Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.

Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик 2 курс....doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по атомной энергии

ФГОУ  ВПО

Саровский государственный физико-технический  институт

Гуманитарный  факультет

Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 
 
 

    Роль  родителей в развитии ребенка

    в раннем возрасте 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

                                                                                  Автор работы: Моштылева И.Е.

                                                                                      студентка ГФ группы ПП-26д

                                                                                                Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры психологии и педагогики

Хохлова Г.В. 
 

Саров – 2007

СОДЕРЖАНИЕ

      стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на

                развитие ребенка в раннем  возрасте……………………………………5

      1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5

              1.1.1. Развитие личности в раннем  детстве………………………......5

                  1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10

                  1.1.3. Развитие предметной и других  видов деятельности в раннем  

                            возрасте…………………………………………………………..14 

         1.2. Роль родителей в развитии  ребенка в раннем возрасте……………….19

                  1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19

                  1.2.2. Роль общения в развитии  ребенка раннего возраста………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность

     В настоящее время существует большое  количество исследований роли родителей на развитие личности ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования принятия матерью и отцом ребенка и их эмоционального отношения на развитие ребенка. Большинство исследователей развития ребенка утверждают, что основной фундамент детской личности закладывается в его самом раннем взаимодействии с ухаживающими за ним взрослыми.

     Мы  считаем, что эта тема очень актуальна, так как в настоящее время большинство семей очень молоды и не осознают своей огромной роли в воспитании и развитии ребенка. Первые три года жизни являются важнейшим периодом в развитии ребенка, а внимание и забота родителей именно в это время должны быть максимально разумными. В этот период важность любви к ребенку является одним из главных факторов его развития.  Родители должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.

     Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.

     Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.

     В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе. 
 

     Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
  2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
  3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

     Методы: обзорно-аналитический метод изучения научной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на

                   развитие ребенка  в раннем возрасте

     1.1. Особенности развития  ребенка в раннем  возрасте

          1.1.1. Развитие личности  в раннем детстве

     Раннее  детство в жизни ребенка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте несколько снижаются темпы увеличения веса и роста тела, но при этом значительно совершенствуется множество навыков и умений. В раннем детстве больших результатов достигает психическое развитие. Это уверенная ходьба и развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь и предметное мышление, это первое рождение личности ребенка, становление его «Я»[2,133].

     Согласно  Д.Б. Эльконину[18,34], границы раннего детства от одного года жизни до трех лет.

     В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и , главное , теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

     Рассмотрим  особенности эмоциональной сферы  жизни ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина [31,129], особенности эмоциональной  сферы в этом возрасте характеризуются неустойчивостью, эмоции имеют бурный характер, очень часто проявляются яркие и кратковременные аффекты, высокой остается эмоциональная заражаемость.

     На  втором году жизни дети проявляют  гамму эмоций (обида, гнев, страх), при этом речь не так сильно развита и ребенок начинает выражать свое отношение к предметам не словами, а эмоциями: плач, крик, агрессивные жесты, хлопанье в ладоши, прыжки. В случае неудовлетворения актуальных потребностей ребенка, ребенок может проявлять элементы агрессии.

     К концу третьего года жизни появляется чувство юмора. Ребенок понимает комическое в результате восприятия необычной комбинации обычных предметов, но чувство юмора еще не совершенно, и не всегда бывает адекватным [13,64].

     Согласно  Л.Ф. Обуховой [20,217], в раннем детстве впервые активно проявляются страхи ребенка, они возникают в результате резкого изменения какого-либо стереотипа, в результате чего ребенок боится всего нового и незнакомого. Часто причиной страха является неправильное восприятие. Взрослый принимает прием запугивания как воспитательный прием, которым воспитывают послушание ребенка. Неправильная тактика взрослого может привести к обильным страхам, что формирует боязливую личность.

     В раннем возрасте ребенок продолжает активно сопереживать сверстникам и взрослым, т. е. развивается эмпатия. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека [15,184]. В полтора года у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.

     На  втором году жизни у ребенка впервые  формируется реакции на похвалу, в результате чего у ребенка формируется  правильное отношение к себе и  к своим качествам.

     Несмотря  на бурное развитие эмоций, все эмоции сохраняют ряд младенческих особенностей: все эмоции кратковременны, неустойчивы, бурно выражены, очень ситуативны и сильно влияют на поведение ребенка, в этом возрасте ребенок действует  под влиянием эмоций.

     В раннем возрасте развиваются высшие чувства. К трем годам развиваются  эстетические чувства (ребенок переживает характер музыки, радуется цветам и  красивой одежде) и интеллектуальные чувства (любознательность, удивление), что ведет к развитию познавательных процессов.

     Теперь  переходим к рассмотрению вопроса  формирования личности ребенка в  раннем возрасте. Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания. Самосознание тесно связано  с отделением себя от своих действий и осознанием собственных желаний. В целом, ребенок оценивает себя не иденфицировано.

     В раннем детстве каждый результат  деятельности подкрепляет Я-ребенка. При этом важно, чтобы его действия оценивались и замечались. Похвала  взрослого – чувство гордости, а постоянная критика взрослого приводит к развитию чувства вины и стыда.

     К трем годам под влиянием делового общения у ребенка формируется  целеустремленность, что приводит к  росту самосознания.

     В раннем возрасте рост самосознания ребенка  отражается в речи, показатель этого – употребление местоимения «Я». Ребенок при выполнении действий начинает их описывать (Я поиграю, Я сяду).

     Также о развитии самосознания говорит  отношение к своему имени. Имя  человека одновременно представляет его  индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол[5,117].

     Ребенок очень рано идентифицируется со своим  именем и не представляет себя вне  его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне [8,147].

     Далее рассмотрим развитие воли в раннем возрасте, как одну из составляющих эмоциональной сферы жизни ребенка. Воля в раннем возрасте развита недостаточно, поэтому поведение носит импульсивный и ситуативный характер. Цель и содержание его деятельности определяется внешними обстоятельствами ситуации, а не внутренними побуждениями.

     Примерно  к трем годам в связи с развитием  самосознания возникают личные желания, которые выражаются в форме «Я хочу» и «Я не хочу». С появлением личных желаний начинается становление личности.

     Волевое поведение начинается с постановки цели. Приблизительно в двух летнем возрасте возникает только стремление цели, но достигается она только с помощью взрослого. Появляются внутренние потребности, улучшается целеполагание и приводит к желанию ребенка достичь задуманного.

     В этом возрасте ребенок под влиянием внешних обстоятельств быстро отказывается от цели. На третьем году жизни целеполагание  и целедостижение улучшаются в связи с тем, что развивается речь, которая улучшает данный процесс.

     Наблюдение  за поведением окружающих людей и  подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации  ребенка. В течение  первого года жизни к началу этого возраста у него, формируется чувство привязанности. Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных [19,182]. 

     А.С. Спиваковская [10,94] пишет: «положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте