Развитие речи дошкольников в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Целью нашего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Глава 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.

1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в

отечественной и зарубежной психологии………………………………...4

Общее понятие о речи……………………………………………………...9
Факторы, влияющие на речевое развитие……………………………….12
Функции речи, этапы и закономерности развития речи
ребенка в дошкольном возрасте………………………………………….15

Глава 2. Развитие речи дошкольников в процессе общения.

2.1 Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми:

с воспитателями детского сада, с семьей………………………….…….19

2.2 Развитие речи дошкольников в процессе общения со

сверстниками………………………………………………………………27

Рекомендации родителям для развития речи ребенка……….................29
Упражнения для развития речи дошкольников………………………....31
Заключение……………………………………………………….…………35

Литература………………………………………………………….……….36

Работа состоит из  1 файл

итог.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     4.     "Отгадай загадку"   Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

     Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.  Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

     Те  же самые наводящие вопросы можно  использовать и если ребенок не догадался  об ответе. Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Развитие  речи имеет огромное значение в жизни  человека. Так, при помощи речи люди имеют возможность общаться с  окружающими, получают новую информацию.

     У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

     Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

     Формирование  возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Литература.

1. Артюшков И.В.Аспекты  исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4.-С.66-75.

2. Бейтс Э.  Интенции, конвенции и символы  // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 - 103.

3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21.

4. Выготский  Л.С. Собрание сочинений: В.6-ти  т. Т.2. Проблемы общей психологии.: М., «Педагогика», 1982. - 504 с.

5. Коломинский  Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. - 192 с.

6. Львов М.Р.  Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - N1.-С.83-88

7. Ушакова Т.Н.  Психологическое содержание речи  ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - N2.-С.56-65.

8. А.Н. Леонтьев  Избранные психологические произведения: В.2-х томах. Т1, «Педагогика», - 1983, - 322 с.

9. А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко  В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997.

10. Львов М.Р.  Речевое развитие человека: [Развитие  речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С.98-105

11. Мухина В.С.  Психологические особенности детей  преддошкольного и дошкольного  возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

12. Д.Н.Узнадзе.  Психологические исследования, «Наука», - М., 1969. - 450 с.

13. Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум  по дошкольной психологии: Пособие  для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: - «Академия», 1998. - 304 с.

14. Ушакова Т.Н.  Детская речь - ее истоки и первые  шаги в развитии // Психологический  журнал. - 1999. - Т.20, N3.-С.59-69.

15. Ушакова Т.Н  Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г

17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217

 

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения