Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомлен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;

2. Определить воспитательное значение зарубежных сказок в развитии умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить психолого-педагогические условия развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации по развитию умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

1.2. Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста

1.3. Занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к миру художественной литературы

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками

2.2. Значение сказки в развитии умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста

2.3. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Литература

Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 (ОСНОВНАЯ).doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Различные индивидные, физические, темпераментные особенности как базовые в формировании личности проявляются и фиксируются ребенком в процессе непосредственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств опосредовано общением со взрослыми, усвоением нравственных знаний. Н. Е. Анкудинова [5] установила, что физические возможности определяются более точно, чем моральные качества. В оценке последних ребенок 5–7 лет часто применяет понятие неадекватно и в очень общей форме. Личностные эффекты формируются в результате сложного взаимоотношения двух разных линий: реального поведения, поступков ребенка и усвоения им правил нравственных критериев поведения. Свойства личности и индивида, несмотря на их разное происхождение, санкционируются обществом, приобретая тем самым социальную ценность. Это способствует отбору и ускоренному развитию социально значимых свойств.

Итак, образование личности посредством нравственных критериев и оценок управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма личности, как самосознание. Б. Г. Ананьев [2] выделял в генезе самосознания формирование самооценки, которое связано с развитием оценочных отношений в семейной и коллективной жизни ребенка. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью воспитателей, формированием ими оценочных отношений в группе в связи с выполнением правил поведения, в различных видах деятельности (занятия, игры, дежурство).

Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми. Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения.


1.2. Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

В середине XX в. в педагогических исследованиях культурологического характера  подлин­ной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия, которые вводятся ими в науку - «базовая личность», «национальный характер», «социальный характер», - свидетельствуют о повышенном ин­тересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.

Базовая личность определяется как устойчивая совокуп­ность черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и политическими взглядами.

«Социальный характер - это результат динамической адап­тации человеческой природы к общественному строю» [10]. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, и служит системой, с помощью которой про­исходят поиск, отбор и переосмысление информации. Он мо­жет изучаться путем систематического наблюдения, сравни­тельного изучения биографий, тестирования.

Любой народ богат представителями самых разнообразных психологических типов, но тем не менее некоторые типы в од­них культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

В России воспитание отличается от воспитательных тради­ций других народов; главная черта русского характера заклю­чается в его внутренней антиномичности. Русскому народу свойствен­на специфическая национальная психология, проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в насто­ящем, суетливое беспокойство о вечном. Среди качеств, прису­щих русскому народу, выделяют максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность. Специфику русского национального характера объясняют географическим положением России, ее историей, в первую очередь взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим ландшафтом, ха­рактером русской природы. На формирование личности русско­го человека оказывает влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате - смена бездеятельности и пассивности в дол­гие зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели. В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности национального характера традицией тугого пеле­нания младенцев, существующей в России, которое приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными, признавая необходимость сильной внешней власти. На короткое время младенца освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по мнению иностранных психологов, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов деп­рессии и самокопания. Особенности российского менталитета заключаются в доминировании оральной культуры, характери­зующейся неумеренной склонностью к еде, питью и пению.

Однако в XXI в. ценности русской культуры существенно ме­няются, приводя к смене тех черт характера, которые традицион­но были присущи русскому народу и которые хотел сохранить Н.Бердяев. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочес­тие, скромность). Резко возрастает ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии как незави­симости и уверенности в себе, стремление выразить свою уни­кальность, формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое цивилизационное простран­ство.

В отечественной и зарубежной теории и практике последних десятилетий идет активный поиск новых путей и повышения средств эффективности образования. В настоящий момент выделяются несколько направлений организации образова­тельно-воспитательного процесса, которые и определяются как педагогические концепции. Их различия основываются, во-первых, теми предельными целями, которые формулируются философами, культурологами, педагогами, психологами и др., и, во-вторых, содержанием (наука, искусство, религия, пра­во и др.), в проблемном поле которого предполагается осуще­ствление названных целей. И далее - в контексте и с учетом целей и содержания образования - формируется интеллекту­ально-эмоциональный, деятельностный «рисунок» взаимо­действия участников педагогического процесса, в котором и проявляются их личностные позиции, язык, стиль и методы общения.

Начиная с 1960-х гг. отечественная психология и педагоги­ка обогатились идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности. Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических тради­ций являются основой для качественного обновления образо­вательного процесса. Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

-     развитие духовных сил, способностей и умений, позволя­ющих человеку преодолевать жизненные противоречия;

-     формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;

-     овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;

-     создание условий для саморазвития творческой индиви­дуальности и раскрытия духовных потенций.

Цель современного воспитания - «сделать детей высоко­нравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воз­действия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указы­ваются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, вну­шение, преобразование когнитивной сферы, социальных уста­новок, личный пример воспитателя.

В теории воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как сред­ства, и как факторы, и как сущностные характеристики про­цесса воспитания, в зависимости от контекста.

Сравним три следующих утверждения.

1. Воспитание есть взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников.

2. Воспитание есть взаимодействие (т.е. общение) между учителем и учеником.

3. Для того чтобы выработать у ребенка уверенность в себе, необходимо включить его в разнообразные виды деятельнос­ти и общения.

В первых двух утверждениях термины «деятельность» и «общение» обозначают сущностные стороны воспитания, а в третьем - средства воспитания. Значительный вклад в психо­логию воспитания вносят исследования тех психологов, кото­рые занимаются проблемами личностного развития.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения воспита­ния - создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятель­ности, общения и собственного внутреннего мира. Централь­ный принцип психологического сопровождения - ценность лич­ностного выбора и самоопределение в значимых жизненных ситуациях. При организации воспитательного процесса долж­ны быть созданы условия для:

личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;

самоопределения - обретения человеком ценностей и смыс­лов жизни и их реализации;

саморазвития - содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Воспитание осуществляется в ходе интериоризации ценно­стей и смыслов, т. е. путем их усвоения в результате осознания и выбора (процесс культуроосвоения). Воспитание также пред­полагает процесс активного порождения ценностей и смыслов самим ребенком (процесс культуротворчества). Помощь ребен­ку в его становлении в качестве субъекта саморазвития и есть основная цель воспитания.

В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры межнационального общения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки. [2]

Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание культуры межнационального общения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.

Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.

Исследования Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной показали, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.

В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций. [14, 15].

Одна из возможных основ этической беседы - художественная литература.

 

 

Таким образом, развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Однако, формирование уважения к традициям другой культуры невозможно без учета особенностей собственных национальных особенностей, а специфика старшего дошкольного возраста определяет необходимость деликатного воспитательного влияния на ребенка. Всем вышеназванным требованиям наиболее оптимально соответствует использование в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения сказок – как основного средства воспитания детей старшего дошкольного возраста.


1.3. Занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к миру художественной литературы

 

Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Информация о работе Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомлен