Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли родителей в развитии ребенка в раннем возрасте.
Объектом данного исследования являются детско-родительские отношения.
В качестве предмета рассматривается отображение влияния родителей на развитие ребенка в раннем возрасте в психологической литературе.

Для достижения целей нашей работы мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния родителей на ребенка в раннем возрасте.
2. Изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте.
3. На основании полученных данных уточнить роль родителей в развитии ребенка в раннем детстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы влияния родителей на
развитие ребенка в раннем возрасте……………………………………5
1.1. Особенности развития ребенка в раннем возрасте……………….......5
1.1.1. Развитие личности в раннем детстве………………………......5
1.1.2. Развитие речи в раннем возрасте……………………………….10
1.1.3. Развитие предметной и других видов деятельности в раннем
возрасте…………………………………………………………..14
1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте……………….19
1.2.1. Родительство как феномен……………………………………...19
1.2.2. Роль общения в развитии ребенка раннего возраста………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовик 2 курс....doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)
gn="justify">     2. перенос в другую ситуацию. Таким  образом происходит отрыв действия  от единичного предмета и конкретной  ситуации.

     П.Я. Гальперин выделил 2 вида предметной деятельности в раннем возрасте [1,346]:

     1. ручные – в этом случае предметами  действуют как рукой;

     2. орудийные – в этом случае  рука подстраивается под орудие.

Использование орудийного действия направлено не на функциональное удовольствие, а на результат.

     Следующая перестройка в предметной деятельности происхлдит под влиянием образа действий, который предлагает взрослый. В результате начинает складываться совместная деятельность, в результате которой взрослый передает ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов, т.е. ребенок начинает подчинять действия не логике орудия, а логике употребления данного предмета, принятого в данном обществе.

     Д.Б. Эльконин [27,287]в предметной деятельности выделил две стороны:

    • смысловую
    • техническую

       Когда действие сформировалось, эти стороны слиты и образуют единство.

     Позже ребенок начинает воспроизводить предметные действия с особым смыслом, ради выполнения поручений взрослого. Характерной  особенностью является постоянная ориентация на оценку взрослого, что закладывает  основу формирования оценки предметной деятельности.

          К концу раннего детства (на  третьем году жизни) начинают  складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых  форм за пределами этого возраста  и начинают определять психическое  развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

     Игровая деятельность начинает складываться в  раннем детстве. Различают два вида игр[30,190]:

    • предметная
    • сюжетно-ролевая

     Предметная  игра направлена на воспроизведение  действий с предметами. В раннем детстве формируются разнообразные предпосылки к ролевой игре. Это переименование предметов, отождествление своих действий с действиями взрослых, называние себя именем другого человека, формирование действий, которые воспроизводят действия других людей.

     Содержание первых игр ограничивается двумя-тремя действиями (кормление куклы, укладывание ее спать). Но дети не отображают сюжетов их субъективной жизни, а показывают то, что им показал взрослый.

     В раннем детстве в игре дети начинают использовать разнообразные заместители, замещая один предмет другими. Ребенок не дает предмету-заместителю другие названия, затем дети дают предметам игровое название [27,417].

     В играх детей нет развернутых  ролей, но можно наблюдать постепенно формирование предпосылок к ролевой  игре. С появлением предметов-заместителей ребенок начинает изображать действия конкретных взрослых, действуя, как взрослый. Постепенно ребенок узнает себя в игре и понимает, что играет роль.

     Различают этапы игры:

    1. Отобразительная игра – распространена у детей 1,5 лет, отображает предметно-игровые действия.
    2. Сюжетно-отобразительная игра – ребенок разворачивает элементарный сюжет.
    3. Сюжетно-ролевая игра – после трех лет.

     Согласно  В.В. Бойко[6,57], в ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми.

     В связи с развитием предметной деятельности в раннем возрасте возникают предпосылки к овладению рисованием. На втором году возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Ребенок начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая беспорядочные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить, он просто манипулирует карандашом по бумаге. Ребенок делает важное открытие, которое оставляет след и ребенок видит наглядный образец собственных действий. Каракули вызывают у ребенка интерес, стремление их повторить. Каракули – это прерывания, слегка закругленные линии с одинаковым слабым нажимом [29,179].

     По  мнению В.С. Мухиной [18,161], перелом в рисовании возникает, когда ребенок узнает в каракулях предметы окружающего мира, но такой рисунок еще очень далек от реальности, поскольку у ребенка не было намерений нарисовать именно это. Когда ребенок раннего возраста высказывает намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю… солнышко… зайчика»), он имеет ввиду знакомый ему графический образ – сочетание линий, которое в его прошлом опыте обозначалось как то или иной предмет. Графическим образом многих предметов становится закругленная линия.

