Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.

Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик 2 курс....doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     Стиль отношений взрослых к ребенку  влияет не только на становление тенденции  к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка  в положительном отношении к  себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги.

     Родительство – это не просто определенный этап в жизни человека, включающий в себя определенные установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определенных теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

       Родительские установки, или позиции  – один из наиболее изученных  аспектов детско-родительских отношений.  А.С. Спиваковская [10,114] под родительскими установками понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в тридцатых годах были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отражение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

     Таким образом, родительство – социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя. Родительство рассматривают с очки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного. Л.Г Матвеева выделяет четыре этапа родительства и присущие этим этапам особенности развития ребенка. Встречаясь с близкими взрослыми, на первых этапах своей жизни, ребенок о  них и через них знакомится с окружающим миром. А.С Спиваковская выделяет четыре родительские установки: «принятие и любовь», «явное отражение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Родительство – это не просто определенный этап в жизни человека, но и сложная деятельность, требующая определенных теоретических знаний. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, так как если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством. 
 

      1. Роль  общения в развитии ребенка раннего  возраста

    М.И. Лисина [16] под общением понимает информационное, 

эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются  и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

     Развитие  ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое  влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью [18,119]. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют  предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

     Д.Б. Годовиков [21,113] выделяет несколько типов средств общений, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

  • экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми ( в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства-внимание, интерес и т.п.;
  • предметно действенные: возникают  позднее (до трех лет) и имеют также знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-миммических большей произвольностью;
  • речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

     В конце первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка и  взрослого взрывается изнутри. В  ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок  и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним объективно ( поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого. Общение ребенка со взрослым теряет свою непосредственность уже во второй половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. Но втором году жизни содержание предметного сотрудничество ребенка со взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно - выработанных способов употребления предметов [22,193].

     По  словам Д.Б. Эльконина [31,196], своеобразие  новой социальной ситуации развития заключается в том, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимое соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного итого же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. Достижение ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом трех лет, в котором выражает себя взросшая самостоятельность  ребенка и целенаправленность его действий.

     Длительный  дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность  последнего в положительном отношении  к нему взрослых вообще, вызывает чувство  тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками ребенок впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [14,271].

      Если  обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

  • оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
  • оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
  • оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

     Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей  и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

  1. для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др); 
  2. при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

      М.И. Лисина [16,79]выделяет основные параметры общения у детей раннего возраста:

         1. форма общения:

  • ситуативно-личностная;
  • ситуативно-деловая (1-3 года);
    1. содержание потребности в общении:
  • доброжелательное внимание взрослого;
  • потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
    1. ведущий мотив общения:
  • личностный - взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
  • деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений   и знаний (от одного года до трех лет);
    1. значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
  • неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;
  • развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (от одного года до трех лет).

     Подводя итог можно отметить, что общение  является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношений детей  к взрослым. Более всего ребенка  удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности к взрослому снижается. Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка.

     Таким образом выделяют несколько типов  средств общения, экспрессивно –  мимическое, предметно – действенное, речевые операции. В общении со взрослыми и сверстниками ребенок впервые осознает, что нужнот учитывать чужую точку зрения. М.И. Лисина выделяет основные параметры общения у детей раннего возраста: форма общения, содержание потребности в общении, ведущий мотив общения. Ситуативно – деловое общение со взрослыми становится формой и средством организации предметной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, мы рассмотрели роль родителей в  развитии ребенка в раннем детстве.

     Во-первых, мы изучили особенности развития ребенка в раннем возрасте. Раннее дество в жизни ребенка занимает весьма однообразное положение. В раннем детстве больших результатов достигает психическое развитие: развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь, это первое рождение личности ребенка. На втором году жизни дети проявляют гамму эмоций (гнев, обида, страх) , выражают свое отношение к предмету эмоциями. К концу третьего года жизни появляется чувство юмора. Продолжает активно сопереживать сверстникам и взрослым, все эмоции сохраняют ряд младенческих особенностей.

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте