Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение специфики эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ…………………………………………..
6
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами…… 6
1.2. Взгляды и теории отечественных психологов………………………….. 9
1.3. Эмоции и их роль в жизни людей……………………………………….. 14
Выводы по I главе……………………………………………………………….. 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….
22
2.1. Эмоциональная сфера дошкольников……………………………………... 22
2.2. Участие эмоций и чувств в формировании детской личности…………... 29
2.3. Методики, направленные на исследование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………..
33
Выводы по II главе………………………………………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.docx

— 74.59 Кб (Скачать документ)

По этому , как считает Батурин Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания: «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок» [6, с.42].

          Рассматриваемые определения эмоций  психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы  -  это непосредственное отражение человека к действительности.  Веккер Л.М. предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоций, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М. «во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту. Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту».

         Такой же взгляд на эмоции  разделяет другой отечественный  психолог Вилюнас В.К., который выявляет и подчёркивает положение о необособленности эмоции отходящего в её состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой стороны – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом».

          Многие отечественные психологи,  такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчёркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «эмоции представляют собой не сам процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения».

          Кроме того, в отечественной психологии  существует информационная теория  эмоций, которую выдвинул П.В.  Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи [7, с.49].

          Симонов П.В. разработал формулу  эмоций (Э = - П/Н – С) – где П – потребность,  Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

          С формулой эмоций Симонова  П.В. не соглашается Б.И. Додонов,  который считает, что «мы не  видим сейчас возможности охватить  все эмоции единой измерительной формулой».  Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая «…для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

           Отечественные психологи подчёркивают  и значение тех физиологических  механизмов, которые являются условием  возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций.

          П.К. Анохин подчёркивал, что  «физиологическая характеристика эмоций связана, прежде всего, с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы». 

         Таковы основные направления  исследования эмоций в отечественной  психологии.

          Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует  отметить, что большинство авторов  – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон,  А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв -  считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями [8, с.50].

          Высшие социальные эмоции или  чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности. 

          Чувства условно делят на :

          - этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе  воспитания;

         - интеллектуальные (познавательные), которые  можно рассматривать, как двигатель  процесса человеческого общества;

        - эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

          Другой подход к эмоциям и  чувствам содержится у А.Н.  Леонтьева, который делит их  на аффекты.

          Чувства, по А.Н. Леонтьеву,  являются подклассом эмоциональных  процессов. Основная их особенность в предметности [9, с.4-15].

          Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются:

         - во-первых, потребности, которыми  они обусловлены;

         - во-вторых, функции, которые они  выполняют;

         - в-третьих, физиологические механизмы,  которыми они обусловлены.

         Другие учёные (С.Л. Рубинштейн, О.К.  Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают,  что чувства отличаются от  эмоций амбивалентностью, силой,  глубиной, динамичностью.

         Отечественные психологи дают  научное объяснение природы эмоций  и чувств, хотя в настоящее  время среди них нет единого  взгляда на природу, сущность  эмоций и чувств. Это объясняется  тем, что долгое время велись  дискуссии, да и сейчас ведутся  по вопросам: что относить к  эмоциям? Где их искать? Чем  они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании.

          Но, несмотря на это, отечественные  психологи внесли огромный вклад  в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств, хотя ещё осталось очень много нерешённых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Эмоции и их роль в жизни  людей

         Эмоции – особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства,  аффекты,  страсти,  стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [10, с.56].

          Жизнь животных отличается неравномерностью  нагрузок. Не были здесь исключением  и предки человека. Периоды крайнего  напряжения чередуются с периодами  покоя и расслабления. Во время  охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент  бегства от опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил. Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ.

         Физиологическая активность животного  переключается на «аварийный  режим». В таком переключении  и состоит первая приспособительная  функция эмоций. Поэтому естественный  отбор закрепил в животном  царстве это важное психофизиологическое  свойство.

          Почему же в ходе эволюции  не появились организмы, постоянно  работающие на «повышенных» мощностях?  Необходимость в механизме эмоций  для приведения в боевую готовность  отпала бы: они всегда находились  бы в состоянии «алертности». Но состояние боевой готовности связано с очень высокими энергетическими затратами, с неэкономным расходованием питательных веществ и износом организма; понадобились бы огромные количества пищи, и большая часть её пропала бы в пустую. Для животного организма это невыгодно, лучше обладать более низким уровнем обмена веществ и умеренной силой, но при этом иметь резервные механизмы, которые в надлежащий момент мобилизуют организм на функционирование в более интенсивном режиме, позволяют развить высокую мощность, когда в ней есть насущная необходимость.

           Другая функция эмоций – сигнальная. Голод заставляет животное искать  пищу задолго до того, как истощатся  запасы питательных веществ в  организме; жажда гонит на поиски  воды, когда запасы жидкости ещё  не исчерпаны, но уже оскудели; боль – сигнал того, что ткани  повреждены и находятся под  угрозой гибели. Ощущение усталости и даже изнеможения появляется значительно раньше, чем подходят к концу энергетические резервы в мышцах. И если усталость снимается могучими эмоциями страха или ярости, организм животного после этого в состоянии проделать ещё огромную работу.

          Наконец, третья приспособительная  функция эмоций – их участие  в процессе обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

          У человека главная функция  эмоций состоит в том, что  благодаря эмоциям мы лучше  понимаем друг друга, можем,  не пользуясь речью, судить  о состояниях друг друга и  лучше настраиваться на совместную деятельность и общение [11, с.58].

           Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные  состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

          Данный факт не только убедительно  доказывает врождённый характер  основных эмоций и их экспрессии  на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

          Врождёнными являются далеко  не все эмоционально – экспрессивные  выражения. Некоторые из них,  как было установлено, приобретаются  прижизненно в результате обучения  и воспитания. В первую очередь  данный вывод относится к жестам  как способу культурно обусловленного  внешнего выражения эмоциональных  состояний и отношений человека  к чему-либо.

           Жизнь без эмоций так же  невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель  Ч. Дарвин, возникли в процессе  эволюции как средство, при помощи  которого живые существа устанавливают  значимость тех или иных условий  для удовлетворения актуальных  для них потребностей.

          Эмоционально-выразительные движения  человека – мимика, жесты, пантомимика  – выполняют функцию общения,  т.е. сообщения человеку информации  о состоянии говорящего и его  отношении к тому, что в данный  момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определённого влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально- выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идёт общение [12, с.60].

          У человека, выразительные движения  стали тонко дифференцированным  языком, с помощью которого люди  обмениваются информацией о своих  состояниях и о том, что происходит  вокруг. Это – экспрессивная и  коммуникативная функция эмоций. Они же являются важнейшим  фактором регуляции процессов  познания.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста