Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39
Эмоции выступают как
Особенность эмоций состоит в
том, что они непосредственно
отражают отношения между
Эмоциональные ощущения
Чем более сложно
Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся собственно на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеальный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данной момент потребности, значение для её удовлетворения предстоящего действия лили деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоции относительно слабо
Другая особенность чувств
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
В 1872 г. Ч Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании в связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.
Дарвин показал, что во
Идеи Ч. Дарвина были
Джеме считал, что определённые физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция.
У человека в динамике
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение [15, с.58].
Субъективно состояние
Выводы по I главе
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели основные взгляды и подходы к изучению сферы в зарубежной и отечественной психологии. Также рассмотрели значение эмоций, их роль в жизни людей.
Итак, исходя из исследований
отечественных и зарубежных
Таким образом, особенности
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.
Эмоциональная сфера
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но и всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребёнок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребёнок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш чётко выделяет из окружающей среды близких ему людей.
А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелёва, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян – отечественные психологи, занимавшиеся исследованием эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.
В дошкольном возрасте (3-7 лет)
проявляются следующие
- более спокойный,
- эмоциональность обусловлена
- эмоциональные процессы более управляемые;
- развивается эмоциональное
- аффект – первое звено в цепочке реакций;
- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
- самооценка несколько завышена,
что помогает осваивать новые
виды деятельности без
- соподчинение мотивов (мотивы
приобретают разную силу и
значимость), появление новых мотивов
(мотив достижения успеха, соревнование),
складывается индивидуальная
- появляется способность
В дошкольном возрасте чувства
господствуют над всеми
Формирование чувства личной
и культурной идентичности, происходящие
между двумя и шестью годами,
сопровождается разнообразными
сильными эмоциями, которые ребёнок
должен научиться
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребёнка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребёнка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у ребёнка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определённые нормы и правила поведения.
Для дошкольного детства
В возрасте 3 – 7 лет желания
ребёнка соединяются с его
представлениями, и благодаря
этому побуждения
Изменяется в этот период и
структура самих эмоциональных
процессов. Вегетативные и
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста