован на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур. Диагностируемые с помощью матриц Равенна продуктивные свойства интеллекта гораздо лучше предсказывают интеллектуальные достижения человека.

Тест Равенна позволяет оценить  развитость визуального мышления. Визуальное мышление функционирует не в предметно-понятийной области, а оперирует формально-графическими изображениями. Человек мыслит визуально, когда он имеет дело с информацией, целостно представленной непосредственно перед его глазами, а не в уме. Если у подростка не развито визуальное мышление, он, даже имея высокие вербальные способности, начинает испытывать затруднения на уроках математики, физики.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности (рисунок 1). В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии:

— серия A (задания данной серии характеризуют развитие линейного визуального мышления. Такое мышление позволяет в уме проводить операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам);

— серия B (задания серии B характеризуют развитие структурного визуального мышления, что позволяет видеть простейшие закономерности взаимосвязи в организации элементов изображения и оперировать этими закономерностями, т.е. мыслить по аналогии);

— серия C (структурно-динамическое визуальное мышление. В заданиях данной серии представлены разнонаправленные, но взаимозависимые изменения структуры изображения. Эти изменения происходят одновременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам), но образуют в итоге некий единый результирующий вектор, который и надо увидеть);

— серия D (комбинаторное визуальное мышление. У испытуемого не формируется установка на поиск существенного признака, напротив, любые свойства воспринимаются им как принципиально равноценные. Внутренний опыт у него организуется не в виде «понятийной пирамиды», а как «комбинаторное поле»);

— серия E (аналитико-синтетическое мышление. Наиболее сложные задания, предполагающие развитие умений раскладывать на составляющие все фигуры одного ряда, затем устанавливать закономерности комбинирования частей разных фигур. Задания этой серии нельзя решить правильно методом подбора, здесь требуется рассуждения и выявление закономерностей комбинирования, что возможно при высоком развитии мыслительных процессов).

При проведении эксперимента испытуемым предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе (приложение 1, таблица 1) указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

На выполнение всех заданий ребенку отводится 20–30 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных испытуемым в ходе решения.

 

Рисунок 1 – Варианты тестовых заданий серии Е

 

3.2 Обработка и оценка результатов

 

В анкетировании участвовало 7 групп  школьников 8, 9, 10 классов вечерней физико-математической школы Томского государственного университета. Общее количество проанкетированных составило 70 человек (приложение 2, таблица 1).

До начала тестирования школьников познакомили с условиями проведения теста, временем выполнения (тест проводился в течение 20-30 минут), продемонстрировали правильность заполнения бланка ответа на примере одного задания.

В момент тестирования каждый обучающийся находился за отдельным столом. Фиксировалось время начала и завершения тестирования каждым учеником.

Для оценки уровня интеллекта необходимо было определить количество правильных и неправильных ответов согласно методике проведения тестирования. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, неправильный ответ – в ноль баллов, далее подсчитывается по всем таблицам и по отдельным сериям общее число баллов. Результаты подсчетов приведены в приложении 3, таблице 1.

Следующим шагом было сопоставление общего числа баллов с возрастом опрашиваемых для определения процентиля, отражающего уровень интеллекта.

Процентиль рассчитывается по формуле:

Согласно специальной шкалы, приведенной в методике по определению уровня интеллекта, различают 5 степеней интеллектуального уровня:

    • 1 степень – более 95 процентилей – высокий интеллект (сверхинтеллект);
    • 2 степень – 75 процентилей – интеллект выше среднего;
    • 3 степень –25–74 процентилей – интеллект средний;
    • 4 степень – 5–24 процентилей – интеллект ниже среднего;
    • 5 степень – ниже 5 процентилей – существенное снижение интеллекта.

Данные по определению уровня интеллекта приведены в приложении 3.

Далее, показатели выполнения заданий  по отдельным сериям сравнивали со среднестатистическими показателями (для каждой серии заданий имеется свой показатель).

Среднестатистическими показателями в данном случае принято считать  нормальное (ожидаемое) распределение  оценок согласно методике.

Разница между показателями свидетельствовала об уровне надежности полученных результатов. Например, при разнице +1 – результаты следует считать надежными.  При разнице +2 - степень надежности низкая.

Результаты проведенного анкетирования и анализа представленных данных позволяют сделать следующие заключения.

1. В 8 классе с интеллектом выше среднего выявлено 16 человек, со средним интеллектом – 4 человека,  с интеллектом явно ниже среднего – 4 человека и с существенным снижением интеллекта – 1 человек.

2. В 9 классе с сверхинтеллектом выявлено 7 человек, с интеллектом выше среднего выявлено 11 человек, со средним интеллектом – 4 человека,  с интеллектом явно ниже среднего – 1 человек и с существенным снижением интеллекта – 1 человек.

3. В 10 классе с интеллектом выше среднего выявлено 2 человека, со средним интеллектом – 11 человек, с интеллектом явно ниже среднего – 8 человек.

Также были рассмотрены типы мышления, развитые у учеников разных возрастных групп.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.

  1. В 8 классе почти все дети попадают в полосу средних норм (приложение 4, рисунок 2). Однако есть и такие, у кого были выявлены отклонения от средних норм. У одного человека плохо развито линейное визуальное мышление, у 4 людей – структурное визуальное мышление и у 2 человек – аналитико-синтетическое мышление. Также было замечено, что большинство учащихся, а именно 17 человек, проявляют развитость в аналитико-синтетическом мышлении.
  2. В 9 классах (приложение 4, рисунок 3) у 7 человек был выявлен уровень интеллекта I, что соответствует сверхинтеллекту. У одного человека возникли проблемы с линейно визуальным мышлением, у 8 человек из группы наблюдалось высокое развитие структурно-динамического мышления, комбинаторного визуального мышления и аналитико-синтетического мышления.
  3. В 10 классах (приложение 4, рисунок 4) у большинства испытуемых наблюдается развитие аналитико-синтетического мышления, но также у 8 человек есть пробелы в структурно-визуальном мышлении.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе в теоретической  части были рассмотрены определение  «одаренность», виды одаренности (в частности интеллектуальной) и ее возрастные особенности.

Условия формирования интеллектуальной одаренности складываются из таких факторов как влияние окружающего мира, взаимоотношения в семье и образовательных учреждениях. В школе учитель должен не упустить одаренного ученика, и дать ему возможность развивать свои знания, умения, навыки и личностные способности и качества. Чтобы не пропустить талантливого ребенка надо знать методы выявления и диагностики интеллектуальной одаренности.

В данной работе для выявления уровня интеллектуального развития был использован тест «Прогрессивные матрицы Равена». Этот тест позволил оценить развитость визуального мышления как свойства интеллект.

В тестировании принимали участие учащиеся 8, 9 и 10 классов вечерней физико-математической школы Томского государственного университета. Для каждого испытуемого был определен уровень интеллекта, в каждом классе выявлено развитие различных видов мышления.

Полученные результаты позволяют свидетельствовать об уровне развитого мышления (большинство детей обладают уровнем интеллекта II и III).

 

 

Литература

 

  1. Ананьева Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1 – М., 1980 – 370с.
  2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
  3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности под редакцией В.Д. Щадриков – М., 1998. – 420с.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212с.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320с.    
  6. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
  7. Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 18. Одаренные дети. – URL:  http://www.86sch18-nv.edusite.ru/p44aa1.html
  8. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М., 1996. – 408с.
  9. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М., 1977. – 420с.
  10. Русская цивилизация: все о России на одном портале [Электронный ресурс].–URL: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=27225
  11. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 573с.
  12. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984. – 269с.
  13. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка: Пер. с франц. и англ. / Сост., коммент., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова

М.: Педагогика-Пресс , 1994. – 527 с.

  1. Грановская Р.М.  Элементы практической психологии / Р. М. Грановская; ЛГУ им. А. А. Жданова. – Л.: Издательство Ленинградского университета , 1988. – 564с.
  2. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
  3. Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОССб, 2000. - С. 246-248.

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Бланк ответов

Фамилия _______________            Имя________________

Класс__________________             Дата________________

Дата рождения_______________________

№ задания

Серия

A

B

C

D

E

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

7

         

8

         

9

         

10

         

11

         

12

         

 

 

Приложение 2

Таблица 1

Количество проанкетированных учащихся по классам

Класс

Количество человек

1

10

2

6

3

9

4

7

5

17

6

10А

10

7

10Б

11

Итого

70

Информация о работе Развитие детской одаренности