Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомлен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;

2. Определить воспитательное значение зарубежных сказок в развитии умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить психолого-педагогические условия развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации по развитию умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

1.2. Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста

1.3. Занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к миру художественной литературы

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития умений доброжелательного общения с людьми других национальностей посредством зарубежных сказок у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками

2.2. Значение сказки в развитии умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста

2.3. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Литература

Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 (ОСНОВНАЯ).doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

22.    Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 – 1989 г.

23.    Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.– 208 с.

24.    Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. Психол. Наук, науч. Рук. Л.А. Венгер, докт. Психол. Наук О.М. Дьяченко и др. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

25.    Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.

26.    Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста// Пол. Ред. А.В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1986. ] Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

27.    Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина – М.: Просвещение.- 1977. – 158 с.

28.    Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. С. 465-471.

29.    Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Учпедгиз, 1972. – 144с.

30.    Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.

31.    Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] /Д.Б.Эльконин.   – М.: Просвещение, 1978. -387 с.

32.    Эриксон, Э.Г.Детство и общество [Текст] /Э.Г.Эриксон- СПб.: Питер, 1996. – 305 с.

33.    Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 – 1988.

34.    Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 – 79.

35.    Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей, М., 1984.

 


Приложения

Приложение 1

 

Ш. Перро. «Красная Шапочка»

В сказке, доносящей до нас своеобразный колорит сельской

жизни Франции конца XVII в. (семейные отношения, бытовые

детали), изображен вечный конфликт между доверчивостью и

коварством

Программное   содержание

1. Довести до сознания детей замысел сказки: доверчивость страдает в столкновении с хитростью и коварством..   2. Воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

Ход   занятия

1.  Если эта сказка уже знакома детям, перед чтением воспи­татель может показать им обложку книги и спросить, о ком эта книга, почему девочку звали Красная Шапочка.

2.  Вопросы к детям после чтения:

—   Понравилась ли вам Красная Шапочка?

—   Какая она была? (Добрая, любила бабушку, заботилась о ней, доверчивая.)

—   Почему волк предложил Красной Шапочке идти по раз­ным дорожкам?

—   Вспомните, как Красная Шапочка шла к дому бабушки. (если дети не смогут вспомнить, следует прочесть отрывок из сказки: «Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты».)

— А как шел волк?.. Какой же был волк?

- Красная Шапочка похожа на других маленьких девочек?

- Как вы думаете, могла ли эта истории произойти не во Франции, а в России?

3. В заключение воспитатель читает эпизоды из сказки по выбору детей.

Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб»

Соломинка, уголек и боб» — бытовая сказка. Она невелика по объему, но значительна по содержанию, глубока и мудра. Это сказка о смысле жизни, верности своему предназначению.

Программное   содержание

1. Помочь детям понять замысел сказки: не нужно уклоняться от своего жизненного предназначения; эгоизм наказывается.

2.  Учить детей ргументировано оценивать поступки персо­нажей.

3.  Обратить внимание детей на характер сказки (сказка-при­тча).

Ход  занятия

1.  Воспитатель читает сказку.

2.  Вопросы к детям после чтения:

—  Кто из друзей вам больше всего понравился и почему?

—  Кто оказался плохим товарищем? Как он был наказан? За что? Какой пословицей можно сказать об этом?

- Откуда вам известна эта пословица? Как вы думаете/ почему идею немецкой сказки мы смогли выразить русской пословицей?

—   Что вы узнали из сказки братьев Гримм?

3.      В заключение занятия сказку можно прочитать еще раз.

Нанайская народная сказка «Айога»

Знакомство со сказками разных народов приобщает детей к той эстетической и нравственной культуре, которую бережет и передает из поколения в поколение каждый народ. Это сказка о высокомерной, самовлюбленной девочке Айоге. Народная муд­рость не случайно превращает ее в гусыню — птицу спесивую, крикливую, злую. Сказка имеет смысл легенды, объясняющей, почему гуси кричат «ай-о-га-га-га!».

Программное   содержание

1.  Довести до сознания детей замысел сказки: эгоизм, черст­вость, себялюбие наказываются; трудолюбие отзывчивость воз­награждаются.

2.  Учить детей оценивать поступки персонажей и аргументи­ровать свои суждения.

3. Обратить внимание детей на национальный колорит сказки.

Ход   занятия

1.  Воспитатель предлагает детям вспомнить их любимые рус­ские народные сказки. Говорит, что у каждого народа есть свои сказки. Так, у одного из народов Севера, нанайцев, есть сказка «Айога». Айога — имя нанайской девочки. Воспитатель расска­зывает о кочевом образе жизни нанайцев, объясняет незнакомое детям слово «стойбище», показывает иллюстрации к сказке и обращает внимание детей на характерные национальные детали одежды, предметов быта. Читает сказку.

2.  Вопросы к детям:

—   Почему Айога превратилась в гусыню?

—   Как вы относитесь к Айоге, что о ней думаете?

—   Что нового вы узнали из сказки нанайского народа?

3.Повторное чтение сказки.

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

 

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента

 

№ п/п

Имя и возраст ребенка

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Итого

Баллы

Уровень

1

Вероника, 6,5

3

2

2

7

средний

2

Арсений, 7

4

5

4

13

высокий

3

Настя, 6,5

2

2

3

7

средний

4

Маргарита, 6,3

3

3

2

8

средний

5

Никита 7,1

3

3

3

9

средний

6

Артем, 6,9

1

1

2

4

низкий

7

Дарья, 6,9

1

0

1

2

низкий

8

Лиза, 7

4

5

5

14

высокий

9

Ангелина, 6,8

1

1

1

3

низкий

10

Иван, 6,9

3

3

2

8

средний

 

 


Приложение 3.

Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента

 

№ п/п

Имя и возраст ребенка

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Итого

Баллы

Уровень

1

Вероника, 6,5

3

3

2

8

средний

2

Арсений, 7

5

5

4

14

высокий

3

Настя, 6,5

2

3

3

8

средний

4

Маргарита, 6,3

3

3

2

8

средний

5

Никита 7,1

4

4

4

12

высокий

6

Артем, 6,9

3

2

3

8

средний

7

Дарья, 6,9

1

1

1

3

низкий

8

Лиза, 7

5

5

5

15

высокий

9

Ангелина, 6,8

2

2

3

7

средний

10

Иван, 6,9

3

3

3

9

средний

 

 

2

 



Информация о работе Развитие умений доброжелательного общения с людьми других национальностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомлен