Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью нашего теоретического исследования является: проанализировать основные особенности и закономерности развития речи в период дошкольного детства.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста.
1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника в
отечественной и зарубежной психологии………………………………...4
Общее понятие о речи……………………………………………………...9
Факторы, влияющие на речевое развитие……………………………….12
Функции речи, этапы и закономерности развития речи
ребенка в дошкольном возрасте………………………………………….15
Глава 2. Развитие речи дошкольников в процессе общения.
2.1 Развитие речи дошкольников в процессе общения с взрослыми:
с воспитателями детского сада, с семьей………………………….…….19
2.2 Развитие речи дошкольников в процессе общения со
сверстниками………………………………………………………………27
Рекомендации родителям для развития речи ребенка……….................29
Упражнения для развития речи дошкольников………………………....31
Заключение……………………………………………………….…………35
Литература………………………………………………………….……….36
Еще
один известный зарубежный психолог Дж.Брунер
занимался вопросом когнитивных предпосылок
развития грамматики. Основная идея его
работ состояла в том, что речевое развитие
идет вслед за когнитивным. Язык в свою
очередь кодирует продукт когнитивных
процессов. Брунер проводит конкретный
анализ тех процессов, которые при этом
происходят. По мнению Брунера, главным
аспектом языка является действенное
интенциональное начало. Соответственно,
обучение языку происходит на основе предварительно
усвоенных представлений о структуре
действий. Такое языковое представление
в большей мере формируется в результате
совместных действий с ухаживающими за
ребенком взрослыми, особенно в различных
игровых ситуациях [3].
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека [3].
Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придаёт ей логический, осмысленный характер. Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и целей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Так, люди могут обмениваться мыслями устно или письменно, в диалогической или монологической форме. Соответственно этому различают несколько видов речи. Речь бывает письменная и устная. В свою очередь в устной речи различают речь диалогическую и монологическую [3], [10].
Устная речь является основным видом речи, по образцу которой строятся и другие виды речевой деятельности. Так, в нашей письменной речи буквы обозначают различные звуки устной речи. Письменная речь воспроизводит, таким образом, на бумаге особенности речи устной, звуковой. В зависимости от обстоятельств, в которых происходит общение между людьми, устная речь может приобретать либо форму диалогическую (от слова «диалог» - разговор), либо монологическую (от слова «монолог» - речь одного). Диалогическая речь, имеющая характер разговора между собеседниками, в психологическом отношении обладает некоторыми особенностями [10].
Характер диалога существенно меняется в зависимости от обстоятельств, в которых он произносится. В некоторых случаях от диалогической речи требуется, чтобы мысль в ней была выражена в более полной и развёрнутой форме, а сам способ выражения сознательно подчинён установленным нормам и правилам.
Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется тем, что здесь говорит один человек, в то время как другие слушают его. Характерными примерами монологической речи являются: связный рассказ о чём-нибудь, лекции, доклады. Монологическая речь в психологическом отношении отличается от речи диалогической. Монологическая речь обычно носит более произвольный, менее принуждённый характер, чем речь диалогическая. Монологическая речь требует более развёрнутого и логически последовательного изложения мысли, чем диалогическая, так как при монологе говорящий менее связан со своими слушателями, меньше знает, что известно о данном предмете, что их в нём интересует [7].
Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного [9, 17].
Письменная речь во многом сходна с устной. В психологическом отношении письменное изложение мыслей существенно отличается от изложения устного. Пишущий не видит своего собеседника, не слышит его высказываний, не видит его жестов и выражения лица. Здесь приходится мысленно представить себе собеседника, его возможные вопросы и возражения и в соответствии с созданным заранее представлением строить свою письменную речь. Письменная речь по необходимости является более развёрнутой и вместе с тем более преднамеренной не только по сравнению с диалогической, но и по сравнению с монологической устной речью.
И
устная и письменная речь являются
разновидностями внешней речи, которая
служит для внешнего общения, общения
с другими людьми. Из внешней речи
развивается речь внутренняя, используемая
человеком для целей собственной мыслительной
деятельности, речь про себя, которая позволяет
человеку мыслить на базе языкового материала
даже тогда, когда он не говорит громко
[3].
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка [7].
Рассмотрим подробнее каждую группу факторов.
1.Социальные факторы. Дети делают вывод о значении слов непосредственно во время общения и используют эту информацию как руководство в своем обучении. Например, в два года ребенок способен понять только по взволнованному голосу взрослого, что новое слово должно относиться к объекту, который он положил на стол, пока взрослого не было в комнате. На освоение речи также влияет языковая среда. В возрасте от 1 до 3 лет дети из семей с богатым словарным запасом усваивают почти в три раза больше слов в неделю, чем дети с низким словарным "благосостоянием" семьи. Продолжительные исследования показали, что особенности родительской речи, слышанной в раннем детстве, предсказывают уровень развития речи ребенка в возрасте 9 лет.
2. Особенности восприятия. Особенности слухового восприятия с 6 до 12 месяцев могут предсказать размер и синтаксическую сложность словарного запаса ребенка в возрасте 23 месяцев.
3. Особенности мышления "Ошибки от перегрузки”. Если предложение требует больше ресурсов мышления, чем имеет ребенок, то в применении различных частей речи могут пойти "сбои". Например, в предложениях со сложным синтаксисом, дети делают больше ошибок в окончаниях глаголов и употреблениях предлогов, чем в простых предложениях. На скорость обучения также влияет частота, с которой дети слышат слова. Дети, которым приводят больше примеров, осваивают речь быстрее, чем дети, которые постоянно слышат лишь обычные фразы.
4. Концептуальные (понятийные) факторы. На овладение речевыми навыками влияет понимание ребенком смысла слова. Как правило, если малыш имеет трудности в употреблении слова, то он также мало знает о предмете, который этим словом называется. Употребление слов, которые выражают отношение ко времени, положению, размеру, и порядку в большей мере связано с уровнем психического развития, чем употребление слов, просто обозначающих объекты. Более того, дети, которые осваивают разные языки, учатся говорить о положении предметов в одинаковой последовательности в соответствии с грамматическими отделами определенного языка.
5. Языковые особенности. Словарный запас, который имеется у ребенка в настоящий момент, влияет на дальнейшее обучение речи. Дети обычно решают, что новое слово относится к объекту, название которого они раньше не слышали.
Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания [7; 9].
Значение этих факторов
Влияние
отдельных особенностей интеллекта,
таких, например, как вербальный интеллект
на развитие речи ребенка в науке практически
не рассматривается. Имеются лишь генетические
исследования, изучающие степень наследуемости
отдельных интеллектуальных особенностей.
Недостаточная изученность данной проблемы
в современной науке определила выбор
нами темы исследования.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего [17, 19].
Развитие речи проходит три этапа.
1.
Довербальный - приходится на первый
год жизни. В этот период в ходе довербального
общения с окружающими складываются предпосылки
развития речи. Ребенок не умеет говорить.
Но складываются условия, обеспечивающие
овладение речью ребенком в последующем.
Такими условиями является формирование
избирательной восприимчивости к речи
окружающих - предпочтительное выделение
ее среди других звуков, а также более
тонкая дифференцировка речевых воздействий
по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность к фонематическим характеристикам
звучащей речи. Довербальный этап развития
речи завершается пониманием ребенком
простейших высказываний взрослого, возникновением
пассивной речи.
2. Переход ребенка
к активной речи. Он приходится обычно
на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить
первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение
для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития
на первом и втором этапах имеют условия
общения со взрослым: эмоциональный контакт
между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество
между ними и насыщенность общения речевыми
элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так,
на 2-3 году жизни происходит интенсивное
накопление словаря, значения слов становятся
все более определенными. Ко 2 году
дети овладевают единственным и множественным
числом и некоторыми падежными окончаниями.
К концу 3 года ребенок владеет
набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам
- из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический
строй речи. К концу дошкольного возраста
дети практически владеют почти всеми
законами словообразования и словоизменения.
Ситуативность речи (отрывочность и понятность
лишь в конкретных условиях, привязанность
к наличной ситуации) становится все менее
выраженной. Появляется связная контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения