Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – сконструировать технологию сказкотерапии как метода адаптации детей к детскому саду.
Задачи работы:
1. Дать определения понятиям «адаптация», «социальная адаптация», «социальная терапия», «сказкотерапия»;
2. Описать формы и принципы работы по организации процесса адаптации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 5
1.1 Характеристика понятия «адаптация» 5
1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация» 6
1.3 Социальная дезадаптация 8
1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям 9
ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 13
2.1 Понятие «сказкотерапия» 13
2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками 15
2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации 21
ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ 23
3.1 Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии 23
3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии 24
3.3 Особенности проведения сказкотерапии 27
3.4 Куклотерапия как разновидность сказкотерапии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

технологи социальной работы.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

 

Так же Полухина О. описывает принципы работы со сказками:

Принцип

Основной  акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание  роли каждого персонажа в развивающихся  событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первы1й взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

 

 

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

 

 

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает  перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.


 

 3.3 Особенности проведения сказкотерапии

Сказкотерапию проводить лучше  в отдельном, небольшом помещении, хорошо освещенном. Для проведения сказкотерапии в помещении не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание детей.

Сказкотерапию достаточно проводить  один раз в неделю, 15-20 минут. Регулярность проведения способствует закреплению  положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. В этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться наиболее ярко. В играх, которые присутствуют в сказкотерапии, должны участвовать дети с разными чертами характера, что динамизирует ход сказкотерапии. Не желательно, чтобы в группе было более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Так как детям нравятся повторения, целесообразно иногда повторять  сеансы сказкотерапии. В отдельных  случаях временные рамки сказкотерапии  могут изменяться. Когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Следует уделить больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку. Если у детей возникает утомление, взрослому необходимо прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.

В дальнейшем применяется сказкотерапия  с направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Здесь используется большей частью творческие игры с элементами поиска, наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). [14, С. 51]

3.4 Куклотерапия как разновидность  сказкотерапии

Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет  красивую, нарядную куклу и выходит  с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе где мы играем.

Кукольный персонаж привлекает внимание ребенка и ребёнок открыв, рот  слушает и готов пойти за ним. Воспитатель берет ребенка за руку и ведет в групповую комнату. И все также от лица куклы начинает знакомить ребенка с помещением. Затем в процессе наблюдении за детьми в период адаптации выявлется проблема, которая впоследствии устраняется с помощью куклы или другого персонажа, путем обыгрывания этой проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ребенку: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации, следует учитывать следующее кукла или персонаж должен быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Обычно воспитатель придумывает мини этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа. [8, С.35]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс перехода ребенка из семьи  в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для  родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем  те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает  необходимость преодоления психологических преград. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:

Первая проблема - у детей, поступающих  в детский сад, довольно низок  уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Использование в работе с ребенком детсадовского возраста сказкотерапии  дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации, облегчает  его привыкание к новым условиям.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать  свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в  сказке случается все, что не может  происходить в реальности, там  есть говорящие животные, волшебные  палочки, чудесные мельницы... И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
  3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Изд-во ДНК, 2001.
  5. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, №5, 2005/
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии - СПб.: ООО Речь, 2006 - 171 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии- СПб.: ООО Речь, 2000. - 310 с.
  8. Корепанова М., Брежнева М.  Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2008. №1
  9. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы» - М.: ЦГЛ, 2003.
  10. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.
  11. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
  12. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) № 2-2002, [Конференция PostFactum/Педагогика и психология]
  13. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
  14. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
  15. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2005.
  16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996 г.
  17. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. - СПб., 1998.
  18. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002.
  19. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

 


Информация о работе Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду