Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.docx

— 74.59 Кб (Скачать документ)

         Эмоции выступают как внутренний  язык, как система сигналов, посредством  которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего.

         Особенность эмоций состоит в  том, что они непосредственно  отражают отношения между мотивами  и реализацией отвечающей этим  мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её.

         Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его  оптимальных границах и предупреждают  о разрушающем характере недостатка  или избытка каких-либо факторов.

         Чем более сложно организованно  живое существо, чем более высокую  ступень на эволюционной лестнице  оно занимает, тем богаче та  гамма всевозможных  эмоциональных   состояний,  которые  оно   способно переживать. Самая старая  по происхождению, простейшая  и наиболее распространённая  среди живых существ форма  эмоциональных переживаний –  это удовольствие, получаемое от  удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности [13, с.61].

         Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

          Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся собственно на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеальный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данной момент потребности, значение для её удовлетворения предстоящего действия лили деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

         Эмоции относительно слабо проявляются  во внешнем поведении, иногда  извне вообще незаметны для  постороннего лица, если человек  умеет хорошо скрывать свои  чувства. Эмоциональный опыт человека  обычно гораздо шире, чем опыт  его индивидуальных переживаний.  Чувства человека, напротив, внешне  весьма заметны. Эмоции способны  предвосхищать ситуации события,  которые реально ещё не наступили,  и возникают в связи с представлениями  о пережитых ранее или воображаемых  ситуациях. Чувства же носят  предметный характер, связываются  с представлением или идеей  о некотором объекте.

          Другая особенность чувств состоит  в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая  высшими чувствами,  относящимися к духовным ценностям и идеалам [14, с.63].

          Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

          В 1872 г. Ч Дарвин опубликовал  книгу «Выражение эмоций у  человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании в связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

         Дарвин показал, что во внешнем  выражении разных эмоциональных  состояний, в экспрессивно-телесных  движениях много общего у антропоидов  и слепорождённых детей. Эти  наблюдения легли в основу  теории эмоций, появились в процессе  эволюции живых существ как  жизненно важные приспособительные  механизмы, способствующие адаптации  организма к условиям и ситуациям  его жизни. Телесные изменения,  сопровождающие различные эмоциональные  состояния, в частности, связанные  с соответствующими эмоциями  движения, по Дарвину, есть не  что иное, как рудименты реальных  приспособительных реакций организма.

          Идеи Ч. Дарвина  были восприняты  и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую  известность. Её авторами явились  У. Джеме и К. Ланге.

          Джеме считал, что определённые физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция.

          У человека в динамике эмоциональных  процессов и состояний не меньшую  роль, чем органические и физические  воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям).  В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

         Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,  когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение [15, с.58].

          Субъективно состояние когнитивного  диссонанса обычно переживается  человеком как дискомфорт, и он  стремится, как можно скорее  от него избавиться. Выход из  состояния когнитивного диссонанса  может быть двояким: или изменить  когнитивные ожидания и планы  таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовался с прежними ожиданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выводы по I главе

          Таким образом, в этой главе  мы рассмотрели основные взгляды и подходы к изучению сферы в зарубежной и отечественной психологии. Также рассмотрели значение эмоций, их роль в жизни людей.

         Итак, исходя из исследований  отечественных и зарубежных психологов, можно сказать, что эмоциональная  сфера детей дошкольного возраста  тесно связана с психологическими  процессами ребёнка и его деятельностью,  а так же является особой  формой отношения к предметам  и явлениям действительности.

         Таким образом, особенности эмоции  детей дошкольного возраста изменяются  в связи с изменением общего  характера деятельности ребёнка  с окружающим миром. Предоставленные  методики позволят создать оптимальные  условия для безопасного самораскрытия  ребёнка, исследование им собственных  чувств, обозначение трудностей, с  которыми он сталкивается, как  проблем которые он может решить, справиться с которыми ему по силам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Эмоциональная сфера дошкольников

       Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но и всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребёнок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребёнок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш чётко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

         А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелёва, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян – отечественные психологи, занимавшиеся исследованием эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.

          В дошкольном возрасте (3-7 лет)  проявляются следующие особенности  формирования эмоциональной сферы [16, с.23]:

          - более спокойный, уравновешенный  эмоциональный фон восприятия;

          - эмоциональность обусловлена развивающимися  представлениями: желание – представление  – действие – эмоция;

          - эмоциональные процессы более  управляемые;

          - развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценки  взрослым). При отрицательном результате  действий возникает неодобрительная  оценка взрослого, что может  повлечь за собой развитие  тревожности. При положительном  результате действия ребёнок  получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

          -  аффект – первое звено в цепочке реакций;

          - происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

         - самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые  виды деятельности без сомнения  и страха, но к моменту обучения  в школе уровень самооценки  снижается;

         - соподчинение мотивов (мотивы  приобретают разную силу и  значимость), появление новых мотивов  (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная  система (выделяются доминирующие  мотивы, формируется иерархия, выделяются  социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

          - появляется способность оценивать  своё поведение.

          В дошкольном возрасте чувства  господствуют над всеми сторонами  жизни ребёнка, придавая им  окраску и выразительность, эмоциональной  мир ребёнка становится богаче  и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. [17, с.24]. 

          Формирование чувства личной  и культурной идентичности, происходящие  между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными  сильными эмоциями, которые ребёнок  должен научиться интегрировать  в структуру собственной личности.                  

          На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребёнка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребёнка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у ребёнка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определённые нормы и правила поведения.

           Для дошкольного детства становится  характерным более адекватное  проявление  эмоций, отсутствие  сильных аффективных вспышек   и  конфликтов по незначительным  поводам. Этот новый относительно  эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять   своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребёнка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включён, например: обладает он   привлекательным предметом или не может его получить. К концу  дошкольного возраста эмоциональные процессы  становятся более уравновешенными, что даёт возможность ребёнку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. День дошкольника насыщен, наполнен эмоциями настолько, что к вечеру он    может, утомившись, дойти до полного изнеможения [18, с.28].

          В возрасте 3 – 7 лет желания  ребёнка соединяются с его   представлениями, и благодаря  этому побуждения перестраиваются.  Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты  действий ребёнка, удовлетворения  его желаний. Механизм  эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

         Изменяется в этот период и  структура самих эмоциональных  процессов. Вегетативные и моторные  реакции у ребёнка-дошкольника  сохраняются, однако внешне выражение  эмоций становится у большинства  детей более сдержанным. В структуру  эмоциональных процессов, помимо  вегетативных и моторных компонентов,  входят теперь и сложные формы  восприятия, образного мышления, воображения.  Ребёнок начинает радоваться  и печалиться не только по  поводу того, что он делает  в данный момент, но и в связи  с тем, что ещё предстоит  сделать. Переживания становятся  сложнее и глубже.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста