Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью нашего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.
1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в
отечественной и зарубежной психологии………………………………...4
Общее понятие о речи……………………………………………………...9
Факторы, влияющие на речевое развитие……………………………….12
Функции речи, этапы и закономерности развития речи
ребенка в дошкольном возрасте………………………………………….15
Глава 2. Развитие речи дошкольников в процессе общения.
2.1 Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми:
с воспитателями детского сада, с семьей………………………….…….19
2.2 Развитие речи дошкольников в процессе общения со
сверстниками………………………………………………………………27
Рекомендации родителям для развития речи ребенка……….................29
Упражнения для развития речи дошкольников………………………....31
Заключение……………………………………………………….…………35
Литература………………………………………………………….……….36
4. "Отгадай загадку" Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?
Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.
Те
же самые наводящие вопросы можно
использовать и если ребенок не догадался
об ответе. Таким образом, малыш будет
учиться думать и излагать свои мысли,
строить рассуждения.
Заключение.
Развитие речи имеет огромное значение в жизни человека. Так, при помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.
У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.
Развитие
речи и словаря детей, овладение
богатствами родного языка
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Литература.
1. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4.-С.66-75.
2. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 - 103.
3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21.
4. Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В.6-
5. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. - 192 с.
6. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - N1.-С.83-88
7. Ушакова Т.Н.
Психологическое содержание
8. А.Н. Леонтьев
Избранные психологические
9. А.Н. Леонтьев.
Речевая деятельность /Мироненко
В.В. Хрестоматия по
10. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С.98-105
11. Мухина В.С.
Психологические особенности
12. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука», - М., 1969. - 450 с.
13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: - «Академия», 1998. - 304 с.
14. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т.20, N3.-С.59-69.
15. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г
17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217
Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения