Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:50, контрольная работа
Решение общих и более частных задач, стоящих перед детской психологией как наукой, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно далеко выходит за рамки только детской психологии.
Наблюдая за ребенком, психолог открывает путь к решению одного из сложнейших вопросов теории познания - перехода от ощущения к мысли.
Этапы, стадии этого процесса открываются исследователю, изучающему особенности познавательной деятельности ребенка на разных ступенях его развития.
Введение 3
1. Развитие внимания у детей 4
1.1. Общая характеристика внимания 4
1.2. Развитие внимания в разные периоды детства 6
2. Развитие ребёнка на ранних этапах развития 14
2.1. Особенности развития и поведения ребенка 1-го года жизни 15
2.2. Особенности развития и поведения ребенка 2-го года жизни 17
2.3. Особенности развития и поведения ребенка 3-го года жизни 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Уральский
государственный университет
на тему: «Развитие внимания у детей.
Развитие ребенка на ранних этапах развития»
Введение 3
1. Развитие внимания у детей 4
1.1. Общая характеристика внимания 4
1.2. Развитие внимания в разные периоды детства 6
2. Развитие ребёнка на ранних этапах развития 14
2.1. Особенности развития и поведения ребенка 1-го года жизни 15
2.2. Особенности развития и поведения ребенка 2-го года жизни 17
2.3. Особенности развития и поведения ребенка 3-го года жизни 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Введение
Детская психология изучает законы психического развития ребенка, особенности отдельных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, чувств и воли) детей и разных видов их деятельности (игры, учения), а так же личность ребенка в целом в ее развитии.
Со временем круг проблем, которые требовали специального психологического изучения, расширялся. Возникли отдельные отраслевые науки. Появилась психология педагогическая, психология детская, медицинская, судебная, и др. науки. Детская психология, сохраняет те принципы, которые составляют основу общей психологии. Но развитие психики ребенка подчинено действию и более частных законов, составляющих специальную задачу детской психологии.
Решение
общих и более частных задач,
стоящих перед детской
Наблюдая за ребенком, психолог открывает путь к решению одного из сложнейших вопросов теории познания - перехода от ощущения к мысли.
Этапы, стадии этого процесса открываются исследователю, изучающему особенности познавательной деятельности ребенка на разных ступенях его развития.
Не меньшее значение имеет изучение становления процесса перехода от мысли к разумному действию, что также возможно лишь при генетическом подходе к этому вопросу. Всесторонне изучая процесс развития разных детей, психологи-материалисты убедительно доказали, что развитие сознания человека, его ума, чувств, интересов не совершается само собой, самопроизвольно, но является результатом тех конкретных материальных и, особенно, социальных условий, в которых живет ребенок.
1.1. Общая характеристика внимания
Внимание - это «психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту»1.
Непрерывное воздействие на нервную систему человека раздражителей рождает множество переживаний.
Из всех воздействий человек выделяет в определенный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного. Раздражитель, вызывающий в коре мозга человека наиболее сильный очаг нервного возбуждения, называется доминантным, т.е. главным, а возникающее под его воздействием сильное нервное возбуждение в определенной системе мозговых клеток, или в мозговом центре, - доминантой. Отвлечение внимания и его перемещение с одного предмета на другой есть перемещение того оптимального очага нервного возбуждения, т.е. изменение доминанты.
У младенца внимание возникает как реакция на все новое, яркое. Огромную роль в возникновении и поддержании внимания у взрослого и ребенка играет речь и разумная активная деятельность. Преследуя цель, человек сосредотачивается на задачах, которые приводят к достижению желаемого результата. Затруднения, ошибки, допускаемые в процессе достижения цели, привлекая внимание человека, становятся объектами его познания: анализа, критики, обсуждения.
Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем. Например, громкий крик, заставляют даже взрослого человека оторваться от своего занятия. Этот вид внимания - естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Оно характерно для маленьких детей. Их легко отвлечь от неприятных переживаний, если показать новую игрушку, яркий шарик и т. п.
2.
Если школьник интересуется
Для развития этого вида внимания нужно использовать познавательные интересы детей. Этому способствует использование наглядных пособий, просмотр кинофильмов и диапозитивов. Однако, смешные рассказы, шутки могут отвлечь внимание школьника от учебного материала.
3. «Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело. Такое внимание особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует большого волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий. Ясно, что детям преддошкольного возраста произвольное внимание недоступно»2.
Частота переходов одного вида внимания в другой, так же как и устойчивость одной доминанты, в значительной степени зависит от особенностей высшей нервной деятельности. У детей с повышенной или легкой возбудимостью внимание быстро направляется на необходимую деятельность, однако сохранять образовавшуюся доминанту таким детям труднее, чем детям с медленной возбудимостью и трудной переключаемостью нервной деятельности.
1.2. Развитие внимания в разные периоды детства
Младенческий возраст
Первые проявления сосредоточенности младенца были зафиксированы на 10-12-й день его жизни, когда он направил свой взгляд на огонь лампы, поставленной на близком от него расстоянии. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. К 6 месяцам возрастает как дальность расстояния до фиксируемого предмета, так и длительность сосредоточенности ребенка на данном предмете. Внимание младенца раньше всего привлекают подвижные, яркие предметы, воспринимаемые зрительно, а также звуки. Начиная со второго месяца длительность сосредоточения на звуках (особенно на речи людей) заметно увеличивается при поддержке звучания зрительным восприятием звучащего предмета (или лица говорящего человека).
Так, ребенок 3 месяцев более продолжительно слушает звуки колокольчика, когда он смотрит на него, чем тогда, когда он колокольчика не видит. После 3-4-го месяца жизни такая опора на зрительное восприятие предмета уже не столь необходима.
На 2-3-м месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек. Младенец отвечает на появление человека оживлением. Общение с человеком всегда вызывает у младенца сильную эмоциональную реакцию. На протяжении всего первого года жизни, человек сохраняет положение главного, наиболее сильно действующего объекта внимания ребенка.
Фиксируя движения лица взрослого, ребенок как бы «подлаживает» и движения своего лица к воспринимаемому образцу. Такое непроизвольное подражание заметно в трехмесячном возрасте. Первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния, когда ребенок сыт и лежит на сухой пеленке, возникает раньше, в начале второго месяца.
Совершенствование рефлекторной деятельности по мере развития ребенка обнаруживается и в изменении подражания. Если двух- трехмесячный ребенок, глядя на взрослого, улыбается, повторяя своими непроизвольными движениями лица его улыбку, то в 6-7 месяцев младенец начинает воспроизводить движения с игрушкой, трясет погремушку, похлопывает рукой по мячу.
Во
второй половине года он подражает
своим лепетом отдельным
С 5-го месяца объектом внимания младенца все чаще становится определенный предмет: яркая игрушка, блестящая ложка, которыми он манипулирует. Роль действия с предметом для удержания этого предмета в поле внимания особенно возрастает после 7 месяцев. Научившись схватывать, притягивать предметы, всовывать, вкладывать один предмет в другой, ребенок приобретает возможность самостоятельно изменять внешний вид вещей, их положение в пространстве. Такая активность является первой деятельностью и условием поддержания внимания ребенка.
На втором году жизни, когда ребенок овладевает ходьбой, резко увеличивается круг предметов, попадающих в сферу действенного ознакомления с ними ребенка. Внимание приобретает больший объем. Вместе с нарастанием активности возрастает устойчивость внимания. На втором и, особенно, на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем-то привлекается, но он сам активно направляет его на новый предмет: на картинку, на речь взрослого, на лицо нового человека. Сосредоточение на словах взрослого - результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка.
Нарастающая способность к возникновению и сохранению, хотя бы на короткое время одной доминанты дает возможность проводить с детьми третьего года жизни короткие организованные занятия. Развивать внимание у детей третьего года жизни можно только в том случае, если объект восприятия подвижен, изменяется. Общие особенности внимания маленьких детей:
1.
Внимание ребенка
2.
Маленький ребенок не
3.
У маленьких детей очень узкий
объем внимания. Если ребенок
держит в руках погремушку
и ему показали другую игрушку,
4.
Чем младше дети, тем меньше
они могут сосредотачиваться
на словах, обращенных к ним.
Слова сначала лишь
5. Как и в более старшем возрасте, внимание маленького ребенка наиболее устойчиво в активной деятельности: в играх, манипуляциях предметами, различных действиях.
Дошкольный возраст
Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников, это: расширение объема внимания; рост устойчивости внимания; формирование произвольного внимания.
Объем
внимания детей дошкольного возраста
значительно расширяют
Информация о работе Развитие внимания у детей. Развитие ребенка на ранних этапах развития