     Для формирования собственно изобразительной  деятельности недостаточно лишь отработки  «техники» нанесения линий и  обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

     В раннем детстве появляется стремление ребенка действовать со взрослым, как большой. Дети ежедневно наблюдают  за трудом взрослого и видят их результат. Ребенка привлекают дела взрослого, поэтому он настойчиво требует помогать ему. Но смыл трудовых действий не всегда понятен ребенка, поэтому эмоциональное желание действовать со взрослым выражено сильнее, чем результат. Качество трудовых операций очень низкое , поскольку ребенок ориентирован на желание, привлекательность труда.

     Главная черта труда – орудийность, то есть ребенку важно использовать какое-либо орудие в конкретном трудовом действии, поэтому он часто не доводит  начатое до конца. Цель оперирования с орудиями труда лежит в самих  действиях.

     С двух с половиной лет начинает формироваться личностное новообразование – гордость за собственные достижения. И теперь ребенок видит результат своих действий и хочет получить положительную оценку. Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать результат. Сначала он фиксирует трудовые действия и его результат в речи, а затем начинает претворять свои действия.

     Наряду  с результативными действиями появляются предпосылки продолжения действий, но только в совместном труде со взрослым.

     Со  становлением предметной деятельности ребенок осваивает бытовые навыки, ребенок интересуется функциями предметов, включается в бытовые процессы. Технической стороной бытовой деятельности выступают культурно-гигиенические навыки, которые направлены на подержание личной гигиены с помощью социально заданных средств [15,247].

     Ребенок в бытовой деятельности начинает усваивать первые причины следственной связи (одежда, полотенце), что положительно влияет на его мышление.

     Привитие  культурно-гигиенических навыков  повышает контроль к собственному внешнему виду, формирует представления о тел, учит быть опрятным, бережливым.

     В результате освоения культурно-гигиенических  навыков ребенок начинает осваивать  правила культуры поведения[24,174]:

    • мыть руки перед едой, после посещения туалета;
    • аккуратно есть, не разговаривать во время еды;
    • складывать свою одежду перед сном;
    • просится на горшок;
    • чистить зубы, расчесываться, одеваться;
    • употреблять вежливые слова;
    • пользоваться носовым платком и др.

Итак, предметная деятельность становится ведущей в  раннем возрасте. В раннем возрасте зарождаются и другие виды деятельности. Ранний возраст -  это период, когда ребенок психологически погружается в предметную, игровую, изобразительную, трудовую и бытовую деятельности. У ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает использовать орудия труда в конкретном трудовом действии. В действиях ребенка любой предмет  может взять на себя функцию другого предмета. Ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого. Также в предметной и других видах деятельности идет психическое, личностное развитие. 
 

     1.2. Роль родителей  в развитии ребенка  в раннем возрасте

     1.2.1. Родительство как  феномен

     Родительство  – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях повеведенческой составляющей родительства [23,31].

     В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется  в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.

     Становление характеризуется согласованием  представлений мужчины и женщины  относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребенка начинает реализоваться на практике.

     Психологами Р.В. Овчаровой [23], Л.Ф. Обуховой [21] рассматривается   родительство как психологическое явление с точки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного.

     Согласно  Р.В. Овчаровой [23,83] на стадии развитой формы родительство включает в себя такие компоненты:

  1. Родительские ценности
  2. Установки и ожидания
  3. Родительское отношение
  4. Родительские чувства
  5. Родительские позиции
  6. Родительскую ответственность
  7. Стиль семейного воспитания

     Согласно  системному подходу, родительство в  качестве относительно самостоятельного образования входит в более крупную  систему, каковой является система  семья.

Используя принципы системного подхода, применительно к психолого-педагогическому формированию феномена родительства, можно констатировать следующее: 
1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.  
2. Феномен родительства многогранен. Родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на субъективно-личностном уровне и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются естественными этапами формирования родительства.  
3. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема — уровень влияний общества; мезосистема — уровень влияния родительской семьи; микросистема — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены первые три уровня.  
4. Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития.  
5. Психолого-педагогическое формирование родительства должно осуществляться с опорой на педагогические компоненты родительства как интегрального психологического образования личности.

            Родительство, являясь динамической  системой, имеет определенные этапы,  на которых психологи выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребенка.

     Л.Г. Матвеева [24, 268] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребенка:

  1. Раннее младенчество (до одного года). В это время для ребенка огромное значение имеет любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающего мира.
  2. Позднее младенчество и раннее детство (от одного года до пяти лет), на этом этапе становление самостоятельности м уверенности зависит от характера общения со взрослыми,
  3. Дошкольный и младшешкольный период (от пяти до одиннадцати лет). На этом этапе ребенок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале,
  4. Подростковый период и юность (от одиннадцати до семнадцати лет). На этом этапе в поведении ребенка характерна ориентация на нормы взрослых.

     Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова подчеркивали, что  именно с близкими взрослыми (мамой, папой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте