Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39
Изменяется содержание
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, из-за чего образные представления и приобретают эмоциональный характер. Вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
Эмоциональные черты ребёнка
в значительной степени
Наиболее сильные
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывает у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые личности ребёнка, выработке положительных качеств доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребёнка.
Невнимательное отношение
Эмоции и чувства формируются
в процессе общения со
Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряжённостью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связанна с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.
В общении с родителями, которые
помогают ребёнку познавать
По мере развития личности
у ребёнка повышаются
Как сказано выше, взрослые (родители
и воспитатели) должны стремиться
к установлению тесных
2.2 Участие эмоций и чувств в формировании детской личности
Взаимоотношения ребёнка с окружающей средой выражается в его реакциях, действиях, поступках, в той или иной ситуации. Ситуация ставит конкретную задачу, решение которой зависит от 2-х факторов: с одной стороны, от сформированных у ребёнка интересов, потребностей, умения подчиняться нормам поведения и т.п., с другой стороны, от доминирующего в данный момент чувства, вызванного обстоятельствами. В ряде работ по психологии А.В. Леонтьевым было показано, что деятельность ребёнка начиная с трёх лет все более побуждается и направляется известным соподчинением мотивов и выражается в активном и сознательном соподчинении отдельных действий. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. Ребёнок уже может отказаться от непосредственного приятного ради достижения более важного, стремиться к достижению самой по себе непривлекательной цели. Для того, чтобы произошли подобные сдвиги в повелении ребёнка, должны быть сформированы устойчивые отношения к окружающим, основная направленность личности. Моральные и социальные чувства (жалость, сострадание, стыд и др.) являются составным элементом этой направленности. Превращаясь в мотив поведения ребёнка, они становятся сдерживающей силой в его взаимоотношениях с окружающими.
От степени развития чувств
зависит поведение ребёнка в
соответствующих ситуациях:
У ребёнка необходимо
Формирование конкретного
По сравнению с детьми
Так, эмоциональная реакция
Стабилизация морального
Важно формировать у ребёнка силу социальных чувств. Общественные условия существования ребёнка, требующие взаимных уступок и взаимного учёта желаний вызывают к жизни социальные чувства как своеобразное «противоядие» по отношению к непосредственным желаниям, потребностям, которые могут привести ребёнка к неприемлемым поступкам.
Упрочение ряда моральных чувств создаёт своеобразный стержень личности, к которому в дальнейшем притягиваются сходные черты, качества, свойства. Чувства, как напряжение организма, возбуждение, находят свою реализацию и разрядку: или внешне выражается в каких-то действиях, или изменяет внутренние установки человека, его отношение к некоторым людям, объектам, иногда же может задержаться и найти выход через промежуток времени.
В дошкольном возрасте чувства
реализуются довольно быстро. Под
влиянием возникшего чувства
жалости к наказанному
В зависимости от
Воспитателю важно знать,
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста