Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – сконструировать технологию сказкотерапии как метода адаптации детей к детскому саду.
Задачи работы:
1. Дать определения понятиям «адаптация», «социальная адаптация», «социальная терапия», «сказкотерапия»;
2. Описать формы и принципы работы по организации процесса адаптации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 5
1.1 Характеристика понятия «адаптация» 5
1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация» 6
1.3 Социальная дезадаптация 8
1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям 9
ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 13
2.1 Понятие «сказкотерапия» 13
2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками 15
2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации 21
ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ 23
3.1 Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии 23
3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии 24
3.3 Особенности проведения сказкотерапии 27
3.4 Куклотерапия как разновидность сказкотерапии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

технологи социальной работы.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в процессе рассказывания  сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости, введение собственного имени ребенка, особенно перед тем, как будто сказаны  важная фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне.

Рассказывание сказок всегда притягательно  для ребенка и позволяет создать  максимально комфортную обстановку, что требует от психолога значительного  напряжения и умения рассказывать сказки.

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте одной из актуальных проблем  является тревожность и повышенные страхи детей. [7, С. 29]

Сказка, как средство коррекции  детских страхов всегда имеет  тройную направленность: во-первых, она дидактически приемлема; во-вторых, она включает в действие основные, познавательные процессы, что способствует мягкому переходу от воображаемой ситуации к ситуации реальной; в-третьих, процесс трансформации из воображаемой ситуации в реальную, через игровую - как раз тот путь, который при помощи психологической коррекции позволяет добиться значительного снижения уровня тревожности и страхов у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т.к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.  

Маленькие дети часто находятся  «в плену эмоций», поскольку еще  не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. 

Особенно трудным для ребенка  бывает период, когда в его жизни  происходят существенные изменения  – он начинает ходить в детский  садик или в школу. Требуется  немало времени, чтобы ребенок  освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.  

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний,  а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Сказка в определенной степени  удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка  дошкольного возраста: [17, С. 33]

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств  личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

• мотивационного, включающего отношение  к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и др.);

• когнитивного, связанного с познанием  другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

• поведенческого - выбор адекватных ситуаций, способов общения.

2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации

Эффективность коррекции средствами сказкотерапии детских страхов  и тревожности зависит от учёта особенностей психического развития данной категории детей, механизмов восприятия и понимания невербальной информации, передаваемой в сказках.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми. Метафоры позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью  ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс  эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, как нельзя лучше способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.

Сказкотерапия – естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности  и справляться с ними.

При сказкотерапии даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по – разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент,  для решения его проблемы.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у  него появляются новые представления  о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. 

По мере расширения сферы общения  дети испытывают действие разнообразных  социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные  эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

3.1 Индивидуальная работа при  использовании метода сказкотерапии

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами: для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка; педагог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы,    ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Однако существуют рекомендации к  применению сказкотерапии, которые  могут быть  сформулированы следующим  образом: [15, С. 54]

 Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

 «В некотором царстве, в  некотором государстве»…Эти слова  как будто дают понять, что  такая история могла произойти  где угодно: может быть, за тридевять  земель, а может быть, и совсем  рядом. Это будет зависеть от  того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

 Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)..

 Способ подачи сказочного  материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные  приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. [16, С. 57]

Часть 1.Вводная

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт  между всеми  участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2.Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят элементы сказкотерапии с импровизацией, сказочные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, рисование сказки.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

Поскольку занятия предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  • упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
  • дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);
  • мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
  • двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
  • чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Во время занятий дети сидят  в кругу – на стульчиках или  на полу. Круг – это, прежде всего, возможность  открытого общения. Форма круга  создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Полухина О. в своей работе «Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста)» выделяет следующую структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия:

 

Этап

Назначение

Содержание этапа

1

Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу.

Войти в сказку.  Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу.

2

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый  раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о  том, что было в прошлый раз, что  они помнят, использовали ли они  новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло  в жизни то, чему они научились  в прошлый раз и пр.

3

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.

4

Закрепление  

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств в личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие  детям приобрести новый опыт, совершаются  символические путешествия, превращения  и пр.

5

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует  вместе с детьми, в каких ситуациях  их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать  его с уже имеющимся.  

Ведущий подводит итоги занятий. Четко  проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7

Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить  ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуалов «входа» в  занятия с дополнением. Ведущий  говорит: «Мы берем с собой  все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают  руки в круг, как будто что-то берут  из круга, и прикладывают руки к груди.

Информация о работе Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду