Развитие внимания у детей. Развитие ребенка на ранних этапах развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:50, контрольная работа

Описание

Решение общих и более частных задач, стоящих перед детской психологией как наукой, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно далеко выходит за рамки только детской психологии.
Наблюдая за ребенком, психолог открывает путь к решению одного из сложнейших вопросов теории познания - перехода от ощущения к мысли.
Этапы, стадии этого процесса открываются исследователю, изучающему особенности познавательной деятельности ребенка на разных ступенях его развития.

Содержание

Введение 3
1. Развитие внимания у детей 4
1.1. Общая характеристика внимания 4
1.2. Развитие внимания в разные периоды детства 6
2. Развитие ребёнка на ранних этапах развития 14
2.1. Особенности развития и поведения ребенка 1-го года жизни 15
2.2. Особенности развития и поведения ребенка 2-го года жизни 17
2.3. Особенности развития и поведения ребенка 3-го года жизни 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

     Расширение  объема внимания сказывается в том, что ребенок старшего дошкольного  возраста может воспринять уже не один предмет. Однако, у четырех- шестилетних  детей объем внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличимых друг от друга объектов. Похожие предметы у ребенка сливаются в одно.

     Устойчивость  внимания увеличивается с возрастом. Это проявляется в более продолжительных  детских играх. Возрастающая устойчивость доминанты свидетельствует о снижении утомляемости детей.

     Существенным  показателем развития у детей  способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного  внимания. Оно связано с овладением речью.

     Младший школьный возраст

     После 7 лет основной вид деятельности ребенка - обучение в школе. Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника.

     Учащиеся  I-II классов не умеют еще направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия, сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей I-III классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе.

     Младшие школьники часто рассеяны. Чтобы  успешно воспитывать внимание у  детей, необходимо знать причины  рассеянности:

  1. Переутомление, перевозбуждение нервной системы;
  2. Нарушение правильного дыхания приводит к гипоксии (например, при аденоидах)
  3. Недостаточная умственная активность (длинная, скучная речь учителя без иллюстрационного материала). Умственная активность, поддерживаемая практическими действиями является основой устойчивого внимания. Внимание поддерживается мышлением;
  4. Неправильное воспитание (ребенка перегружают информацией, не давая времени на ее осмысление, и он превыкает к поверхностному изучению материала);
  5. Рассеянное внимание – негибкое внимание, отсутствие переключаемости.

     История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному нам физиологическому принципу доминанты. Этот принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается за их счет. В доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который мы называем вниманием.

     Таким образом, доминантная реакция стоит  в самом начале образования новых  связей в коре головного мозга  ребенка и определяет характер и  направление этих связей. Весь этот период в развитии ребенка называется периодом натурального, или примитивного, развития его внимания. Название это оправдано тем, что развитие внимания в этот период является функцией от общеорганического развития ребенка и раньше всего от структурного и функционального развития центральной нервной системы.

     В основе развития внимания в этот период лежит, следовательно, чисто органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов и функций  ребенка. Этот процесс, занимающий преобладающее  место в первые годы жизни ребенка, не останавливается, или не прекращается, и далее в течение всего детского возраста и даже в течение всей последующей жизни человека. Однако значение этого органического процесса, лежащего в основе развития внимания, отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития внимания, качественно отличными по типу, именно процессами культурного развития внимания. Отчетливо можно наметить две основные линии развития; линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания. Культурное развитие внимания начинается, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а в личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда не привело бы и не приводит на деле к возникновению произвольного внимания. Таким образом, механизм произвольного внимания может быть понят только генетически и социально. Различие в деятельности опосредствованного и неопосредствованного внимания возрастает, начиная от дошкольного возраста, достигает своего максимума в школьном возрасте и затем снова обнаруживает тенденцию к уравниванию.

     «Внимание произвольное, или искусственное, есть продукт искусства воспитание, дрессировки, увлечения чем-либо»3.

     «Процесс, с помощью которого составляется произвольное внимание сводится к следующей  единственной формуле: искусственно сделать  привлекательным то, что по природе непривлекательно»4.

     Волевое внимание отличается от рассмотренных  выше форм главным образом тем, что  при нем цель процесса уже заранее  известна субъекту, когда мы волевым  образом хотим что-нибудь увидеть, услышать, мы, очевидно, уже знаем, что  мы увидим, услышим. В этом процессе первичным является предварительное знание. Когда, например, в инстинктивном внимании ребенок остолбенеет впервые перед своим изображением в зеркале или когда мы, случайно напав на какую-нибудь новую мысль, гипотезу, бываем ею невольно поражены. Когда при волевом внимании мы с волевым усилием удерживаем в сознании известную мысль, хотим ее насильно фиксировать, очевидно, эта мысль должна уже быть нам в известной степени знакома, ибо мы должны же знать, чего ищем или хотим. Это различие между волевым вниманием и инстинктивным вполне подобно различию между волевым действием и инстинктивным: в первом - индивидуум хочет известного результата и, следовательно, знает его, во втором - действие возникает без знания о цели и без представления о движении.

     Волевое внимание активно применяется в  программе обучения детей. Принцип  в том, что преподаватель, вызывая  ту или другую эмоцию, тем самым  усиливает раздражение и создает  доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Воспитатель должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка. Он должен усилить эту потребность, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка. Вызывая искусственную, доминанту, преподаватель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка. Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, отчасти сходных и отчасти отличных от бывших ранее,- все это поддерживает внимание. Как другие реакции, внимание становится автоматичным, работа делается непроизвольной. При достаточной привычности реакции становятся автоматичными и не требуют искусственных приемов, искусственного создания доминанты, не требуют произвольного внимания.

 

  1. Развитие  ребенка на ранних этапах развития

     В книге «Нравственные суждения ребенка» на большой экспериментальной базе Ж.Пиаже рассматривает нравственное развитие детей на основе анализа формирования их моральных суждений. Он делает предположение, что в годы детства у детей существует два вида нравственности. Более ранней является нравственность принуждения, которая формируется на основе взаимоотношений между ребёнком и взрослым, строящихся таким образом, что ребёнок должен приспосабливаться к запрещениям старших. При нравственности принуждения оценка детьми поступков происходит на основе их последствий, когда всё сводится к безоговорочному выполнению приказаний взрослых. В ходе развития нравственность принуждения заменяется нравственностью сотрудничества, возникающей на основе взаимных отношений со сверстниками, которые имеют двухсторонний обратимый характер. При оценке поступков дети всё больше учитывать мотивы поведения. Правила становятся разумными соглашениями. Справедливость рассматривается с позиции равенства.

     Прогрессивный психолог А.Валлон (1879-1962) выделяет онтогенетические стадии развития:

     1.Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев). Потребности ребенка в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов, как питания, так и моторики (режим, положение, укачивание).

     2.Эмоциональная  стадия (от 6 месяцев до года). В это время ребенок, используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удовольствие. Наиболее тесный контакт у ребенка устанавливается с матерью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования психики.

     3. Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет). Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.

     2.1. Особенности развития и поведения ребенка 1-го года жизни

     К моменту рождения ребенка его  нервная система (в том, что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека), а также в продолжающемся образовании оболочки вокруг нервных волокон, которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

     С первых дней жизни у ребенка имеется  система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

     Активное  функционирование зрительного и  слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?». По данным А. М. Фонарева, уже после 5-6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1-2 минут.

     На  основе зрительного и слухового  сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая  впервые недели его жизни имеет  хаотический характер.

     Наблюдения  за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, нескоординированными движениями. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих.

     Далее общение ребенка и взрослого  начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус ребенка, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

     Во  втором полугодии ребенок уже  способен устанавливать связь между  словом, обозначающим предмет, и самим  предметом. У ребенка формируется  ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются первые слова.

     В перестройке и совершенствовании  двигательной сферы особое место  занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам - элементы захватывания предметов.

Информация о работе Развитие внимания у детей. Развитие ребенка на ранних этапах развития