Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.

Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик 2 курс....doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослому людям в ранние годы, особенно к матери и другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют огромную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

     Р.В. Овчарова отмечает, что один из этапов этого периода (3 года) некоторые психологи называют «кризисом трёх лет» [23,175]. Так как именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, и в связи с этим возникают проблемы в поведении ребёнка: малыш часто капризничает, употребляет слова «не хочу», «не буду». В этом случае родители должны ясно объяснить ребёнку, что можно, а что нельзя. В то же время запреты не должны сковывать его инициативу.

     Период  «упрямого детства» — серьезное испытание для родителей и детей. Появляются новые функции и задачи: развитие речи; физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации. Также на этом этапе в функции и задачи родителей входит: создание благоприятного климата в доме; забота, тепло и любовь по отношению к ребёнку. И им, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог  будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.

     Таким образом, возникающие в процессе развития самосознание, высшие чувства, способность к обособлению, осознаваемая и развивающаяся воля готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью. Чувства и эмоции в раннем возрасте выполняют побуждающую роль являясь мотивом поведения, но несмотря на такую незрелость происходят существенные положительные изменения в эмоциональной сфере: содержание переживаний значительно обогащается, ярче проявляются собственные чувства.  В период раннего детства у ребенка возникает «кризис трех лет». Причиной этого является осознание ребенком себя как личности. Этот период сложен для ребенка и его родителей, появляются новые функции и задачи. Данное время – залог будущих отношений родителей с ребенком.

       

     1.1.2. Развитие речи  в раннем детстве

     Ранний  возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

     На  втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять  в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от одного года пяти месяцев до двух лет.

     Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.

     Второе  полугодие второго года жизни  характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к одному году восьми месяцам он достигает ста слов, к двум годам – свыше трехсот слов) [9,97].

     По данным В. В. Гербовой[8,83], в словаре детей третьего года жизни, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в полтора раза.

     На  протяжении раннего возраста словарь  ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой  устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

     Главная особенность речи в раннем детстве  ее автономный характер, т. е. эта речь эмоциональна, ситуативна и понятна только близкому взрослому.

     Особенности автономной детской речи:

    1. Фонетические – детские слова по своему звучанию могут напоминать 

взрослую  речь, а могут отличаться от нее:

- произносятся  слова, не соответствующие взрослой речи;

- слова-обрывки;

- слова-искажения, повторяющие фонетический и ритмический рисунок;                 - слова-звукоподрожания (произношение звуков еще очень несовершенно, но это является возрастной нормой).

     2. Лексические. Для понимания значения слов характерны две особенности:  

- многозначность  – присвоение слову множества лексических знаний;

- ситуативность – сужение лексического значения данного слова вследствие восприятия предмета в конкретной ситуации.

         3.   Грамматические. Автономная речь имеет своеобразные связи

между словами. Язык ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят в друг друга как  междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Появляется много глаголов в речи. Ребенок умеет ближе  к трем годам изменять слова в предложения, с помощью изменения окончаний.

        4.   Связанные:

- стадия  слов-предложений (от года до полутора лет) – ребенок одним словом отображает целую грамматическую конструкцию, причем слово неотделимо от действий. Высказывание ограничивается одним словом, но выполняет различные функции.

- стадия  двух - трехсловных предложений (от полутора лет до двух лет) – ребенок начинает выражать мысли какой-либо фразой. Как правило, глагол-сказуемое и существительное, которое играет роль либо дополнения, либо подлежащего. Появляются предложения, где ребенок описывает собственные действия.

         Появление двухсловного предложения вызвано новыми

потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения  и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.

     На  первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно

связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога [9,99]. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

         В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление

ее связано  с расширением круга общения  дошкольника, его представлений, с  ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

         Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом

случае  ребенку не могут существенно  помочь. Возникшее противоречие между  потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.

         Важная  роль в ее формировании принадлежит взрослому, который

знакомит  ребенка с примерами такой  речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

         Получает  дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи

ребенком.

         По  данным А. А. Люблинской [17,276], особое значение при

понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять

поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и  ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка  является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

     На  третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по

качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

     А.А. Леонтьева [14,121] считает, что слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

     Совершенствуется  в раннем возрасте и звуковая сторона  языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и  формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова.

     Итак, в раннем возрасте ребенок активно  усваивает все компоненты родного языка, расширяется словарь ребенка и уточняется произношение слов. Речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. К концу раннего возраста дети довольно хорошо  согласовывают слова в предложения.

     Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения. 
 

     1.1.3. Развитие предметной  и других видов  деятельности в  раннем                        

               возрасте

     Уже в период младенчества ребенок выполняет  довольно сложные манипуляции с  предметами – он может научиться  некоторым действиям, показанным ему  взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить  некоторые собственные удачные действия. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов – ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.

     По  данным В.С. Мухиной [18,151], переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.

     Предметная  деятельность связана с общественно  выработанными способами действия с предметом. При этом предметная деятельность дифференцируется от игровой. В предметной деятельности в раннем детстве возникают и формируются новообразования ребенка. К началу второго года жизни у ребенка уже имеется определенное количество специфических действий, которыми он воспроизводит внешние движения. Но это еще только воспроизведение действия, но не само предметное действие. В начале второго года жизни он пока действует только с тем предметом, с которым действовал взрослый. Позже (один год один месяц – один год два месяца) появляется перенос действия на другой предмет, т.е. схема действия отделяется от конкретного предмета, но смысл действия остается для ребенка неясным. Перенос действия идет двумя путями:

     1. с одного предмета на другой, в результате чего развивается  обобщение;

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте