Развитие речи дошкольников в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Целью нашего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Глава 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.

1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в

отечественной и зарубежной психологии………………………………...4

Общее понятие о речи……………………………………………………...9
Факторы, влияющие на речевое развитие……………………………….12
Функции речи, этапы и закономерности развития речи
ребенка в дошкольном возрасте………………………………………….15

Глава 2. Развитие речи дошкольников в процессе общения.

2.1 Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми:

с воспитателями детского сада, с семьей………………………….…….19

2.2 Развитие речи дошкольников в процессе общения со

сверстниками………………………………………………………………27

Рекомендации родителям для развития речи ребенка……….................29
Упражнения для развития речи дошкольников………………………....31
Заключение……………………………………………………….…………35

Литература………………………………………………………….……….36

Работа состоит из  1 файл

итог.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 
 

Введение………………………………………………………………………...2

Глава 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.

    1.1  Исследование проблемы развития  речи дошкольника в 

           отечественной и зарубежной психологии………………………………...4

    1. Общее понятие о речи……………………………………………………...9
    2. Факторы, влияющие на речевое развитие……………………………….12
    3. Функции речи, этапы и закономерности развития речи

    ребенка в дошкольном возрасте………………………………………….15

Глава 2.  Развитие речи дошкольников в процессе общения.

    2.1  Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми:

           с воспитателями детского сада, с семьей………………………….…….19

    2.2  Развитие речи дошкольников  в процессе общения со 

           сверстниками………………………………………………………………27

    1. Рекомендации родителям для развития речи ребенка……….................29
    2. Упражнения для развития речи дошкольников………………………....31

Заключение……………………………………………………….…………35

Литература………………………………………………………….……….36 

             
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им "Здравствуйте!", "Добрый день!"; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность [7].

     Главными  носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка. Поэтому общее правило можно сформулировать так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важным условием развития речи ребенка - это хорошие и доброжелательные отношения с ним  [7].

     Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, следует учитывать и факторы домашней обстановки. Исследование речи представлено в работах: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, А.Р.Лурии, В.С.Мухиной, К. Бюлер, А. Н. Гвоздева, Дж.Брунера и др.

     Целью нашего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.

     Исходя  из цели, были поставлены следующие задачи:

     1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.

     2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста.

     Актуальность  проблемы развития речи всегда будет  стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его  к школе, так как именно речь делает нас людьми. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Недоразвитие речи оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.

1.1  Исследование проблемы  развития речи  дошкольника в отечественной и зарубежной психологии.

     Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологическое исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование  языка с точки зрения специфической  деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

     По  словам Леонтьева А.Н., «С одной стороны  язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он - то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он - объективная основа речевой деятельности индивида» [9].

     Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. Речевое действие, таким образом, определяется общей структурой деятельности и тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и по отношению к другим речевым действиям в частности [9].

     Д.Н.Узнадзе  в работе «Внутренняя форма языка» также рассматривал проблему развития речи. В частности, он анализировал проблемы объяснения языковых явлений, рассмотренные в трудах Гумбольта и Гуссерля. В работе рассматривается проблема языка и речи в свете теории установки, а также вопрос об усвоении языкового материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе: «Процесс преобразования самого субъекта как целого свою реализацию находит в развитии и уточнении языковой установки субъекта [12].

     Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово  в раннем возрасте выступает для  ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этом процессе. Л. С. Выготский писал о том, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста [4].

     Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.

     По  словам Д Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания.

     Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует  о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как  функцию, а как особый предмет, которым  ребенок овладевает так же, как  он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности [16].

     Л.С.Выготский  выделял доречевые формы наглядно-действенного интеллекта, так как имеются аффективнее, доинтеллектуальные формы тех звуковых реакций, которые еще не несут интеллектуальных функций. Такую функцию слова, когда оно указывает на отдельные предметы или замещает их, Выготский назвал функцией значения. Под значением понимал следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет, вместе с тем, оно вводит данный предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его [4].

     Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические  процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Таким образом, опыты, проведенные Выготским показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.

     Данной  проблемой также активно занимались такие известные ученые как: В.С.Мухина(«Формирование  активной речи служит основой для  всего психического развития ребенка» [11]), Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Р.Филичева( рассматривали, что регулирующая функция речи тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности), Г. Л. Розенгард-Пупко( показал, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия) и многие другие.

     Проблемы, связанные с овладением речью, развитием  и совершенствованием всех речевых  процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая  из грамматических форм - существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения логики полагалось, что сначала должны появиться слова - существительные, поскольку они, в отличии от глаголов, принадлежат к устойчивым явлениям действительности. Однако Бейтс, в своих кросслингвистических исследованиях обнаружил, что этот тезис не оправдывается [2].

     В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению [14].

     Бюлер дает несколько иную трактовку развития речи. Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению является ведущей линией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи. Бюлер считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других психологов, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи - это цепь открытий. "Открытие" флективной природы языка К. Бюлер называет вторым языковым "открытием". По мнению Бюлера, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой.

     Советский исследователь А. Н. Гвоздев писал  о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление. Исследователи, попытавшиеся сформировать ориентацию на флективную природу языка ребенка, взяли две группы детей. В первой группе дети много-много раз повторяли: "кукла упала", "заяц упал" и т.п. Оказалось, что необходимо до 1000 повторений, чтобы ребенок смог безошибочно соединить эти два слова. Во второй группе была организована игра. В домик должны были войти лиса, слон и т.д. Экспериментатор говорил: "лиса", ребенок добавлял: "пришла", и лиса попадала в домик. Таким образом, в эксперименте согласование слов включили в контекст деятельности и понимания между взрослым и ребенком [14].

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения