Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.
Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32
Стиль отношений взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги.
Родительство – это не просто определенный этап в жизни человека, включающий в себя определенные установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определенных теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Родительские установки, или
Таким
образом, родительство –
социально-психологический феномен, который
представляет собой эмоционально и оценочно
окрашенную совокупность знаний, представлений
и убеждений относительно себя как родителя.
Родительство рассматривают с очки зрения
двух различных подходов: системного и
феноменологичного. Л.Г Матвеева выделяет
четыре этапа родительства и присущие
этим этапам особенности развития ребенка.
Встречаясь с близкими взрослыми, на первых
этапах своей жизни, ребенок о них и
через них знакомится с окружающим миром.
А.С Спиваковская выделяет четыре родительские
установки: «принятие и любовь», «явное
отражение», «излишняя требовательность»,
«чрезмерная опека». Родительство – это
не просто определенный этап в жизни человека,
но и сложная деятельность, требующая
определенных теоретических знаний. Также
нужно обладать и соответствующими знаниями,
так как если родители умеют творчески
использовать имеющиеся у них знания и
умения, то есть если родительство становится
для них творчеством.
М.И. Лисина [16] под общением понимает информационное,
эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью [18,119]. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Д.Б. Годовиков [21,113] выделяет несколько типов средств общений, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
В конце первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним объективно ( поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого. Общение ребенка со взрослым теряет свою непосредственность уже во второй половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. Но втором году жизни содержание предметного сотрудничество ребенка со взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно - выработанных способов употребления предметов [22,193].
По словам Д.Б. Эльконина [31,196], своеобразие новой социальной ситуации развития заключается в том, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимое соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного итого же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. Достижение ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом трех лет, в котором выражает себя взросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.
Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками ребенок впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [14,271].
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
М.И. Лисина [16,79]выделяет основные параметры общения у детей раннего возраста:
1. форма общения:
Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношений детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности к взрослому снижается. Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка.
Таким
образом выделяют несколько типов
средств общения, экспрессивно –
мимическое, предметно – действенное,
речевые операции. В общении со взрослыми
и сверстниками ребенок впервые осознает,
что нужнот учитывать чужую точку зрения.
М.И. Лисина выделяет основные параметры
общения у детей раннего возраста: форма
общения, содержание потребности в общении,
ведущий мотив общения. Ситуативно – деловое
общение со взрослыми становится формой
и средством организации предметной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.
Во-первых, мы изучили особенности развития ребенка в раннем возрасте. Раннее дество в жизни ребенка занимает весьма однообразное положение. В раннем детстве больших результатов достигает психическое развитие: развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь, это первое рождение личности ребенка. На втором году жизни дети проявляют гамму эмоций (гнев, обида, страх) , выражают свое отношение к предмету эмоциями. К концу третьего года жизни появляется чувство юмора. Продолжает активно сопереживать сверстникам и взрослым, все эмоции сохраняют ряд младенческих особенностей.
Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте