Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.

Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик 2 курс....doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     Формирование  личности в раннем детстве связано  со становлением самосознания. Каждый результат деятельности в раннем детстве подкрепляет Я – ребенка.

     Воля  в раннем детстве развита недостаточно, поэтому поведение носит импульсивный и ситуативный характер. Один из основных источников личностной социализации ребенка является наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им.

     Одним из этапов раннего детства психологи  называют «кризисом трех лет». Причиной этого является осознание ребенком себя как личности. Данное время залог отношений родителей с ребенком.

     Ранний  возраст является период особенно благоприятный  для освоения речи. Ребенок активно  усваивает все компоненты родного  языка, расширяется словарь ребенка и уточняется произношение слов. Главная особенность речи ее автономный характер. Особенности автономной детской речи: фонетические, лексические, грамматические, связные слова. На первых этапах развития речь ребенка ситуативна, но позднее возникает и описательная речь ребенка. На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству, также совершенствуется и звуковая сторона языка. Строится правильное произношение звуков, что повышает требования к речи взрослого. Общение со взрослыми имеет определяющее значение для развития речи.

     Также в раннем детстве развивается  предметная и другие виды деятельности. Предметная деятельность связана с  общественно выработанными способами  действия с предметом. П.Я. Гальперин  выделил два вида предметной деятельности: ручные и орудийные. Д.Б. Эльконин выделил в предметной деятельности две стороны: смысловую и техническую. Когда действие сформировалось, эти стороны слиты и образуют единство. Позже ребенок воспроизводит предметные действия ради выполнения поручений взрослого. К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности: это игра и продуктивные виды деятельности (лепка, рисование). Различают два вида игр: предметная и сюжетно-ролевая. Предметная игра направлена на воспроизведение действий с предметами. Различают этапы игр: отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра. В связи с развитием предметной деятельности в раннем возрасте возникают предпосылки к овладению рисованием. Ранний возраст – это период когда ребенок психологически погружается в предметную, игровую, изобразительную, трудовую и бытовую деятельности. У ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает использовать орудия труда. В действиях ребенка любой предмет  берет  на себя функцию другого предмета. Ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого. Также в предметной и других видах деятельности идет психическое, личностное развитие.

     Во-вторых, мы рассмотрели роль родителей в  развитии ребенка в раннем возрасте. Мы изучили термин родительство. Родительство – социально-психологичекий феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя. Данный термин рассматривается с точки зрения двух подходов: системного и феноменологичного. Л.Г Матвеева выделяет четыре этапа родительства и присущие этим этапам особенности развития ребенка. А.С. Спиваковская выделяет четыре родительские установки: «принятие и любовь», «явное отражение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Родительство – сложная деятельность, требующая определенных теоретических знаний.

     Далее мы рассмотрели роль общения в  развитии ребенка раннего возраста. Развитие ребенка во многом зависит  от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и на физическое развитие. Выделяют несколько типов средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые операции. Ребенок в общении со взрослыми осознает, что нужно учитывать чужую точку зрения. М.И. Лисиной выделяются основные параметры общения у детей: содержание, потребности в общении, ведущий мотив общения. В раннем детстве изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение становится формой и средством организации предметной деятельности. Общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.

     Таким образом, родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 672 с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – 2-е изд., перераб. –СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 397 с.
  3. Адаева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1991. -158 с.
  4. Азаров Ю. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993. – 605 с.
  5. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  6. Бойко В.В. Растет ребенок… - Л.: Лениздат, 1982. – 64 с.
  7. В помощь молодым родителям. /Сост. А.И. Егорова. – Пермь: Книжное издательство, 1989. – 75 с.
  8. Гербова В.В. Занятия  по развитию речи во 2 младшей группе детского сада: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1989. - 110 с.
  9. Детская психология: Учебное пособие /Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
  10. Как быть родителями: (о психологии родительской любви) /А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 157 с.
  11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 2-е изд., испр. и доп – М.: Просвещение, 1965. – 288 с.
  12. Кон И.Г. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – 269 с.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 473 с.
  14. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 351 с.
  15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 384 с.
  16. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  17. Люблинская А.А. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
  19. Немов Р.С. психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.2: Психология образования. -608 с.
  20. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Пед. общество  России, 2000. – 448 с.
  21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 45 с.
  22. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. /В.В. Ветров, Д.Б. Годовиков, М.Е. Елагин и др. / М.: Педагогика, 1985. – 207 с.
  23. Овчарова Р.В. Психология родительства. Высш. проф. Образование. – М.: Академия, 2005. – 437 с.
  24. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушкин. / М.: АСТ-пресс, Южно-Уральское книж. изд-во, 1999. 320 с.
  25. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. А.М. Фонарева; Предисл. А.М. Фонарева и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1987. – 269 с.
  26. Ребенок и семья. Хрестоматия. Психология семейных отношений. – Самара: БАХРАХ – М., 2002. – 239 с.
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Сост., авторы коммент. и послесл.: А.В. Брушлинский, К.А. Абдульханова-Славская/ - СПб., М., Харьков, Мн.: Питер, 1998. – 688 с.
  28. Филиппова Г.Г. Материнство. Сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал. – 1999. - №5. – с. 82-87.
  29. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  30. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов. / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Инст. практической псиъхологии, 1996. –

          302 с.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология. (развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М.: Учпедтиз, 1960. – 328 с.
  2. http:// ref.ua/work/det-27912.html.

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте