Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.docx

— 74.59 Кб (Скачать документ)

         Изменяется содержание аффектов  – расширяется круг эмоций, присущих  ребёнку. Особенно важно появление  у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей [19, с.30].

         Развитие эмоциональной сферы  связано с формированием плана  представлений, из-за чего образные представления и приобретают эмоциональный характер. Вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

         Эмоциональные черты ребёнка  в значительной степени обусловлены  особенностями его социального  опыта, особенно опыта, приобретённого  в младенчестве и раннем возрасте. От эмоций, которые чаще всего  испытывает   и проявляет ребёнок,  зависит успешность его взаимодействия  с    окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального     развития [20, с.32].

         Наиболее сильные эмоциональные  переживания вызывает у ребёнка      его взаимоотношения  с другими людьми – взрослыми и детьми.

         Эмоции и чувства формируются  в процессе общения ребёнка  со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает     активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если  взрослый расположен к ребёнку, радуется с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывает у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и      усваиваемые личности ребёнка, выработке положительных качеств доброжелательного отношения  к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему,    легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребёнка.

         Невнимательное отношение взрослого  к ребёнку значительно снижает   его социальную активность: ребёнок  замыкается в себе, становится   скованным, неуверенным, готовым  расплакаться либо выплеснуть  свою агрессию на сверстников.  Негативное отношение взрослого  вызывает у  ребёнка  типичную  реакцию:  он или стремится  установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют     положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребёнка за серьёзный поступок.

          Эмоции и чувства формируются  в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками  развивается на основе совместной  деятельности детей – в играх,  при выполнении трудовых поручений  и т.д. Первая и наиболее  важная черта общения состоит  в большом многообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстниками ребёнок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.  Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнёру, кокетство, фантазирование и т.п. [21, с.35].

         Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряжённостью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связанна с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

          В общении с родителями, которые  помогают ребёнку познавать мир  «взрослых» предметов, преобладают  мотивы сотрудничества, хотя   сохраняется и чисто эмоциональное  общение, необходимое на всех   возрастных этапах. Помимо безусловной  любви, эмоционального тепла дети  ждут от взрослого непосредственного  участия во всех своих делах,  совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых  приборов     или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребёнка и открываются новые формы общения со взрослым.

         По мере развития личности  у ребёнка повышаются способности  к самоконтролю и произвольной  психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

          Как сказано выше, взрослые (родители  и воспитатели) должны   стремиться  к установлению тесных эмоциональных  контактов с ребёнком,     так как взаимоотношения с  другими людьми, их поступками  – важнейший источник формирования  чувств дошкольника. Для понимания  детских     эмоций взрослым  необходимо знать их происхождение,  а также стремиться помочь  ребёнку глубже понять те или  иные факты действительности  и сформировать правильное отношение к ним [22, с.36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.2 Участие эмоций и чувств в формировании детской личности

          Взаимоотношения ребёнка с окружающей средой выражается в его реакциях, действиях, поступках, в той или иной ситуации. Ситуация ставит конкретную задачу, решение которой зависит от 2-х факторов: с одной стороны, от сформированных у ребёнка интересов, потребностей, умения подчиняться нормам поведения и т.п., с другой стороны, от доминирующего     в данный момент чувства, вызванного обстоятельствами. В ряде работ по психологии А.В. Леонтьевым было показано, что деятельность ребёнка   начиная с трёх лет все более побуждается и направляется известным соподчинением мотивов и выражается в активном и сознательном    соподчинении отдельных действий. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребёнком  опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. Ребёнок уже может отказаться от непосредственного приятного ради достижения более важного, стремиться к достижению самой по себе непривлекательной цели.  Для того, чтобы произошли подобные сдвиги в повелении ребёнка, должны быть  сформированы устойчивые отношения к окружающим, основная направленность личности. Моральные и социальные чувства (жалость, сострадание, стыд и др.) являются составным элементом этой       направленности. Превращаясь в мотив поведения ребёнка, они становятся сдерживающей силой в его взаимоотношениях с окружающими.

          От степени развития чувств  зависит поведение ребёнка в   соответствующих ситуациях: чувство  стыда и совести всегда удержат     ребёнка от поступков, противоречащих  требованием морали; симпатия, жалость  удержат от причинения страдания людям, животным [23, с.38].

          У ребёнка необходимо формировать  моральные чувства, развивать  доброе отношение к людям. Однако  этот процесс длительный, сложный  и осуществляется на протяжении  всего дошкольного возраста. Укрепляясь, стабилизируясь в психике, чувство постепенно становится компонентом  мотива поступка, тесно связываясь, сплавляясь с сознанием.

         Формирование конкретного морального  чувства – это постепенное  его становление, превращение  из недифференцированной эмоциональной    реакции в специфическое чувство.  Первые эмоциональные реакции  ребёнка, проявляющиеся во взаимоотношениях  с людьми, подражательны, в них  отсутствует переживание, напряжение. Так, первые реакции стыда возникают  лишь как эмоциональный ответ на оценочное отношение взрослого («Как тебе не стыдно!»). Реакция жалости, сострадания также возникает под   воздействием окружающих. Переломным является средний дошкольный возраст. К 5 – 6 годам, когда ребёнок достаточно свободно может подчинить свои действия указаниям взрослого, активно формируются социальные  чувства. В этом возрасте эмоциональные реакции дошкольника приобретают самостоятельные характер и возникают уже в силу осознанности ребёнком смысла ситуации. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности, и начинают влиять определённым образом на поведение ребёнка, т.е. становятся его мотивом поведения.

           По сравнению с детьми среднего  дошкольного возраста у старших  дошкольников устойчивость нравственных  чувств значительно повышается.

          Так, эмоциональная реакция ребёнка  4 – 5 лет в той или иной  ситуации не всегда соответствует  её сути. В одних ситуациях  он проявляет  соответствующую  эмоцию, в других – остаётся  эмоционально пассивным. В старшем  дошкольном возрасте эмоциональная  реакция максимально   адекватна ситуации. Это свидетельствует о том, что ребёнок всё острее и яснее начинает осознавать обстановку, что делает эмоциональную реакцию более отчётливой. Дети младшего и среднего дошкольного возраста не           отдаются целиком захватывающему их чувству. Достаточно появиться                     какому-либо объекту, даже совершенно незначительному, и напряжённость эмоциональной реакции снижается, исчезает до нуля. Для ребёнка старшего возраста в период, когда эмоция становится основным состоянием психики, отвлекающие факторы теряют свою значимость.

         Стабилизация морального чувства  – это одно из важнейших   приобретений нравственного развития  ребёнка. Благодаря этому ребёнок  в состоянии сдержать свои  желания, отрицательные эмоции, побуждения  антисоциального характера. В отличии от младших дошкольников, старшие пытаются самостоятельно улаживать возникшие недоразумения или обращаются за помощью к взрослому. Развивающаяся у ребёнка способность сдерживать свои побуждения, умерять проявления гнева, обусловливают новый тип реагирования ребёнка старшего возраста [24, с.39].

         Важно формировать у ребёнка  силу социальных чувств. Общественные условия существования ребёнка, требующие взаимных уступок и взаимного учёта желаний вызывают к жизни социальные чувства как своеобразное «противоядие» по отношению к непосредственным желаниям, потребностям, которые могут привести ребёнка к неприемлемым поступкам.

          Упрочение  ряда моральных чувств создаёт своеобразный стержень личности, к которому в дальнейшем притягиваются сходные черты, качества, свойства. Чувства, как напряжение организма, возбуждение, находят свою реализацию и разрядку: или внешне выражается в каких-то действиях, или изменяет внутренние установки человека, его отношение к некоторым      людям, объектам, иногда же может задержаться и найти выход через промежуток времени.

          В дошкольном возрасте чувства  реализуются довольно быстро. Под  влиянием возникшего чувства  жалости к наказанному товарищу  ребёнок просит воспитательницу  об отмене наказания; утешает  наказанного, дарит    ему  свои «сокровища» - конфету, колесо  от машины и т.д. Переживание  радости, гордости, возникшее от  похвалы воспитателя за успех  в какой-то деятельности, способствует  тому, что ребёнок будет стараться  выполнить эту деятельность ещё  лучше. Чувства стыда, возникшее  у ребёнка побуждает его признаться  в поступке. Такие формы реагирования  ребёнка, вызванные моральным переживанием, закрепляясь под влиянием оценочных     воздействий взрослых, становится особенностью ребёнка, свойствам его личности. В дальнейшем это свойство будет обуславливать способ поведения ребёнка в подобных ситуациях. Такая общая положительная направленность ребёнка, связанная с моральными чувствами, и создаёт стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях.

         В зависимости от сформированности моральных чувств этот стержень личности может иметь разную направленность – от крайней эгоистической, индивидуалистической, до высоко нравственной. Поведение ребёнка в     разных ситуациях определяется тем основным стержнем, который сформирован на протяжении первых лет жизни.

         Воспитателю важно знать, какова  направленность основного стержня  личности – положительная или  отрицательная. В зависимости  от этого он и будет строить  систему воспитательных воздействий  на ребёнка. Если воспитатель  вместе с семьёй ещё может  изменить формирующийся отрицательно направленный стержень, то в дальнейшем это будет сделать труднее, т.к. свойства ребёнка по мере его развития будут укрепляться.     Важно знать также и то, что положительная нравственная направленность опирается на систему моральных чувств, среди которых особо важное место занимает доброжелательность, сострадание как эмоциональное выражение отношения ребёнка к окружающим; чувство стыда как проявление отношения ребёнка к собственным поступкам [25, с.40].

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста