Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Студентки IIIкурса группы 31ВЗ
заочной формы обучения
специальности 050704 Дошкольное образование
Суховой Татьяны Александровны
Научный руководитель курсовой работы:
Соломина Е.Н.
Оценка:
______________________________
(прописью)
______________________________
(подпись.научного руководителя)
Москва 2012
СОДЕРДАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ………………………………………….. |
6 |
|
6 |
|
9 |
|
14 |
Выводы по I главе………………………………………………………………. |
21 |
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………. |
22 |
2.1.
Эмоциональная сфера |
22 |
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... |
29 |
2.3.
Методики, направленные на исследование
развития эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста………… |
33 |
Выводы по II главе………………………………………………………………. |
35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
37 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
Мы часто слышим такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание», «настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем? Ведь наш словарный запас весьма беден, чтобы выразить то, что мы чувствуем. Разве можно утверждать, что говоря «я люблю мороженное», «я люблю свой город», «я люблю гулять», «я люблю этого человека», «я люблю маму», человек испытывает одни и те же чувства?
За всеми
этими словами стоят определённые
психические явления, которые люди
постоянно и многократно
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [1,с.12].
Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида.
Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме [2, с.13].
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных качеств, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Объектом нашего исследования будут дети дошкольного возраста.
Предметом – специфика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
Исходя из выдвинутой цели работы, мною были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать имеющиеся определения эмоций и их значение для человека.
3. Изучить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
4. Изучить значение эмоций и чувств в развитии детской личности.
5. Описать методики, изучающие эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и задачей работы использованы методики, теоретический анализ, литература, изучение передового психо-педагогического опыта, наблюдение, анализ психо-педагогической и методической документации.
Результаты данного исследования легли в основу этой курсовой работы которая структурно содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ
1.1.Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами
Первая
систематически разработанная трактовка
эмоциональных явлений
Что нашло своё отражение в
его трёхмерной теории
Теория Вундта критиковалась
американским психологом
Физиологические теории эмоций различаются на том основании, что считать первичным в эмоции – психическое или физиологическое. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джеймс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции.
Подобную точку зрения
Джеймс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т.д.
К «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джеймса – Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.
Центральная теория
Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции. Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция содержит в себе импульс
К действию, но как человек будет себя вести в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований – сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения.
В зарубежной психологии одним
из ведущих учёных в области
эмоций является крупнейший
Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций. [4;123]
Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.
Таковы основные взгляды,
1.2.
Взгляды и теории
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности.
«Продукт» в данном понимании – нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния.
Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:
Согласно первой точки зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально- волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности» С.Л. Рубинштейн [5, с.126].
Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «…человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».
Аспект отражения предполагает,
что эмоции (чувства) являются
специфической формой
Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которые могут быть вызваны.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста