Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – сконструировать технологию сказкотерапии как метода адаптации детей к детскому саду.
Задачи работы:
1. Дать определения понятиям «адаптация», «социальная адаптация», «социальная терапия», «сказкотерапия»;
2. Описать формы и принципы работы по организации процесса адаптации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 5
1.1 Характеристика понятия «адаптация» 5
1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация» 6
1.3 Социальная дезадаптация 8
1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям 9
ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 13
2.1 Понятие «сказкотерапия» 13
2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками 15
2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации 21
ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ 23
3.1 Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии 23
3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии 24
3.3 Особенности проведения сказкотерапии 27
3.4 Куклотерапия как разновидность сказкотерапии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

технологи социальной работы.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей.

Одним из наиболее значимых методов психодиагностической работы, в том числе и работы по адаптации ребенка к дошкольному учреждению является сказка. Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому». [5, С.76] Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться. [6, С.12]

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования  взаимодействий с окружающим миром. [16, С.19]

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Цель данной работы – сконструировать  технологию сказкотерапии как метода адаптации детей к детскому саду.

Задачи работы:

  1. Дать определения понятиям «адаптация», «социальная адаптация», «социальная терапия», «сказкотерапия»;
  2. Описать формы и принципы работы по организации процесса адаптации;
  3. Рассмотреть метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста;
  4. Выявление роли сказкотерапии в процессе социальной адаптации;
  5. Рассмотреть особенности применения метода сказкотерапии в период адаптации ребенка к условиям детского сада.

Объектом исследования является социальная адаптация ребенка к детскому саду.

Предметом исследования – сказкотерапия  как метод социальной адаптации ребенка к детскому саду.

В данной работе будут рассмотрены  различные формы и принципы работы по организации процесса адаптации  ребенка к новым условиям. Более  подробно будет раскрыто содержание метода сказкотерапии, особенности  проведения сказкотерапии с детьми дошкольного возраста, а так же описана структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

 

ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ  РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

1.1 Характеристика понятия «адаптация»

Часто поступление в детский  сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока.

Сложность приспособления организма  к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые  успехи, определяют необходимость учета  всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. [1, С.49]

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

Общая задача воспитателей и родителей  – помочь ребенку по возможности  безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [13, С. 17].

Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир.

1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация»

Социальная терапия – это  комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. (18, С.277).

По определению С. В. Тетерского, социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

В соответствии с объектом воздействия  выделяются следующие виды социальной терапии.

1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от социального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию.

2. Групповая, представляющая собой  стратегию воздействия, направленную  на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.

3. Семейная терапия – работа  социального работника или другого  специалиста с семьёй, которая  рассматривается как целостная  единица. Стремясь оказать необходимую  помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Следствием успешной социальной терапии является социальная адаптация.

Социальная адаптация - процесс  активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью  различных социальных средств, процесс  интеграции человека в общество, в  результате которого достигается формирование самосознания - и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Показателем успешной социальной адаптации  является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Показателем неуспешной социальной адаптации  является перемещение индивида в  иную социальную среду либо отклоняющееся  поведение, т.е социальная дезадаптация.

1.3 Социальная дезадаптация

Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей  чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические  и психосоматические расстройства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.

Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятных воздействий  окружающей среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны  для детства, но не являются адекватными в последующие возрастные периоды.

Задача взрослого - не ограждать  ребенка от неблагоприятных условий  среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Было замечено - прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. [5]

1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям

Дошкольник проявляет живой  интерес лишь к тому, что его  в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение  и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.

В период адаптации ребенка к  новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения. [1, С.49]

Принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:

  • тщательный подбор педагогов в формирующихся группах;
  • предварительное ознакомление родителей с условиями работы доу;
  • постепенное заполнение групп;
  • гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек;
  • информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт. [2, С.21]

В процессе адаптации ребенка в  ДОУ также используют такие формы  и способы адаптации детей  как: [2, С.24]

  1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и  узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают  более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

Информация о работе Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду