Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
1. Тест цветового предпочтения М. Люшера.
Цель: оценить психоэмоциональное состояние ребёнка на момент исследования.
Стимульный материал: 8 цветных карточек М. Люшера, белый лист бумаги.
Методика проведения: перед ребёнком раскладывают картинки цветной стороной вверх и нужно выбрать тот цвет, который нравится ему в данный момент больше всех остальных. Ребёнок делает выбор, и выбранный им цвет убирается из поля зрения. Затем экспериментатор предлагает выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и , таким образом, ребёнок делает 5 выборов. Потом ребёнка просят выбрать самый неприятный цвет из трёх (двух) оставшихся. Номера выбранных картинок фиксируются в протоколе соответственно порядку выбора.
Оценка: благоприятное психоэмоциональное состояние соответствует наличию основных цветов (красный, желтый, зелёный) на первых трёх позициях. Дополнительные цвета (чёрный, серый, коричневый) в начале раскладки символизируют негативные тенденции: страх, тревожность, негативизм, утомление и т.п.
2. FACE-ТЕСТ.
Цель: оценка эмпатийных способностей.
Стимульный материал: 6 картинок с условно-схематическим изображением эмоциональных состояний людей (удивленный, весёлый, радостный, спокойный, злой, грустный).
Проведение: эксперимент проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладываются все 6 картинок, и он называет по очереди все эмоциональные состояния.
Оценка: за каждую правильную названную эмоцию присваивается 1 балл (максимум 6 баллов), норма 5-6 баллов.
3.FAST-ТЕСТ П. Экман.
Facial; Affect; Technique.
Цель: умение считывать эмоциональное состояние других людей.
Стимульный материал: 6 картинок художественного изображение эмоциональных состояний людей: радость, отвращение. Страх, удивление, грусть, гнев.
Проведение: эксперимент проводится индивидуально. Ребёнку предлагают картинки с изображением эмоциональных состояний и предлагается назвать эмоцию, которую испытывает на картинке человек.
Оценка: за каждую правильно названную эмоцию присваивается 1 балл (максимум 6 баллов). Норма 4-5 баллов.
4.Методика «Изучение высших чувств»
Цель: Изучить особенности высших чувств школьников.
Стимульный материал: картина «Утро» Т.Н. Яблонской.
Проведение: Детям демонстрируется картина «Утро» Т.Н. Яблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие.
5.Методика «Сказка».
Данная методика представляет
собой разновидность
Выводы по II главе
Эмоциональная сфера человека в
процессе развития переживает несколько
стадий. Начиная от младенчества, до
взрослого состояния
Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как радость, страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Знание воспитателем особенностей эмоциональной сферы является важнейшим средством развития ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе резко
повысился социальный престиж
интеллекта и научного знания.
На фоне прогрессивных
Однако, как справедливо указывали
А.В. Запорожец, Л.С.
Формирование «умных» эмоций, коррекция
недостатков эмоциональной
В процессе развития
Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленно на логизированное и интеллектуальное поведение, не потеряет актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитание и обучение, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
В последнее время многие
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Подъяков В.Г. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / Н.Н. Подъяков. – М.: Редкол, 1985г. – 213с.
2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности/ Г.И.Батурина // Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново/ Изд-во пед. ин-та. – Иваново, 1973. – С.180.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 189с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Береслав. – М.: Мир, 2004. – 310с.
5. Выгосткий Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – Соб.соч. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. – 639с.
6. Гербова В.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова – М.: Просвещение, 2000. – 89с.
7. Грузик Т.И. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (по программе «Из детства – в отрочество) / Т.И. Грузик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение , 2003. – 96с.
8. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6 – С. 27-31
9. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) / О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 1994. - №10 – С. 38-46
10. Емельянова М.Н. Театральные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников / М.Н. Емельянова. – М.: Мир, 2000. – 67с.
11. Запорожец А.В. Психология / А.В. Запорожец. - М., 1953. – 245 с.
12 Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников / Е.И. Иванова. - М.: Скрипторий, 2003.- 2006. - 88 с.
13. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е.И Изотова, Е.В. Никифорова, 2004. – 210 с.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Питер, 2002. – 320 с.
15. Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников / Р. Калинина. – Псков, 2005. – 134 с.
16. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. – М., 2003. – 189 с.
17. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте /А.Н. Леонтьева . – М.: Просвещение, 1948. – 4-15 с.
18. Мищук И.А. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / И.А. Мищук. - Ставрополь, 2001. – 178 с.
19. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Педвузов / Р.С. Немов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 528 с.
20. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: автореф. дис. / Пилипенко Л.Л. - 2006. – 156 с.
21. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
22. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов / Л.Н. Рожина, 2003. – 256 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. – 234 с.
24. Справочник по психологии
и психиатрии детского и
25. Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие / О.А. Шаграева . – М.: Академия, 2003. – 195 с.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста