Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:50, контрольная работа
Решение общих и более частных задач, стоящих перед детской психологией как наукой, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно далеко выходит за рамки только детской психологии.
Наблюдая за ребенком, психолог открывает путь к решению одного из сложнейших вопросов теории познания - перехода от ощущения к мысли.
Этапы, стадии этого процесса открываются исследователю, изучающему особенности познавательной деятельности ребенка на разных ступенях его развития.
Введение 3
1. Развитие внимания у детей 4
1.1. Общая характеристика внимания 4
1.2. Развитие внимания в разные периоды детства 6
2. Развитие ребёнка на ранних этапах развития 14
2.1. Особенности развития и поведения ребенка 1-го года жизни 15
2.2. Особенности развития и поведения ребенка 2-го года жизни 17
2.3. Особенности развития и поведения ребенка 3-го года жизни 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Во
втором полугодии у него формируются
целенаправленные действия с предметами.
Манипулирование с предметами дает
возможность ребенку
Переход
от внешних ориентировочных
2.2. Особенности развития и поведения ребенка 2-го года жизни
Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни, является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.
К концу 2-го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.
Общение детей с взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности - ведущей деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами, например, с игрушкой (зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими предметами закреплены иные и однозначные способы действия.
Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок 2-го года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и др.
На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам орудия.
Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности, и действовать с предметами не только непосредственно, но и опосредствованно, т.е. с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).
Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному, создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как опыт ребенка невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослым, то речь его ситуативная, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.
У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые использует ребенок в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.
К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сенситивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться.
В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей. В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т.д., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.
Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако ребенка легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет.
В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т. д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р. X. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим качествам.
Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли. Видя привлекательную вещь, ребенок проявляет настойчивость в осуществлении своего желания обследовать ее. Чтобы эти предпосылки получили развитие, необходимы определенные изменения в условиях жизни ребенка, в характере его взаимоотношений с окружающими людьми, которые реализуются на следующем этапе его жизни.
Ребенок не развевается сначала и затем воспитывается и обучается; он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.
Поэтому, в частности, распространенное в литературе понятие готовности ребенка к школьному обучению нуждается в уточнении. Включение в школьное обучение требует, конечно, известного уровня развития, который достигается ребенком в результате дошкольного воспитания. Но школьное обучение все же не просто надстраивается лишь над уже созревшими функциями; необходимые для школьного обучения данные получают свое дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения; необходимые для него, они в нем же и формируются.
В частности, вопрос не может ставиться так, как он обычно ставился в функциональной психологии, будто сначала у ребенка созревают «функции»: восприятие, память, внимание, мышление, и тогда над ними надстраивается и их использует обучение. В действительности здесь существует взаимосвязь. Тот или иной уровень восприятия, памяти, мышления детей является не только и даже не столько предпосылкой, сколько также и результатом той конкретной познавательной учебной деятельности, в процессе которой они не только проявляются, но и формируются.
Из этого вытекает, что процесс обучения должен быть вместе с тем и процессом развития ребенка. Этого же требуют и основные цели обучения, заключающиеся в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Исходя из этого, некоторые приходят к тому выводу, что единственной задачей обучения является не сообщение ребенку определенных знаний, а лишь развитие у него определенных способностей: не важно, какой материал сообщить ребенку, важно лишь научить его наблюдать, мыслить. Так учит теория «формального» обучения, которая видит задачу образования не в том, чтобы учащийся освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы развить у него определенные способности, необходимые для того, чтобы их добывать.
В противовес этой точке зрения другие односторонне подчеркивают лишь освоение определенной суммы знаний как цель обучения. Это ложная антитеза. Конечно, обучая, нужно развивать ребенка, надо формировать его способности, следует воспитывать у него умение наблюдать, мыслить и т. д. Но, во-первых, сделать это можно только на определенном материале; во-вторых, будучи необходимым средством, для развития способностей ребенка, овладение определенной системой знаний имеет и самостоятельное значение. Плодотворное включение человека в общественно-организованный труд обязательно требует не только определенных способностей, но и определенных знаний, содержащих обобщенный результат предшествующего исторического развития познания. Считать, что стоит лишь развить у ребенка способность наблюдать, мыслить и т.д., и тогда он сам дойдет до всех необходимых ему знаний, значит, в конечном счете, строить знания на личном опыте, независимо от опыта общественного, обобщенно-отраженного в системе знания. В действительности овладение определенной системой знания, сложившейся в процессе исторического развития, является и средством, и целью, так же как развитие способностей является и целью, и средством. В реальном ходе обучения (через которое ребенок проходит, развиваясь) и развития (которое совершается в процессе обучения) происходит и одно, и другое - и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем, развитие способностей ребенка.
2.3. Особенности развития и поведения детей 3-го года жизни
Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.
В
процессе совместной деятельности дети
приобретают опыт руководства другими
детьми, опыт подчинения. Стремление к
руководству определятся
Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. Это один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, а в более старшем возрасте, ребенок не просто подражает, а усваивает образцы норм поведения.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра.
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых. «В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирования личности ребенка»5.
В дошкольном возрасте появляются элементы труда. При этом формируются нравственные ребенка, чувство коллективизма, приобретаются умения и навыки, формируются любознательность, наблюдательность. Трудовая деятельность является непременным условием всестороннего развития психики ребенка.
Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. Характер учения во много зависит от отношения ребенка к требованиям взрослого. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании.
Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятий. У детей повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
Мышление
дошкольника имеет ряд
Развитие мышления тесно связано с речью. На третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В среднем и 9
Информация о работе Развитие внимания у детей. Развитие ребенка на ранних этапах развития