Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.docx

— 74.59 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

         2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

         1. Тест цветового предпочтения М. Люшера.

         Цель: оценить психоэмоциональное состояние ребёнка на момент исследования.

         Стимульный материал: 8 цветных карточек М. Люшера, белый лист бумаги.

        Методика проведения: перед ребёнком раскладывают картинки цветной стороной вверх и нужно выбрать тот цвет, который нравится ему в данный момент больше всех остальных. Ребёнок делает выбор, и выбранный им цвет убирается из поля зрения. Затем экспериментатор предлагает выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и , таким образом, ребёнок делает 5 выборов. Потом ребёнка просят выбрать самый неприятный цвет из трёх (двух) оставшихся. Номера выбранных картинок фиксируются в протоколе соответственно порядку выбора.

         Оценка: благоприятное психоэмоциональное состояние соответствует наличию основных цветов (красный, желтый, зелёный) на первых трёх позициях. Дополнительные цвета (чёрный, серый, коричневый) в начале раскладки символизируют негативные тенденции: страх, тревожность, негативизм, утомление и т.п.

          2. FACE-ТЕСТ.

         Цель: оценка эмпатийных способностей.

         Стимульный материал: 6 картинок с условно-схематическим изображением эмоциональных состояний людей (удивленный, весёлый, радостный, спокойный, злой, грустный).

         Проведение: эксперимент проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладываются все 6 картинок, и он называет по очереди все эмоциональные состояния.

Оценка: за каждую правильную названную эмоцию присваивается 1 балл (максимум 6 баллов), норма 5-6 баллов.

 3.FAST-ТЕСТ П. Экман.

 Facial; Affect; Technique.

 Цель: умение считывать эмоциональное состояние других людей.

         Стимульный материал: 6 картинок художественного изображение эмоциональных состояний людей: радость, отвращение. Страх, удивление, грусть, гнев.

        Проведение: эксперимент проводится индивидуально. Ребёнку   предлагают картинки с изображением эмоциональных состояний и предлагается назвать эмоцию, которую испытывает на картинке человек.

        Оценка: за каждую правильно названную эмоцию присваивается 1 балл (максимум 6 баллов). Норма 4-5 баллов.

         4.Методика «Изучение высших чувств»  

        Цель: Изучить особенности высших чувств школьников.

         Стимульный материал: картина «Утро» Т.Н. Яблонской.

         Проведение: Детям демонстрируется картина «Утро» Т.Н. Яблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие.

          5.Методика «Сказка».

          Данная методика представляет  собой разновидность проективного    теста. Процедура исследования  заключается в следующем: ребёнку  читают сказку, а он должен  придумать её продолжение. В  зависимости от ответов ребёнка  можно сделать вывод об особенностях  эмоциональных переживаний (прежде  всего, тревожность, агрессивность)  и источниках, которые вызывают  данные переживания. В нашем  случае читалась сказка про мальчика, который нашёл волшебные спички и стал загадывать желания. Дети придумывали эти желания. И по их ответам экспериментатор делал определённые выводы об эмоциональном развитии детей.

  Выводы по II главе

Эмоциональная сфера человека в  процессе развития переживает несколько  стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная  сфера постоянно. Но те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого  взрослого человека и которые  способны вдохновить его на большие  дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются  под влиянием социальных условий  жизни и воспитания. Опосредованно, через отношение к другим людям  у человека устанавливается отношение  к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью  является его правильное эмоциональное  воспитание с самого раннего детства  и на протяжении всей жизни. Эмоциональное  развитие дошкольника является одним  из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и  воспитания.    Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит развитие и осознание  таких базовых эмоций как радость, страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Знание воспитателем особенностей эмоциональной сферы является важнейшим средством развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В современном обществе резко  повысился социальный престиж  интеллекта и научного знания. На фоне прогрессивных изменений  в развитии эмоциональной сферы  ребёнка не всегда уделяется  достаточное внимание в отличие  от его интеллектуального развития. Современные дети знают гораздо  больше, они быстрее решают логические  задачи, но они значительно реже  удивляются и восхищаются, возмущаются  и сопереживают, всё чаще они  проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры  однообразны.

          Однако, как справедливо указывали  А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций), их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К Изард: «Эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

           Формирование «умных» эмоций, коррекция  недостатков эмоциональной сферы  должны рассматриваться в качестве  одной из наиболее важных, приоритетных  задач воспитания.

          В процессе развития происходят  изменения в эмоциональной сфере  ребёнка.

          Меняются его взгляды на мир  и отношения с окружающими.  Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.     Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

          То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленно на логизированное и интеллектуальное      поведение, не потеряет актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитание и обучение, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

         В последнее время многие дошкольники  не посещают детские сады, а  куклы Барби, телевизоры и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка. По этой же причине дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

           1. Подъяков В.Г. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / Н.Н. Подъяков. – М.: Редкол, 1985г. – 213с.

          2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма       отражения действительности/ Г.И.Батурина // Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново/ Изд-во пед. ин-та. – Иваново, 1973. – С.180.

         3.  Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 189с.

         4.    Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Береслав. – М.: Мир, 2004. – 310с.

         5.   Выгосткий Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – Соб.соч. Т.5. - М.:  Педагогика, 1983. – 639с.

          6. Гербова В.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова – М.: Просвещение, 2000. – 89с.

         7.  Грузик Т.И. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (по программе «Из детства – в отрочество) / Т.И. Грузик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение , 2003. –  96с.

       8.     Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей        6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6 – С. 27-31

          9.   Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) / О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 1994. - №10 – С. 38-46

          10. Емельянова М.Н. Театральные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников / М.Н. Емельянова. – М.: Мир, 2000. – 67с.

          11. Запорожец А.В. Психология / А.В. Запорожец. - М., 1953. – 245 с.

           12  Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников / Е.И. Иванова. - М.: Скрипторий, 2003.- 2006. - 88 с.

          13.   Изотова Е.И.  Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е.И Изотова, Е.В. Никифорова, 2004. – 210 с.

          14.    Ильин Е.П. Эмоции  и чувства / Е.П. Ильин. – Питер, 2002. – 320 с.

          15. Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников / Р. Калинина. – Псков, 2005. – 134 с.

          16.  Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. – М., 2003. – 189 с.

          17.   Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте /А.Н. Леонтьева . – М.: Просвещение, 1948. – 4-15 с.

          18.   Мищук И.А. Коррекционно-педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / И.А. Мищук. - Ставрополь, 2001. – 178 с.

          19.   Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Педвузов / Р.С. Немов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 528 с.

          20.   Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: автореф. дис. / Пилипенко Л.Л. - 2006. – 156 с.

          21. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. – 210 с.

           22.    Рожина Л.Н. Развитие  эмоционального мира личности: Пособие  для учителей и практических психологов / Л.Н. Рожина, 2003. – 256 с.

          23.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. – 234 с.

          24.     Справочник по психологии  и психиатрии детского и подросткового  возраста // Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб., 2000. – 540 с.

          25.  Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие / О.А. Шаграева . – М.: Академия, 2003. – 195 с.

 

 


Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста